Фантасмагория. 40

                Жизнь с чистого листа.

   Друг попросил по телефону о встрече, и Сергей не смог отказать, хотя аврал на работе перекроил его личную жизнь. Он даже матери только звонил в последнее время, но в словах товарища звучала неприкрытая тревога, сумевшая превратиться во время разговора в мрачное безразличие.
   Сергей услышал обречённость в голосе и предложил увидеться в обеденный перерыв. Они часто встречались так и всегда в одном месте.   
   Игорь – друг детства – вытаскивал его в кафе, чтобы похвастаться. Инженер, он всегда что-то изобретал, и Сергей первым оценивал мысль уже воплощённую или только зародившуюся. Пессимист и реалист в одном лице, он возвращал мечтателя на землю и давал дельные советы.

   Уютное помещение оказалось немноголюдным. Сквозняки разнесли повсюду неповторимый запах кофе и прохладу. Тишину нарушали лишь редкие новые посетители.
    Игорь уже сделал заказ, ждал и сразу начал говорить, экономя время. Потаённая гордость прорвалась сквозь внутреннее напряжение:
   - Я создал установку телепортации. Получилось не так, как хотелось, но главное удалось. Устройство огромное вначале уменьшил до булавочной головки. Представь, воткнёшь её в одежду и зашлёшь человека чёрте куда. Но сумел в результате отправлять лишь туда, где есть такая же: кроме передатчика понадобился приёмник. В нём в это время создаётся точная молекулярная копия. Пульт управления стационарный и находится дома. Вот такие манипуляции с живым организмом у меня получились. А поскольку существовать можно лишь в одном теле, то человек засыпает в месте отправления, а просыпается в новом. Там живёт полноценной жизнью и возвращается, когда забывается во сне уже там. Оцени перспективу: можно прожить две жизни, когда душа перелетает из одного тела в другое. В разных местах, правда, ну и что?
   Друг ожидал чего угодно, но услышанное поразило - походило на сказку. В нём проснулся оппонент.
   - Они спят по двенадцать часов?
   - Поначалу так и было, и накладки часто происходили, когда оба бодрствовали. Я поставил опыт на себе и приспособился. Слабость и недомогание загоняли одного из нас в постель. Когда кто-нибудь засыпал, второй чувствовал облегчение. Двойник, естественно, не знал причины и обратился к врачу. Тот объяснил всё усталостью и необходимостью отдыха. И моя копия в итоге приспособилась.
   - Один из вас не попутал день с ночью?
   - Нет. Я воткнул булавку в тамбуре поезда, едущего на Дальний Восток. Активировал её на достаточном удалении. Из-за разницы во времени каждый из нас спит только ночью. Вблизи мы чувствовали дискомфорт. Огромное же расстояние сделало накладки менее болезненными, а к лёгкому недомоганию привыкаешь.
   - Ты хочешь сказать, что эксперимент продолжается?
   - Продолжается. Спит каждый из нас теперь по восемь часов, но шестнадцатичасовое время бодрствования вполне укладывается в сон второго, ведь во сне оно течёт по-другому. Пообщаться не удалось: не дозвониться до спящего, и в такое трудно поверить. У тебя когда-нибудь получалось управлять сном? То-то и оно! В довершение всего поезд вернулся, а булавку я не нашёл: не запомнил ни места в тамбуре, ни самого тамбура.
   - Ты помнишь сны, чем дублёр в них занимается?
   - Как и он мои – не все. Это зависит, в какой момент проснёшься.
   - Выходит, ему снится сейчас, что разговаривает с другом и на жизнь жалуется. Из-за чего паника?
   - Может не вспомнить сон, а может лишь посмеяться и отправиться на работу. И ведь что интересно: нам никогда не поговорить, потому что вблизи станем сомнамбулами.
   - Не вижу в этом трагедии.
   - Как? У меня теперь ограниченная область передвижения. А умрёт он из-за чего-нибудь, и что будет со мной?
   - Сны перестанут сниться.
   - Если бы всё так просто было. Он что-то изобретает! Чувствует, что живёт как-то не так, и решил вмешаться. Сергей, он гонобобит противоядие – что-то изобретает. Даже имя своё поменял. Там его зовут Андреем.
   Друг перестал жевать и замер, осмысливая услышанное.
   - Ты ему надоел? Я правильно понял? Он же в виртуальном мире живёт!
   - Двойник так не считает. Это я достаю его непонятно откуда. Он страдал сонливостью, а врач не помог. Сам себе решил мозги промыть.

