Усадьба А. П. Чехова в Мелихово

Главный усадебный дом в «Мелихове». Июль 2005 г.

     Давно мы не путешествовали с вами по русским усадьбам.Сегодня побываем  в МЕЛИХОВО - усадьбе А.П.Чехова.Мне не пришлось побывать в этих местах,поэтому очень интересно посмотреть и прогуляться по Мелихово виртуально.
Чехов очень любил это место и оставил о своей усадьбе прекрасные воспоминания.

НЕМНОГО О САМОМ МУЗЕЕ

               Мелихово - это один из замечательных памятников русской культуры.Музей создан в 1939году. Здесь с 1892 по 1899 гг. жил и работал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Мелихово привлекает возможностью погрузиться в атмосферу чеховского времени.

             Побывав в Мелихово, можно увидеть дом писателя, флигель, где была написана "Чайка", школу, построенную по инициативе Антона Павловича, новую экспозицию музея "Амбулатория доктора Чехова". Узнаете о том, каким было чеховское Мелихово, каким был Антон Павлович в мелиховские годы своей жизни.

             В Мелихове вы сможете прогуляться по "Аллее любви", которая помнит шаги Антона Павловича Чехова, посидеть в тени мемориального сада, полюбоваться огородом "Уголок Франции". Яркие впечатления можно получить от прогулки верхом на лошади. Музей-заповедник бережно хранит память о Чехове - писателе, враче, общественном деятеле.
 
               Собрание музея в Мелихове насчитывает более 29 тысяч экспонатов. Богат музейный фонд изобразительных материалов, в котором представлены произведения И. Левитана, В. Поленова, И. Браза.

            Интереснейший его раздел - творческое наследие художников из семьи Чеховых. Коллекция фотографий, хранящихся в музее-заповеднике, - это история жизни мелиховского дома, это подлинная галерея портретов А.П. Чехова и людей, близких писателю в его литературной, театральной и общественной деятельности.

           Мы будем описывать Мелихово выдержками из писем Чехова. Можно ничего к ним и не добавлять – всё и так понятно – и настроение, и радость, и любовь Антона Павловича к этому дому, к окружающим его людям и природе. А какой тонкий юмор, какая нежность к жизни…. Ещё для полной картины будут штрихи из писем разных людей к нему.

ДОМ В МЕЛИХОВО

«Душа моя так и рвется из Москвы».
«Если я в этом году не переберусь в провинцию, и если покупка хутора не удастся, то я по отношению к своему здоровью разыграю большого злодея. Мне кажется, что я рассохся как старый шкаф».
«Сегодня купил имение, т.е. начинаю покупать».

        «Я изменил хохлам и их песням. Волею судеб покупаю себе угол не в Малороссии, а в холодном Серпуховском уезде, в 70 верстах от Москвы. И покупаю, сударь, не 10-20 десятин, как хотел и мечтал, а 213. Хочу быть герцогом».

            «А вот вам и подробности – не было хлопот, так купила баба порося!... Купили и мы порося – большое громоздкое имение…. Больше ста десятин лесу, который через 20 лет будет походить на лес, теперь же изображает из себя кустарник. Все называют его оглобельным, по моему же, к нему более подходит название розговой, так как из него можно изготовлять только розги. Это к сведению гг. педагогов…

«Вот эти сосны особенно хороши на закате, когда стволы красные. А дуб надо смотреть в сумерки».
            
        «Вся усадьба моя загорожена от мира деревянною оградою на манер палисадника».
«Тут все в миниатюре: маленькая липовая аллея, пруд величиной с аквариум, маленькие сад и парк, маленькие деревья; но пройдешься раз-другой, вглядишься — и впечатление маленького исчезает, очень просторно, несмотря на близкое соседство деревни».
                «Дом светел, тепел, крыт железом, но имеет снаружи весьма глупый и наивный вид»


«В моем кабинете до такой степени светло, что глазам больно. Дом теплый».
«Сад хороший и двор наивный. Есть парк. Симпатичные собаки: Шарик и Арапка. В четырех верстах от меня монастырь – Давыдова Пустынь, куда мы с Вами поедем».
«Оврагов и круч нет, кругом тишь, гладь да божья благодать».
«Глушь, тишина, соловьи, лоси».

