Возлюби ближнего

  Антонина пересаживала комнатный цветок из маленького горшка в большой. Всё сделала как надо, сначала слой песка на дно горшка, потом дренаж, потом земля. Цветок был из пальмовых. На толстом вертикальном брёвнышке сверху росли листья.
 Радио тихо пело: Кто тебя выдумал звёздная страна...


 Окно на кухне было раскрыто. Летний ветерок ласково обдувал открытые плечи Антонины и босые ноги. С улицы слышалось как внизу, из детского сада, что напротив дома, радостно гомонят дети.
 Антонина закончила пересадку, полила цветок и выпрямилась.
- Хорошо! -потянулась она.
Наконец-то она дома была одна. Родители, уже неделю как уехали на дачу, на всё лето. До октября. А если и октябрь тёплый будет то может и до ноября.  Обязанностью Антонины теперь было только возить им по выходным продукты.
 -Свобода полная. Сама себе хозяйка!- она мечтала об этом всю зиму.


Антонина сняла фартук и решила перекусить. Обед она себе не варила. Зачем? Она считала это пустой тратой времени. Достала из холодильника пакет кефира, отрезала пол- батона хлеба и села обедать.
И почему ей так нравилось быть одной?  Ведь родители и так старались ей не докучать. И всё равно раздражали Антонину. Да и как не раздражать? Ей уже скоро сорок два. А она одна. Как перст!- говорила про неё мамина, закадычная подруга тётя Зина. Они были родом из одной деревни под Владимиром.
Ни мужа, ни семьи, ни друзей у Антонины не было. Была одна школьная подруга Алевтина, Алька, так у неё семья, муж и двое детей.
Антонина бывает у неё изредка. Приедет пока муж Алькин на работе, поболтают, чайку попьют, с детьми Антонина повозится и до следующего раза. Месяца через два. И всё!


А дома отец, во-первых, раздражал её тем, что звал её Антонида. Антонида ассоциировалось у Антонины с Атлантидой. Той самой, затонувшей. И поэтому внутри у Антонины становилось как-то неприятно.
И уж сколько раз просила отца: Не Антонида, а Антонина!
Всё равно. Один, два раза назовёт правильно , а потом опять- Антонида!
Антонина злилась ужасно! Назвали не пойми как! В честь давно умершей  бабушки,
отцовой матери, так ещё издеваются!
Мать не трогала Антонину месяцами, а то вдруг как сорванная, замучает!:Это не туда положила, здесь подбери, здесь подотри, грязнуля и т. д.
Короче устала от них Антонина и всё тут! Надоели.
Вот и возлюби ближнего своего! Нет, не получается. Вот брат с семьёй живёт вдали так родители души в нём не чают!


В думах Антонина выпила весь кефир и съела весь хлеб. На десерт поела овсяного печенья. Наелась и сидела, не двигаясь, как в полусне.
Вдруг раздался длинный звонок в дверь.
-Кто там ещё?- недовольная встала Антонина.
В дверях стояла материна  подруга тётя Зина. Тётя Зина большая, грузная, в цветистой , широкой , зелёной юбке и красной кофте в чёрный горошек, так до сих пор и не вписалась в городской пейзаж. Волосы сзади были собраны в маленький пучок, а спереди на них был гребень. Таких уж и не делали, наверное!


- Тоньк, мать-то уехала?- держась за косяк, с одышкой спросила тётя Зина, дыша на Антонину свежевыпитой водкой.
-Да ты же знаешь, тёть Зин, ещё в понедельник они уехали!
-Это, как его, Тоньк, дай я пройду! Посижу у тебя , чуть передохну. Как я теперь без матери-то твоей? Надолго уехали-то?
-Как всегда , тёть Зин ,до осени.
-Ну да, ну да!- вздохнула тётя Зина
-Тапки материны одень!-заботилась Антонина.
-Да я без тапок, так ногам справнее!-ответила тётя Зина,широко ступая своими большими, растоптанными ногами и переваливаясь словно утка.
-На рынке, вот, была! - тётя Зина махнула рукой на две авоськи, которые поставила у стены возле себя. -Устала как собака!