   Разговор закончился ничем, потому что и Сергей не знал, что делать, но обещал подумать. Он понимал, что эта встреча снилась двойнику Игоря, но не факт, что тот запомнит её или сделает правильные выводы.  Аврал мешал думать о невзгодах друга, и наоборот – непрошеные мысли отвлекали от работы. Но пришло время, когда напряжение на работе спало, и получилось всё спокойно обдумать. Это дало результаты, и Сергей поехал к другу с вполне конкретным и правильным, как ему казалось, решением.
   - Тебе не удаётся управлять сном, и в этом поможет гипнотизёр, - выпалил он с порога. – У меня есть на примете такой. Собирайся.
   Через два часа Игорь дремал на стуле, Сергей стоял рядом и прислушивался, что говорит старик-врач.  Ему не всё рассказали, но достаточно, чтобы успокоить двойника. Ему сказали, что пациент страдает раздвоением личности, и что им посоветовали обратиться именно к нему – светилу мудрости и последней инстанции.
   Обласканный дед стоял напротив застывшего пациента и вещал монотонным голосом:
   - Вы спите, а ваше второе я смотрит со стороны. Оно не знает, но догадывается, что вы единое целое. Вы спите, засыпает и оно. Уже спит. Я досчитаю до трёх, и вы сольётесь. Досчитаю до пяти, и вы объединитесь.
   Сергей заворожено наблюдал за происходящим и подскочил ближе, когда услышал число пять.
   - Ну как, Игорь, получилось?
   Проснувшийся друг ошалело оглядывал присутствующих.
   - Вы - кто? – спросил он. - Что здесь происходит?
   - Игорь, я Сергей – твой друг. Рядом врач, что помог нам.
   - Не знаю вас. Вы меня с кем-то путаете. Я - Андрей.
   Сергей отпрянул и оглянулся на гипнотизёра. Тот закивал, словно соглашаясь с чем-то, и развёл руки ладонями кверху.
   -  Я выложился на сто процентов, но всего лишь поменял доминирующий субъект. Только психиатр теперь может помочь.

   Уложить Игоря в клинику помогла супруга. Он не признал её, и это оказалось решающим фактором.
   Месяц лечения ни на йоту не изменил положения. Сергей понимал, что здесь находится Андрей, а Игорь осваивает Дальний Восток: произошла рокировка. Он хотел и боялся рассказать об этом кому-нибудь. Он и жена друга регулярно навещали больного, пока однажды врач не сказал, что пациента выписали.
   - А зачем держать в больнице здорового человека? – сказал доктор, предупреждая вопросы. – Буянит? Нет! Надоела жена, не признаёт её? Я свою давно всего лишь терплю: к старости стала невыносимой. Не нравится имя Игорь и поменял на Андрея? Меня зовут Агафон Иванович. Папаша так наказал, потому что любил своего отца - Агафона. Думаете, я в восторге от этого? Ваш Андрюша отправился на вольные хлеба. Там ищите.

