Предстоя перед Туринской Плащаницей

   Хочу здесь рассказать о моей незабываемой встрече с великой святыней Христианства — о паломничестве к Туринской Плащанице Господа Иисуса Христа. Это паломничество состоялось в нашем приходе после праздника Святой Троицы. Паломничество было длительное и включало посещение множества святынь в Северной Италии и Франции, но, конечно, главным событием, смысловым стержнем его было посещение города Турина, где сейчас на некоторое время открыт доступ к погребальным пеленам Господа.

   Не скрою, много волнений было у меня перед этой поездкой. И дело не только в том, что поездка ожидалась насыщенная и трудная, а в том, что предстояло увидеть и осмыслить. В конце концов, после раздумий и беспокойства, я спросил себя: «А что ты, собственно, хочешь там увидеть? Что можешь ты постигнуть и представить себе, предстоя пред бездонной Премудростью Божьей, перед Божественной Любовью и спасительным Промыслом Его о человеке? Что из этого вместит в себя убогая и грешная душа твоя?» И ответил себе: «Исполнись смирения, стяжи благоговение и молча преклонись перед великой Святыней».

    На этом сердце моё и успокоилось. С таким чувством смирения, и спокойной сосредоточенности я и отправился в путешествие. Мне известно, что в католической традиции преобладает иное отношение к святыням, относящимся к Страстям Господним, и к христианским мученникам. Это католическое отношение — переживательное, детальное и сострадательное, оно в большой степени построенно на эмоциях и воображении. На мой взгляд, при таком отношении, человеческие чувства могут затмевать то, что действительно явил нам Господь. Напротив, отношение, которое я постарался в себе утвердить, в целом, соответствует православной Святоотеческой традиции отношения к Страстям и к святыням.

   И вот — путешествие. После ночного переезда через Баварию, Австрию и Северную Италию мы приближаемся к Турину. Наша группа — 54 человека во главе с нашим батюшкой, о. Петром. В группе много детей и подростков, ведь поездка совпала со школьными каникулами. Но, довольно много и пожилых людей, отважившихся на трудное путешествие ради встречи со святынями. Погода жаркая и даже душная, парит. Голова после длительного переезда не очень светлая. Но, наш экскурсовод, Михаил, неустанно вкладывает в наши головы бесценные сведения о Плащанице, о её истории и исследованиях, которые подтверждают её подлинность.

   Но, вот и центр города, королевский дворец Савойской династии. Именно через его сады и галереи предстоит пройти нам в череде прочих многочисленных паломников со всего мира. Как выяснилось потом, эта подвижная очередь растянулась на 2 км. Организация очереди прекрасная, на открытых пространствах над нами натянуто шатровое покрытие, защищающее от солнца, через каждые 50 м стоят указатели и предупредительные волонтёры, следящие за порядком и продвижением. Оборудованы также и пункты досмотра, как в аэропорту. Для инвалидов и детей оставлена специальная дорожка, по которой они передвигаются вне очереди.  Так мы и продвигались, слушая экскурсовода и озираясь по сторонам.

   Тут, в очереди, со мной произошёл случай, который меня духовно и физически укрепил. — Рядом со мной шла наша добрая прихожанка Ольга из Бамберга. Она несла, прижимая к груди довольно большой пакет с иконами, которые она хотела освятить у Плащаницы, а затем отправить в приют для престарелых в России. Первой из этих икон была Святая Троица, копия иконы Рублёва. Идти было довольно трудно, я уже говорил, что погода стояла душная. Сказывались беспокойная ночь в автобусе и утомление предшествующих дней. И вот, когда я почувствовал сильное утомление и слабость, Ангел надоумил меня попросить у Ольги понести иконы. — И удивительное дело! — Как только я взял иконы и прижал их к груди, мне стало гораздо лучше, я почувствовал, как бы, второе дыхание. Это было как знамение, и, возблагодарив Бога, я с ясной головой и тихим сердцем дошёл до Святой Плащаницы.

   Перед входом в зал, где выставлена Плащаница, всем нужно было просмотреть небольшой фильм о ней. В фильме нам было показано, какие места Плащаницы свидетельствуют о страданиях Спасителя, как это всё конкретно происходило — чисто описательное научное объяснение. Титры были, в том числе и на русском языке. Не могу сказать, что смотрел со вниманием, потому что как-то ушёл в себя, а факты, излагаемые в фильме нам рассказывал уже наш экскурсовод. Да и прежде я довольно много читал о Плащанице. Фильм закончился и начала напевно и тихо звучать латинская молитва. Нас повели в полутёмный зал, где была выставлена великая Святыня.

   Мы издалека увидели Плащаницу. Плащаница — это прямоугольный кусок ткани, на который было положено тело Христа, а верхней половиной ткани оно было прикрыто. При воскресении Спасителя, тело Его как будто исчезло — обратилось в свет, а на ткани оказались два негативных изображения, вид от лица и от спины, как будто ткань была обожжена каким-то неведомым излучением. На Плащанице остались следы кровоподтёков и ран Спасителя от тернового венца и гвоздей, а также ран, нанесённых побоями и бичеванием. Также на Плащанице остались следы от пожара, который она перенесла в 14 веке. Сейчас,  этот кусок ткани, как бы, парил над нами на расстоянии нескольких метров, освещённый ярким голубоватым светом.

   В зале тихо и проникновенно зазвучали слова православной молитвы. Нашему батюшке позволили прочитать её над великой Святыней. — Какие чувства владели нами? — Не знаю, с чем сравнить! Может быть, похожие ощущения, хотя не такие яркие, я испытываю глядя в бездонное звёздное небо... Это целый мир, открывшийся духовному взору, мир бесконечный и бесконечно благодатный. Мы привыкли уже к пониманию, что всякая икона — это окно в Царство Божье. А тут перед нами была Первоикона, позволяющая заглянуть в великую Тайну Воскресения. Это знание не перелагается на человеческий язык, таких мыслей и чувств нет в земном мире. Остаётся только умолкнуть в благоговении, повторяя: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!

   Чудо предстояния Плащанице завершилось, мы вышли на яркий солнечный свет, помолчали, и постепенно окунулись в городскую суету. Началась экскурсия по городу, а впереди нас ожидало много интересного, большое путешествие к святыням Северной Италии и Франции. Тогда казалось, очарование вечности, подаренное Плащаницей завершилось. Но, на самом деле, оно просто отодвинулось в дальний угол сознания. По своему опыту знаю, что к нему можно вернуться всегда — и в домашней молитве, и в ночном раздумье и даже, в повседневной суете. Это сокровище не тратится и не истаевает, это уголок Царства Божия, который в душе.
Слава Тебе, Господи, за Милость Твою!


Июнь 2015.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.