Я любил женщин своей кистью.. П. Ренуар

Ренуар.“Зонтики”, 1876, Национальная галерея.Лондон.


        "Ренуар - прежде всего рисовальщик человеческих фигур. Его сильная сторона - прекрасные цветовые гаммы, плавно и тепло перетекающие друг в друга, соединяясь в чудесную гармонию. Кажется, что видишь телесность Рубенса, освещенную божественным светом Веласкеса."                Эмиль Золя.
               
     Ренуар  Пьер Oгюст (1841-1919), французский живописец, график и скульптор. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера.

             Младший брат Ренуара Эдмон рассказывал: "Из того, что он рисовал углем на стенах, сделали вывод, что у него есть способности к профессии художника. Так случилось, что наши родители отдали его к живописцу по фарфору. Ему повезло, что происходит не всегда. Юный подмастерье серьезно принялся за освоение ремесла: кончался день, и, вооружившись картоном больше его самого, он отправлялся на бесплатные курсы рисунка. Так продолжалось два или три года.

          Он быстро прогрессировал: через несколько месяцев ученичества ему уже поручали расписывать предметы, которые дают обычно рабочим, что сделало его объектом шуток - его дразнили Месье Рубенс, он плакал, потому что над ним смеялись".
              Вскоре трудолюбие Ренуара начало приносить плоды. К тому времени, когда ему исполнился двадцать один год, он заработал достаточно денег, чтобы начать основательно изучать искусство. В апреле 1862 года он поступил в Школу изящных искусств в Париже.

            Главным событием этого периода жизни Ренуара была встреча в ателье Глейра с теми, кто стал его лучшими друзьями на всю жизнь и единомышленниками в искусстве. Ренуар сразу заметил в ателье высокого изящного юношу, "по-настоящему элегантного элегантностью людей, которые дают разносить новые ботинки своему лакею".

           Действительно, Фредерик Базиль был из богатой семьи, его родителям принадлежало имение около Монпелье, и они могли давать ему достаточно денег для того, чтобы снимать мастерскую в Париже. Еще важнее было то, что его родители знали Эдуарда Мане и Базиль много раз был у него в мастерской. "Ты понимаешь, Мане так же велик для нас, как Чимабуэ и Джотто для итальянцев кватроченто.

        Появление в ателье Глейра Клода Моне не могло пройти незамеченным. Этот юноша из Нормандии, у которого в кармане почти никогда не было ни единого су, выглядел, тем не менее, аристократом. Его смелость, уверенная манера держаться, свобода в общении с людьми и свобода его живописи сделали Клода Моне безусловным лидером группы друзей.

                Для Ренуара он стал одним из самых близких людей. На портретах Ренуара Клод Моне предстает во время работы на пленэре, читающим газету или откровенно позирующим. И только Ренуар смог передать потомкам обаяние его независимой личности.

     Ренуар работал в Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию. В ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого Эдуарда Моне.

              Десятилетие с 1863 до 1874 года в биографии Ренуара можно было бы назвать десятилетием пленэра, так как именно в эти годы будущие импрессионисты осваивают его. У Ренуара по-прежнему нет денег, жизнь в Париже не была легкой, однако были друзья. Не имея постоянного жилища в Париже, он жил иногда вместе с Клодом Моне, иногда вместе с Сислеем.

              Первым настоящим шедевром Ренуара стала его картина "Лиза", написанная в 1867 году. Она была выставлена в Салоне весной следующего года. Это портрет в полный рост его молодой подружки Лизы. Ранее такой размер полотна и подобная композиция использовались только для портретов членов королевской семьи. "Все так естественно и так точно подмечено, что наверняка покажется нам неправильным, поскольку мы привыкли воображать природу в условиях традиционных красок", - написал В. Бюргер Торе.

              В 1865 году Ренуар познакомился с Лизой Трео. Ей было 18, Ренуару - 24; девушка была свежа и очаровательна, этакая лесная нимфа, русалка
             Она вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. В 1870 году у них родилась дочь Жанна Маргерит, хотя Ренуар отказался признать своё отцовство официально. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.

            Творческая карьера Ренуара прерывалась в 1870—1871 годах, когда он был призван в армию во время франко-прусской войны, закончившейся сокрушительным поражением Франции.

                В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились ещё два сына — Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалераОрдена Почётного легиона.

     Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами.

   Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни - балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия.

          Вечерами в субботу и по воскресеньям в "Мулен де ля Галетт" собирались потанцевать приказчики из магазинов, швеи, молодые художники, литераторы, актрисы и просто веселые девушки с Монмартра. Ренуар рассказывал сыну Жану, что подолгу сидел там, проникаясь особым ароматом "Мулен де ля Галетт", как Золя проникался духом французской деревни, когда работал над "Землей". Там он делал наброски. Чтобы писать фигуры в картине на пленэре, приходилось выносить большой холст в сад.

          Персонажами картины, как всегда, стали близкие друзья: в правой части, у столика, можно узнать Генетта и Жоржа Ривьера, среди танцующих - Лестренге и Поля Лота. В центре, на переднем плане, две сестры - Эстель и Жанна, которых Ренуар нашел на Монмартре, как, впрочем, и почти все свои модели этих лет. С помощью маленькой хитрости - знакомство с родителями девушек - Ренуар убедил их в безопасности позирования.

                Там же, на Монмартре, он нашел и Анну, которая стала моделью многих его полотен; и Анжель, которая помогла ему снять сад, в котором были именно те качели, которые появились затем в картине "Качели"; и, наконец, Марго, которую впервые увидели в "Бале в Мулен де ля Галетт", - она танцует с высоким испанцем, доном Педро Видалем де Соларес-и-Карденас, тоже одним из знакомых Ренуара.


     Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи.

    В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности, построенной на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна.
       Замечательный колорист, Ренуар часто добивается выразительной живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов

     С 1880-х годов Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идеализма.
 
    К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание кавалера Ордена Почётного легиона.
   
    Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены болезнями. В 1897году Ренуар сломал правую руку, упав с велосипеда. В результате у него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. Из-за ревматизма Ренуару трудно стало жить в Париже, и в 1903году семья Ренуаров переехала в усадьбу под названием «Колетт» в небольшом городке Кань-сюр-Мер.

     После приступа паралича случившегося в 1912 году ,несмотря на две хирургические операции, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.
Семейные снимки.

           В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917году когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось:

   «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на неё.

      Близким другом Огюста Ренуара являлся Анри Матисс, который был почти на 28 лет младше его. Когда О.Ренуар оказался из-за болезни по сути прикован к постели, А.Матисс навещал его каждый день. Ренуар, практически парализованный артритом, превозмогая боль, продолжал писать картины в своей студии.

               Однажды, наблюдая за тем, с какой болью даётся ему каждый мазок кисти, Матисс не выдержал и спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом:  (Боль проходит, а красота остаётся). И в этом был весь Ренуар, творивший до последнего вздоха

     3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в Кань-сюр-Мере от воспаления лёгких в возрасте 78 лет. Похоронен в Эссуа.

      "Когда я смотрю на работы старых мастеров, я чувствую себя маленьким человечком. И всё же я надеюсь, что из всех моих творений останется сколько-нибудь в истории французской живописной школы, которую я люблю и которая полна света и обаяния. Я был бы в хорошей компании..." (Ренуар)

Познакомиться с работами художника и семейными снимками можно здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/1789109


Рецензии