   Сергей взял отгулы – штурмовщина давно закончилась, и работники восстанавливали силы. Он расположился на балконе, курил и думал. Внизу резвились дети: ватага гоняла в сгущающихся сумерках мяч. Орали футболисты на импровизированном поле, кричали болельщики, а мысли мужчины витали в облаках. Он винил в случившемся себя, что подбил друга встретиться с гипнотизёром. Ругал и надеялся, что когда-нибудь либо падишах умрёт, либо ишак сдохнет: или он что-нибудь придумает, или Игорь найдёт выход.
   Двойник получил больничный лист и знал, куда его нужно отнести – на работу.
   Профессиональные знания сохранились, и скоро всё встало на круги своя. Коллеги сначала удивились молчаливости сотрудника, но объяснили это последствием болезни. Андрей смирился, что все зовут его Игорем, вначале поправлял, но потом привык. Общая работа сгладила острые углы.
   Хуже получилось с женой: Игорь-Андрей ушёл из семьи, перебравшись в общежитие. Сергей не удивился, лишь подумал, что всё восстановится после обратной рокировки. Нужно помочь другу вспомнить всё, заинтересовать телепортацией. Копия Игоря захватила наживку, а друг вовремя подсёк. Если вначале он сам рассказывал о возможности телепортации, то через несколько дней уже инженер объяснял принцип работы будущей установки и рисовал блок-схему. Его хобби – изобретать для души – сохранилось. Друг подначивал:
   - У тебя должно было отложиться в подсознании, как её соорудить. Напрягись и вспомнишь. А хочешь узнать о побочных эффектах работы установки? Могу рассказать…
   Он рассказал, но часто путался, называя друга то Андреем, то Игорем.
   Время шло, задуманное не получалось, и Сергею начало казаться, что друг его ничего не изобрёл, а просто заболел. Кто знает, почему люди начинают страдать от раздвоения личности? Как это случается? Человек никогда не признается, что не дружит с головой, и этот сам пытается лечиться, создавая прибор. Однажды даже признался не к месту:
   - Одному не потянуть, помощь нужна. А мне даже ты, похоже, не веришь.
   Сергей промолчал. Они вновь сидели в кафе. До конца обеденного перерыва оставалось мало времени, и можно было не отвечать якобы из-за спешки.
   - Я нашёл передающую булавку в лацкане своего пиджака. А для чего ещё нужен друг, если не помочь в трудную минуту? – сказал непонятное Игорь, протянул руку и выдернул что-то из воротника рубашки Сергея.
   Он показал ему иголку с головкой, достал зажигалку, зажёг и поднёс её к микроскопическому прибору. Пластмасса начала плавиться, раздался треск, и скоро тонкий металлический стержень оголился.
   - Скоро ты проснёшься на Дальнем Востоке и там поможешь мне, выяснишь, кто же из нас двойник. Но больше никто и никогда не будет разрываться на части.
   Он встал и быстро удалился, чтобы не слышать ни возражений, ни возмущения. И было поздно: двойник Сергея уже несколько часов спал около потерянной булавки, а прототипу было не до того, так как буря мыслей и чувств не дала сосредоточиться.
   Через несколько минут он пришёл в себя, позвонил на работу – отпросился. Через час – уже дома – спокойно обдумывал произошедшее. Одна мысль не давала покоя: «Зачем ломать голову, если сон всё объяснит?»
   Мужчина успокоился и осознал, что не сможет заснуть. Он проглотил пару таблеток снотворного, лёг на диван и закрыл глаза. Мысли какое-то время метались, но скоро замедлились, голова налилась свинцом.
   «Раздвоение личности – заразная болезнь? – подумалось вдруг. – Нет, кажется, а вот всё ненужное может остаться здесь! У кого из людей нет скелетов в шкафу? Только не у меня. Это шанс. Я останусь там. Почему – нет? Я делаю сейчас первый шаг в новую жизнь.
   Люди жалеют о неиспользованных возможностях в прошлом, недовольны настоящим и боятся будущего. Боятся и надеются на лучшее. А я узнаю сегодня же, прав ли Игорь, а главное, смогу ли начать жизнь с чистого листа?»
   Последние выводы едва дошли до сознания Сергея. Он заснул…
   
                *****
   


Рецензии