«Вот мой адрес: станция Лопасня Московско-Курской дороги, село Мелихово».
Пруд «Аквариум». Чехов шутил, что пруд находится так близко от дома, что удочку можно закидывать из окна спальни.


                Лучшая комната была отведена Антону Павловичу. Сейчас окна выходят в вишневый сад и на огород «Юг Франции». На стенах  портреты  и картины.                Письменный стол. За ним Чехов написал более 40 произведений. На столе – портрет Чайковского с дарственной надписью и Лики Мизиновой. На стене – несколько портретов Л.Н.Толстого. Они встречались в 1895г.


     Музыкальная гостиная. В этой  гостиной пела Лика Мизинова. Здесь гости наблюдали «красную луну» и играли в лото. На стенах висит много работ брата Николая Павловича.


     «Приехав на Лопасню, нужно нанимать ямщика в Мелихово. Цена ямщику 1р., а 1р.25к. – красная цена. Если же предварительно напишите, то можем выслать своих пегасов».
«Дорога ужасная, тарантас подпрыгивает от мучительной боли и на каждом шагу теряет колёса. Когда я в последний раз ехал от станции, у меня от тряской езды оторвалось сердце, так что я теперь уже не способен любить».

Из «Папашиного дневника»: «Дорога подлая, грязь, ухабы, наполненные водой».

ВЕСНА В МЕЛИХОВО

      «Лучшее время у нас – конец апреля и май, когда распускаются леса».
«Вчера весь день сияло солнце; было тепло. Утром я пошел в поле, с которого уже сошел снег, и полчаса провел в отличном настроении: изумительно хорошо. Озимь уже зеленая, а в лесу травка».
«У нас весна, сбор всех гостей. Шум. Скворцы наслаждаются семейной жизнью и поют гимн природе».

«Погода у нас роскошная. Жарко, зелено, поют соловьи; вишни и яблони в полном цвету».
               «...Да, в деревне теперь хорошо: не только хорошо, но даже изумительно. Весна настоящая, деревья распускаются, жарко. Поют соловьи и кричат на разные голоса лягушки. У меня ни гроша, но я рассуждаю так: богат не тот, у кого много денег, а тот, кто имеет средства жить теперь в роскошной обстановке, какую дает ранняя весна».
                Из «Папашиного дневника»: «Девчонки принесли ландыши из лесу», «Пиона расцвелась».

      3-х комнатный скворечник в конце аллеи.Его придумали братья Чеховы и назвали «Питейным домом братьев Скворцовых». «Здесь изобилие скворцов. А скворец может с полным правом сказать про себя: пою богу моему дондеже есмь. Он поет целый день, не переставая»

ЛЕТО В МЕЛИХОВО.

                «Вишен у нас столько много, что не знаем куда девать. Крыжовник некому собирать. Никогда я ещё не был так богат. Я стою под деревом и ем вишни, и мне странно, что меня никто не гонит по шее. Бывало, в детстве мне каждый день драли уши за ягоды».

                «Поспели стручковый перец, кукуруза, томаты, поспевают дыни и даже арбузы – не в парнике, а на открытом грунте».
«У нас уродился очень вкусный картофель и дивная капуста. Как вы обходитесь без щей? Не завидую ни Вашему морю, ни хорошему настроению. Русское лето лучше всего».
            
  «У нас нет дождя, все сохнет, но в саду хорошо, мои розы цветут изумительно».
«Цветы у меня цветут на славу. Запахи удивительные особенно по вечерам».
Из «Папашиного дневника»: «Сварил варенья вишни, 20 фунтов».

ОСЕНЬ в МЕЛИХОВО

         «Уже прошло лето. Стоят теплые ясные дни, но по утрам свежо, пастухи выходят уже в тулупах, а в нашем саду на астрах роса не высыхает в течение всего дня.
            Все слышатся жалобные звуки и не разберешь, ставня ли это ноет на своих старых петлях, или летят журавли – и становится хорошо на душе и так хочется жить!»