 Наконец тётя Зина уселась у стола на кухне. Достала из авоськи четвертинку водки.
-Ну, тёть Зин ? Ты опять? И так уж сегодня выпивала! Пахнет от тебя. Ты теперь до утра будешь сидеть!
-Говорю, дух переведу и всё!-доказывала тётя Зина, округлив осоловелые глаза.
Антонина открыла рот возразить.
-Молчи!-строго произнесла тётя Зина. Дай душу отвести! Дома-то, сама знаешь, у меня особо не посидишь!
Антонина поставила ей стопку.
Тётя Зина жила в трёхкомнатной квартире с двумя дочерьми, их мужьями  и двумя внуками. Она налила стопку и смачно выпила.


Смирившись Антонина готовила ей закуску. Порезала помидор, огурец, посолила. Положила чёрного хлеба, нарезала на тарелку докторской колбасы.
-На, закуси хоть!- поставила она тарелки на стол. Антонина любила тётю Зину. С детства. Любила за добродушие, за то как она смешно говорит, за простоту да и   за столько лет уже привыкла к ней.
-Тоньк, а у  тебя шец горяченьких нет?- Спросила тётя Зина.
-Нет, тёть Зин. Я кефир на обед  с хлебом ела.
-Эх, молодёжь! И ничего-то у вас нет! Вот мы -то с матерью росли в деревне, в нищете, голь-моль перекатная, а вот щи всегда у нас были!


 Тётя Зина не представляла себе жизни без щей. Все знали- щи это всё для тёти Зины. Она могла их есть и утром, и днём, и вечером.
Тётя Зина опрокинула ещё стопку , закусила огурцом. Помолчала. Потом заговорила.
-Веришь Тоньк, не могу дома быть совсем! Мне седьмой десяток, хочется покою, а у нас не дом , а баня!
-Верю, тёть Зин!- сочувствовала ей Антонина.
- И никуда ведь не денешьси!-пожаловалась тётя Зина.
-Что поделаешь, тёть Зин? Ничего не поделаешь!- вторила ей Антонина.


Тётя Зина выпила ещё рюмку, утёрла рот рукой и посмотрела на Антонину.
-А ты всё сидишь? Всё одна как вековуха! Вот матери-то твоей страдание какое и за что только? Уж заезжего казачка -то давно бы поймала  какого ! И тебе и матери утешение!
-Да как его поймать -то?- злилась на вековуху Антонина.
-Следить девица за собой надо! Причепуриваться когда из дому выходишь! Да и дома... Вот, что на тебе одето?
-Ну, халат, ведь видишь , тёть Зин!- сердилась Антонина.
-Да, вижу, а какого он цвету?-допытывалась тётя Зина.
-Ну, коричневого- насупилась Антонина.
-А почему коричневого, а не красного?-  тётя Зина подняла свой кривой, указательный палец. Вот!- держала она палец кверху. Вот, Антонина, где собака зарыта!
-Не знаю, мне он нравится!- обиделась Антонина.
-Вот, то, то и оно! Ничего, вы, молодёжь не можете! Ни халат справный купить, ни щей сварить!
-Да, ладно тебе , тёть Зин!- хмурилась Антонина.


-А лицо чего всё доселе в прыщах? -уставилась тётя Зина на Антонину.
-Ой, тёть Зин, если, б, у меня лицо было другое, у меня бы и жизнь была другая!- в сердцах ответила Антонина.
-А я научу!-тётя Зина опять подняла свой палец. Быстро опрокинула ещё стопку.
-Встала утром- продолжила она. Подняла подол ночной рубашки спереди и вытерла лицо! У нас в деревне из-за этого ни одной девки с прыщами не было!
-Ха,ха,ха!- рассмеялась Антонина.
-Тёть Зин, ты мне каждый раз это говоришь! Это делали так на Руси, когда женщины ходили без трусов и всё подтирали рубашкой, тогда и действовало , потому ,что моча на рубашке оставалась! А у меня отчего будет действовать, я утром и вечером душем моюсь!-доказывала Антонина.


