Пушкин о сознании Кришны

Где-то в конце 80-х, вначале 90-х я давал лекцию о сознании Кришны в Белорусской Академии наук. После выступления мне предложили оставить автограф в книге выдающихся людей, выступавших в стенах Академии. Полистав книгу, я остановился на одной из последних записей, она принадлежала Академику С.Капице. Вспомнив «ОЧЕВИДНОЕ - НЕВЕРОЯТНОЕ!», недолго думая, я написал: "А.С.Пушкин о сознании Кришны":

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, Бог изобретатель…

В Шримад Бхагаватам подробно описан процесс творения. Опираясь на первоисточник, мы дадим некоторое представление о том, с чего начинается и чем заканчивается процесс познания.

Когда из трансцендентального тела Маха- Вишну (Карандашайи Вишну - экспансия Кришны) проявляется махат-таттва, вся субстанция материальной энергии. Бросив на нее взгляд, Он оплодотворяете ее дживами. Первое что возникает – это ложное эго (аханкара). Затем, когда на ложное эго воздействует гуна благости (саттва), появляется ум (манас); когда на ложное эго воздействует гуна страсти (раджас), появляется разум (буддхи); в результате взаимодействия ложного эго с гуной невежества (тамас) возникаю все грубые материальные элементы (маха-бхута): земля, вода, огонь, воздух и эфир.

Грубое физическое тело формируется в результате деятельности (карма), тонкое тело (ум, разум и ложное эго) - производное желаний и волеизлияния, а также сознания.

Пока у нас есть тонкое тело, мы вынуждены оставаться в материальном мире, рождаясь в различных видах и формах биологической жизни (8.400.000). Занимаясь бхакти-йогой, преданным любовным служением Кришне, мы избавляемся от тонкого тела. Как пища, попавшая в желудок, усваивается и трансформируется в различные энергии, так и тонкое тело растворяется и возвращает все материальные элементы в махат-таттву.   В результате этого проявляется чистое сознание, т.е. человек становится полностью сознающим Кришну.

ВСЕ РОЖДАЕТСЯ ИЗ СОЗНАНИЯ! Сознание – это основной признак жизни. Мы можем судить о живом или мертвом по наличию сознания. Сознание – это способность живого существа двигаться, чувствовать, мыслить, наслаждаться и любить. Сознание – это жизненный абсолютный принцип, а сама жизнь – это проявление одной из форм Абсолютного сознания. Сознание абсолютно. Все возникает из сознания. Поэтому, с точки зрения Абсолюта, все обладает сознанием. В Абсолютном мире нет мертвой материи. Если мы отрицаем существование Абсолюта, то невольно приглашаем свою собственную смерть! Отрицание Абсолюта – это смерть. Смерть – это отсутствие сознания. Чтобы понять это, необходимо подняться до чистого сознания, сознания Кришны. Абсолют совершенен, и все виды несовершенств возникают из несовершенного восприятия, из-за несовершенства материальных чувств и ума.

У ОБЪЕКТИВНОГО МИРА НЕТ ВЛАСТИ НАД НАМИ. НАМИ ПОВЕЛЕВАЕТ СУБЪЕКТ, КОТОРЫЙ ОБЛАДАЕТ АБСОЛЮТНЫМ СОЗНАНИЕМ

В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «маттах смритир гйанам апоханам ча – Я даю память, знание и забвение». Ради собственного наслаждения, ради лилы, ради увеселения и развлечения, Кришна дает живому существу знание, память и забвение, пребывая в сердце каждого живого существа – чахам хриди саннивиштах. Никто не располагает подобной властью, поскольку вся власть сосредоточена в руках личности, которая обладает абсолютным сознанием.

РЕАЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТИВНА. ЕЕ ВОСПРИЯТИЕ ДОСТУПНО ТОМУ, КТО ОБЛАДАЕТ СОЗНАНИЕМ. Цвет мы воспринимаем глазами, но не глаза воспринимают цвет, а человек их имеющий. Когда душа уходит, сознание покидает тело,. Тогда глаза перестают видеть, уши слышать – органы чувств человека становятся бесполезными. Из этого следует, что именно субъект, атма-джива (душа), сознающая личность, а не чувства, рассматривает, анализирует и воспринимает мир. Сами чувства относятся к живому существу (душе), к личности, обладающей сознанием. Сознание - это признак души. Глаза же, как и прочие элементы грубого и тонкого тела, – это покрытие духовных чувств, ума и разума сознающего субъекта (именно душа обладает чувствами, умом, разумом и сознанием).

Аналогично этому, Высшее существо (Сверхдуша - Кришна), чьи глаза повсюду, в каждой мельчайшей сознающей частице, видит и наслаждается всем. Речь не идет об объективной реальности, поскольку эту реальность представляет сам субъект. Высший субъект представляет реальность Своего собственного бытия. Как говорят, вещь в себе, предмет сам в себе. Тот, кто познает, является сам объектом познания. Таким образом, нет ничего кроме Высшего субъекта, обладающего абсолютным сознанием, Кришны.

Природа божественного проявляется в трех аспектах. Каковы же эти три аспекта проявления божественного, абсолютно чистого сознания? Сат-чит-ананда – вечное бытие, знание и блаженство. Как это можно доказать? Никак, мы просто должны верить! Если я сумею убедить вас поверить мне – это и будет моим доказательством истины. Безоговорочно приняв авторитет «Бхагавад-гиты» и «Шримад Бхагаватам», прямое их значение, я пытаюсь убедить своих последователей. В этом и есть моя квалификация как гуру. Необходимо принять авторитет и так сойти с ментальной платформы, которая порождает всевозможную двойственность и неразбериху в жизни человека. Мы верим, что Кришна – сат-чит-ананда, и каждое живое существо, Его неотъемлемая частичка, едина с Ним и отлична от Него. Мы верим, потому что это непостижимо: ачинтья-бхедабхеда-таттва – одновременно едины с Ним и отличны от Него.

ЛЮБАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЕ КОНЦЕПЦИЮ ДУХОВНОГО.

Хотя материя безжизненна, но великие святые описывают ее как личность. Так и человек, отождествляя себя с телом, присваивает телу различные качества и особенности, характерные для него как личности. Это происходит потому, что он сам представляет собой как бы тень, отражение реальной личности, созданной по образу и подобию Творца, Бога. Пользуясь различными вспомогательными вещами, мы склонны обожествлять их и приписывать им личностные качества того, кто ими обладает, хозяина. Материалисты считают, что все есть материя, нет духа вообще, как нет и некоей личности – Бога. Мы же склонны думать, что не существует материи, но есть только Дух. Исходя из концепции непостижимого единства и различия, признав, что Бог – дух, а живое существо – Его неотъемлемая частичка, мы понимаем, что, обладая сознанием, она может познать Его бытие, и поэтому отвергаем существование материи. Если бы ее функция была изменена, то не было бы речи о двойственности. Единство и непостижимое различие, безусловно, предполагает безоговорочную веру в Ведическую мудрость, в ее истинность. Когда же эта вера поколеблена, отклонение от нее и ментальные спекуляции провозглашают вместо истины догмат. И так, спустившись на материальный уровень сознания, всякое духовное движение, начатое ачарьями, становится религией, которую фанатичная толпа использует, исключительно, ради меркантильных целей.

Что такое ум, разум и сознание? Объясню в другой раз.


Рецензии