ЗИМА В МЕЛИХОВО


    «Днем валит снег, а ночью во всю ивановскую светит луна, роскошная, изумительная луна. Великолепно».
         «Я уже в ссылке. Сижу в своем кабинете с тремя большими окнами и благодушествую. Раз пять в день выхожу в сад и кидаю снег в пруд. С крыш каплет, пахнет весной, по ночам же бывает мороз в 12—13 градусов».

           «Зимой в деревне до такой степени мало дела, что если кто не причастен к умственному труду, тот неизбежно должен сделаться обжорою или пьяницей».
Т.Щепкина-Куперник: «Иногда зайцы заглядывали в окна из сугробов, становясь на задние лапки, а Антон Павлович говорил Лике, что это они любуются на неё».

ЛИКА МИЗИНОВА

      «Милая Лика… Приезжайте, милая блондиночка, поговорим, поссоримся; мне без Вас скучно, и я дал бы 5 рублей за возможность поговорить с Вами хотя бы в продолжение пяти минут… Приезжайте к нам, хорошенькая Лика, и спойте. Вечера стали длинные, и нет возле человека, который пожелал бы разогнать мою скуку».

«Увы, я уже старый молодой человек, любовь моя не солнце и не делает весны ни для меня, ни для той птицы, которую я люблю…».

             Лидию (Лику) Мизинову привела в чеховский дом сестра Маша. Но любовь не взаимная, вернее, взаимная по очереди. То Лика не отвечала ему ничем, кроме дружбы и 5-летней переписки «всё полунамёками». То Чехов периодически находился под разными женскими чарами.
         
Их словесная «вечная» дуэль:
                «Не могу без тебя жить» (Лика Мизинова) - «Что за мерлихлюндия?» (Чехов)
«Скоро ли ваша свадьба с Лидией Борисовной? Позовите тогда меня, чтобы я могла ее расстроить, устроивши скандал в церкви» - «Нет, милая Лика, нет! Без вашего позволения я не женюсь и, прежде чем жениться, я еще покажу Вам кузькину мать, извините за выражение. Вот приезжайте-ка в Ялту».

            У Лики была своя версия причины их параллельных и всё никак не скрещивающихся жизненных путей. Она становится понятной из ответного письма Чехова: «Вы выудили из словаря иностранных слов слово «эгоизм» и угощаете меня им в каждом письме. Назовите этим словом Вашу собачку». Вроде бы отшутился. Но серьёзно всё-таки сказал один раз: «Моё сердце всегда молчит».

ФЛИГЕЛЬ

               «Начинаю строить хорошенький флигель».
«Во флигеле будет две комнаты… Чердак будет высокий с балконом».
 «Флигель у меня вышел мал, но изумителен. Плотники взяли за работу 125руб., а устроили игрушку, за которую на выставке дали бы 500 руб.»
Здесь он допишет «Чайку».

              Флигель, конечно,  маленький, но там есть и узкая спальня, и рабочий кабинет. Летом на веранде второго этажа – а она открывала вид на чеховский сад и цветники – собирались гости на чаепития и разговоры.  Окна – у них геометрический узор из стекла разного цвета: посмотришь в один треугольник – там желтый сад, в другой – голубой.

Впечатления посетивших Мелихово.

      "Усадьба Чехова Мелихово оставляет сильное впечатление – здесь проникаешься его настроением и взглядами на мир, его отношением к людям и к жизни, здесь временная прослойка между писателем и вами исчезает.
               Когда мы вошли в прихожую Главного дома, то там, на музейной вешалке висит пальто – и я сразу вздрогнула: фасон того времени, и такое явно носил не только сам Чехов, но и его персонажи. Интеллигентность, благородство, трудолюбие, самопожертвование, любовь. Здесь всё этим пропитано."

Текст с подробными иллюстрациями усадьбы  и семейными снимками.http://maxpark.com/community/6782/content/3089139


Рецензии