Тётя Зина тем временем о чём -то задумалась, глаза её смотрели куда-то вдаль и будто чего-то видели, потому- что по лицу её пробегали лёгкие тени.
-Вспомнила  шас про нас с матерью. -вздохнула она. Ох, и бедакурные девки мы с ней были! Парней вокруг нас пруд пруди! А мы себе знай частушки петь!
Тётя Зина ещё выпила стопку , поела колбасы с хлебом. Подумала и неизвестно к чему сказала: Вот и я про то!
Глаза её совсем осоловели и из голубых превратились в какие-то светло-дымчато серые. К верхней губе прилипла крошка от хлеба.
-А всё ведь от непослушания!- подняла она опять свой закорузлый палец. Что мои, что ты, родителев своих не слушаетесь!
-Тёть Зин, на по сорок лет уже!-напомнила ей Антонина.
-И, что?- строго спросила тётя Зина с  слегка заплетающимся языком. Родителев почитать надо! Как в библии написано? Почитай отца своего и мать свою! Тёть Зинин палец опять был вверху. А то не будет тебе счастия!-с чувством изрекла тётя Зина.

 
-Моя, то, вон, Наташка не послушалась меня. Вышла за своего кобелину Герочку. И что? А теперь слёзы проливает! Я ж ей перед свадьбой ещё сказала: Кого ты выбрала? У него ж на лбу крупными буквами прорисовано -бабник! Так нет не послушала: Всё ты мама выдумываешь! А теперь слезьми умывается!  У Герки-то вторая семья и ребёнок!-с чувством и слезой в голосе сообщила в сто первый раз тётя Зина.
-Да, знаю я- сказала Антонина. Эту наболевшую, уже для всех, тему тётя Зина каждый раз шумно обсуждала с матерью.


-А Танькин гавнюк ещё чище отчебучил! Продолжала тётя Зина. Говорит мне : Не лезьте в нашу семью, я вам не позволяю! Слышь, Тоньк, он мне не позволяет! Говно такое! Кто он есть -то? Передо мной? Для меня?- Глаза её стали маленькими и злыми. Да мне тьфу на него!- Тётя Зина смачно плюнула на пол.- И растереть!
-Тёть Зин, не плюйся!-Антонина салфетками вытерла пол.
Но тётя Зина уже распалилась:А что живут в моей квартире  целый табун! И пенсию им всю до копеечки отдаю, это как? Лошади копытныя!- И тётя Зина опрокинула ещё рюмку.


-Ха-ха-ха!- рассмеялась Антонина про лошадей.
-Не смейся! -строго отреагировала тётя Зина, утирая рот рукой: Смешного тута мало! Вдруг глаза её наполнились слезами.
-Мне вот только Нюточку со Славиком жалко, что родители у них сволочи!
Десятилетняя Нюточка, Аня, и тринадцатилетний Славик  были внуками тёти Зины.
-Да ,ладно тёть Зин, они уж выросли!-успокаивала её Антонина.
-Да где ж выросли? Они ещё маленьки!
-Ой!- вдруг вскочила тётя Зина. В сумке у меня мороженки и  киндеры я им купила!
Тоньк, посмотри скорей в сумке! Морожено растаяло небось всё !- со страданием и ужасом крикнула тётя Зина.
Тоня бросилась к сумке. Мороженое было хлипким, но ещё держало форму.
-Всё нормально , тёть Зин! Я сейчас в морозилку его!-успокаивала Антонина тётю Зину.


-Ну , ладно,  пойду опростаюсь! -успокоенная тётя Зина пошла в туалет.
Вернувшись через несколько минут тётя Зина опять села на стул и изрекла своё обычное, с выражением:
Ну, так!- сказал бедняк. А сам заплакал!
Она взялась за четвертинку, на дне бултыхалось несколько капель. Тётя Зина допила прямо из бутылки и сразу посуровела.
-Тоньк, сходи, купи мне ещё четвертиночку! Сходи, Тоньк! Хоть у тебя сегодня душой отойду малость!-она полезла в бездонный  карман своей зелёной юбки за кошельком.
-Тёть Зин, я бы сходила да Наталья с Танькой будут ругать меня. Обидятся!
-Эт чегой-то они обидятся? Обидятся они! На, что им на мать обижаться? Что мать
 жизнь на них положила!
-Ну, незнаю, они ругаются, Наталья ещё расплачется!- твердила Антонина.
-Побольше поплачет, поменьше поссыт!- изрекла твёрдым голосом тётя Зина. Расплачется она! Она знает чего она плачет, из-за Герочки своего кобелины здорового, а не из-за матери она плачет!


