Страх Господень

«Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление»
(Прит.1:7)

Если вы смотрите на человека, то можете упустить правду.
Если человек симпатичен вам и вы к нему расположены, то можете утвердиться через него в неправде, и Правда покарает вас. Если человек несимпатичен вам и, тем более, когда кто-то рядом делает во время его речи недовольную мину, то, даже несмотря на то, что он, вопреки даже вопиющим  упущениям своим, говорит правду, вы можете этой правдой пренебречь, и она раздавит вас.
Ещё, если чьё-то упречное поведение или упречные слова по отношению к вам произвели в вашей душе эмоционально губительное или эмоционально подавляющее действие, то знайте, сатана близок искусить вас словами: ну, вот видишь: твоя репутация не позволит тебе возвещать Господа, так как, глядя на тебя, люди будут видеть твои несовершенные дела и правду примут за неправду, и ты станешь таким образом проповедником неправды.
Разве не подходил с таким же искушением сатана к Давиду? – уверен, что подходил.
Вот они, некоторые из дел Давида: «Иоав воевал против Раввы Аммонитской
и взял почти царственный город.
И послал Иоав к Давиду сказать ему:
я нападал на Равву и овладел водою города;
теперь собери остальной народ и подступи к городу и возьми его;
ибо, если я возьму его, то мое имя будет наречено ему.
И собрал Давид весь народ и пошел к Равве,
и воевал против нее и взял ее.
И взял Давид венец царя их с головы его, —
а в нем было золота талант и драгоценный камень, —
и возложил его Давид на свою голову,
и добычи из города вынес очень много.

А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы,
под железные молотилки, под железные топоры,
и бросил их в обжигательные печи.
Так он поступил со всеми городами Аммонитскими.
И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим»

(Вторая книга Царств 12:26-31)

Давид пролил много крови человеческой, и Господь разрешил ему лишь собрать материал на постройку храма, но не позволил строить Храм Господень; сыну его он отдал эту честь, тем самым почтив и родителя. Но запретил ли он ему говорить правду?
И что говорит Давид в своём псалме?:

«Псалом Давида. Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней, ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее. Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно, - [тот] получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего. Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова! Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани. Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы! Кто сей Царь славы? - Господь сил, Он - царь славы»
 (Псалом 23)
Что может сказать сатана, и мы вслед за ним, ничтоже сумняшеся, и упаси нас Господь делать это: «Это у тебя-то, Давид, руки неповинны,- а следовательно,  это у тебя-то сердце чисто?»
Интересно, что многие авторы пьес, романов и прочих произведений, часто вкладывали разумные и осмысленные и даже возвышенные мысли в уста никчёмных людей и просто откровенных лжецов, проныр и злодеев. Вот Шекспировский Полоний, низкопоклонствующий перед королём-убийцей, шпион последнего, даёт такое наставление сыну:
«Держи подальше мысль от языка,
А необдуманную мысль - от действий.
Будь прост с другими, но отнюдь не пошл…»
Разумеется, это лишь сладкая вода наряду с солёной, хотя последняя из благопотребного источника вытекать не должна, но:  какую же мысль преследовал Шекспир и другие авторы?
Оказывается, истина важна сама по себе, независимо от того, кто её высказывает. Не то же ли сделал Моисей, автор книги Чисел по отношению к Валааму, возлюбившему мзду неправедную; и Самуил, автор книги Царств 1-2, описав, как Дух Господень сходил на Саула, которого Бог назначил царём в наказание Израилю и затем отверг его. Совет Ахитофела так же был единственно верными решением для преследования испрашиваемой цели, и разве не имел Ахитофел знание от Господа, что будет, если этому решению не следовать. Ахитофел понимал точность знания, но жизнь свою любил больше Господа, чем и объясняется наложение рук на себя и отвержение жизни, данной Господом, совокупно с тем даром точного знания, что Господь дал ему. Я полагаю, что Ахитофел, как и Иуда Искариот много лет спустя, имел знание и о том, что Господь ненавидит его.
Для чего все эти примеры, как вы думаете? – Не человек важен со всеми дарами его и способностями, пусть даже получены они от самого Господа (да и от кого же ещё?): важен сам Господь, Дух Господень, слава и Слово Его. Не отождествляйте человека с дарами его, да и в другую крайность не впадайте: если человек кажется вам сам не достойным того, о чём говорит, не упустите правду, соблазнившись источником, да и не пересуживайте вопреки Господу, так что вернёмся к Давиду: Кто такой был Давид, как не рука Божья? – Да убоится каждый, пренебрегающий ею!
   Если мы не боги сами в себе и не идём на поводу у сатаны: соблазн которого под всеми личинами всегда один: будете как боги, знающие добро и зло,- то знать мы должны твёрдо: зло и добро знаем мы не потому, что мы боги и можем доверять своему мышлению прежде Слова Божия, но знание добра и зла усматривается Самим Богом в нас либо к спасению нашему, либо к погибели. Примечательно, что ответил своему ученику Самюэлю Клеменсу лоцман из автобиографической повести Марка Твена «Жизнь на Миссисипи»: ты долго упрашивал меня, чтобы я был твоим учителем, а теперь заявляешь, что не хочешь быть лоцманом, потому что у тебя не хватит мозгов, чтобы справиться с этой норовистой рекой. Так вот знай, если я кого-то взялся учить, то будь уверен: я того либо научу, либо убью (конец Главы VIII. ТРУДНАЯ НАУКА(см. также Глава VI. ПЕРЕЖИВАНИЯ ЛОЦМАНСКОГО «ЩЕНКА») – цитата неточная). И, возвращаясь к Библии, скажу, что Бог говорит ровным счётом то же самое, когда утверждает, что начало мудрости – страх Господень. И если вам не нравятся примеры из Ветхого Завета, то вот вам пример из Нового:
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете»
(Евангелие от Луки 13:1-5)
    На этом можно было бы и закончить, но люди есть люди: им приходится порой объяснять очевиднейшие вещи, до которых, по определению, надо самостоятельно догадываться. Им непременно надо спросить, как всё это согласуется с Божьей любовью. Ну, что ж, кое-что скажу; до остального догадывайтесь сами. Помните, как сказано у апостола Иакова: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак.1:26). Так вот напрягитесь слегка и сделайте простой вывод: кто думает, что любит Бога, но страха Божия не имеет, у того пустая любовь. Горшечник знает, как закалять стенки глиняного сосуда, чтобы в нём держать влагу в сохранности; и Бог знает, как соблюдать избранные сосуды, дабы вера в них сохранялась, и добродетель их умножалась. Собственно, это и есть Благодать.

   Да сподобит нас Господь иметь неподдельный страх Божий, чтобы у нашей любви было должное основание.
 Аминь


Рецензии