-Тёть Зин, а может Наташке второго родить?-придумала Антонина.
-И та родит второго чтобы поровну было! Ха-ха-ха! - горько рассмеялась тётя Зина над своими же словами, держась за свой, внушительных размеров, живот.
И вдруг заплакала, заголосила в голос: Ой Тоньк, как они меня замучили! У одной кобель, у другой двадцать работ сменил, работяга! И матери на всё на это смотри! На детей, на меня орут! Ой, Мишенька, мой, родименький, ты мой! Забери меня к себе ,жаль моя!
Мишенькой был её умерший  муж, дядя Миша, который умер четыре года назад.
Антонина , заплакав вместе с ней,обняла её голову и прижала к груди.
-Тётя Зиночка, успокойся! Всё наладится! Вот увидишь! Ну успокойся!


 Вдруг в дверь позвонили.
Тётя Зина испугавшись, отстранилась: Ни как девки мои пришли!
За дверью стояли Наталья с Татьяной.
-Антонина, артистка наша у тебя?- спросила Татьяна.
-У меня- подвинулась Антонина, пропуская их.
-Ну, чего? Голосишь уже?-подошла к матери Татьяна.
-Ничего я не голошу, вон, у Антонины спроси!-присмиревшим голосом отвечала тётя Зина.
-Ма, пошли домой!- взяла за локоть тётю Зину Наталья.
-А чего я там не видела, в дому-то у вас? -осмелела тётя Зина. Как вы ругаетесь с утра до вечера с мужиками своими и детей лупите?
-Так, рот закрой!- спокойно и властно сказала Татьяна. Выпила уже предостаточно!
Пошли домой!
Тётя Зина посмотрела на Татьяну осоловело: Иш, командирша! И выпила! Тебя, мадама, не спросила! Я ,что не имею права?
-Да на всё ты имеешь право, на всё!- более мягко сказала Наталья, приглаживая ей рукой волосы на голове.
-Вот, то, то!- заулыбалась тётя Зина.
-Пошли!-настаивала Татьяна. Мы тебе щей наварили. Как ты просила.
-Из двух мяс?- спросила тётя Зина.
-А как же-отвечала Татьяна. У тебя, ж, мяса должно быть больше чем щей! Наташка голубцов натушила целый казан. Пошли, поешь хоть нормально! А то с десяти утра шляешься! На рынок она пошла!
-А щас скока?-неведая, спросила тётя Зина,с довольным лицом,узнав про щи.
-А щас вечер уже!- отчеканила Татьяна.
-Ой, и правда, чегой-то я припозднилась!-тяжело встала тётя Зина.
-Где сумки твои? Эти?-спрашивала Наталья.
-Эти, эти- подтвердила Антонина.
-Тётя Зин, а мороженое-то?-бросилась к холодильнику Антонина.
-Дети уж замучились твою мороженку ждать!- сказала Татьяна.
-Ой, голубочки мои, котятки сладкие!-подхватилась тётя Зина.
Антонина провожала их до дверей. Девчонки держали тётю Зину под руки.
-Слышь, Таньк, а огурцы-то подорожали!-докладывала тётя Зина. А ведь в ту субботу были дешевше!
-Ладно, ладно, пошли уже!-отвечала Татьяна. Под ноги смотри, не упади!
-Ну, мама, осторожно!- говорила Наталья. Куда ты через две ступеньки-то?
Антонина закрыла за ними дверь. Ещё послушала чуть как они спускались.
-Чудные они, всё-таки все, Михеевы!- подумала она с улыбкой.
И вдруг ей резко захотелось увидеть мать.
-А поеду-ка я к ним на дачу завтра, с утра! Чего субботы ждать!-подумала радостно Антонина.


Рецензии