Александрвведенский - стихи как музыка

(обложка собрана из китайского танграма)

"И пока они пели, играла чудная, превосходная, все и вся покоряющая музыка. И казалось, что разным чувствам есть еще место на земле…"
Из поэмы АлександраВведенского "ПОТЕЦ"

Рассматривая стихи Введенского на микроуровне, мы видим как в фольклоре игру слов и как строчка формально перетекает в следующую и пр. Фольклор, особенно его малые жанры, показывает как работает язык, аналитическое творчество Введенского – тоже.
Рассматривая стихи в целом, на макроуровне, мы видим Музыку. Повторяемость строк и образов как внутри одного стихотворения, так и общих для всего творчества Введенского – например, Лес и Море (и все из чего они состоят). Спорящие голоса (темп нарастает и дело заканчивается дуэлью), мажорные строки сменяются минором и т.д. Все это свойственно музыке и жизни. На заднем плане кто-то вносит, а потом уносит диван – это чужая жизнь.
На макроуровне многие стихотворения Введенского – музыка, только иная форма её записи. Иногда это очевидно – например, "Некоторое количество разговоров", состоящие из повторяющихся, иногда чуть по-разному, фраз.
А большие вещи больше напоминают оперу. Скажем, "Елка у Ивановых" – это нечто наподобие лубочной оперы; здесь пародируется множество голосов, в том числе фольклор ("Шемякин суд") – всё это исходный материал для создания нового целого, общее построение которого оперное.
Стихи Введенского прекрасно поются (существует незаконченный мультфильм-опера 30-х годов на стихи Пушкина и Введенского). Иногда персонажи сами поют стихи - например, в "Потце".
Сказочный зачин «Потца» – было у отца три сына, было у царя три чина-чиновника, три сына-сановника… было у царя три чинаря, вот надумал он помирать… Первый сын поет такой куплет:

Был брат брит Брут
Римлянин чудесный.
Все врут. Все мрут.

Пародийный аспект этих стихов соответствует пародийности жанра (пародируемый материал - итальянская опера). Брат – брит (брить волос (= вылез) = брать волос) – Брут, исторический, т.е. культурный мифологический герой, известный нам преимущественно по театру – римлянин чудесный (простонародное - насмешка над оперой и культурой вообще) – "Все врут. Все мрут" (характерный для всякого мистика антиисторический пафос). "Был брат брит Брут" – изящная ведь вещь! - опять же звучит (а не читается глазами) очень фольклорно. Изящная в том же смысле, в каком изящны некоторые русские поговорки.
Наконец, музыка, также как лес и море, – постоянный образ и персонаж в стихах Введенского.
И т.д. и т.п.

Вывод:
Стихи Введенского музыкальны, они содержат в себе четкую музыкальную структуру. В случае пения стихов под музыку, музыка должна стихам вторить.

Для примера ниже приводится небольшой отрывок из комментария к стихотворению «Приглашение меня подумать»:

…………
46 И тут мы полетели.
47 И я полетел,
48 воображая что я лечу.
46 продолжает 43: дух – воз-дух – лететь. Душа отлетает от тела.
47. В первый и последний раз появляется "я" (момент смерти?)
47 и 48 – обычное для Введенского описание ощущения послесмертия. "И я пошел. Ясно, что я пошел мыслями".
Говоря о стихотворении как о музыке эти строчки – начало новой темы, а предшествующее ("Мы сказали: да это очевидно. Все это нам очень обидно") – затухание звука. Музыка похожая на жалобы и стоны затухает, а потом из тишины появляется одинокий звук одного инструмента ("я"), например, флейты.
49 Прохожий подумал: он спятил,
50 он богоподобен сычу.
Похоже, "мы" разделилось на "я" и "прохожего".
(Вступает второй инструмент "Перечение". Начинается диалог тем, музыка растет…).
49. "Прохожий" – проходящий мимо по дорожке времени, а мы остаемся в прошлом. Живой проходит по Дороге Жизни мимо мертвого.
Выражение "сойти с ума" подразумевает ум дорогой, с которой можно сойти (это дорога из прошлого в будущее, от причины к следствию). Образ дороги встречался чуть раньше в связи с лисой (раньше, до смерти, мы были бегущей по дороге лисой, а теперь стали Богом – зеркально поменялись местами, но диалог остался; строка 47 ("я") – момент перехода, точка пересечения зеркала).
В данном случае мы остановились подумать. Это все равно, что умерли.
Выражение "спятил" сумасшедшего рисует идущего пятками вперед (в отличие от сумасшедшего спятивший не сошел с правильной дороги, а идет по ней неправильно), да и вообще делающего все "задом наперед все наоборот".
Это образ Зазеркалья - "того света", царства смерти.
И, кроме того, т.к. мы знаем прошлое, но не знаем будущего, то при буквальном воплощении метафоры "жизнь – дорога", получается, что мы идем по этой дороге спиной вперед, пятясь...
50. "Сычу" логично рифмуется с "лечу" и продолжает предыдущее. Сыч – ночная хищная птица: Ночь = Смерть. Образ ночного леса как мира вокруг умершего.
"богоподобен сычу" – объединение двух смыслов "богоподобен" и "подобен сычу".
(Во фразе "кругом возможно Бог" окружающий мир заменяется Богом. Умерший становится всем, миром и Богом, и в том числе сычом).
51 Прохожий ты брось неумное уныние,
52 гляди кругом гуляют девы синие,
53 как ангелы собаки бегают умно,
54 чего ж тебе неинтересно и темно,
Эти оптимистичные строчки (девы синие) отсылают к началу (строки 2 – 10 – рефрен). Получается, они обращены к самому себе прошлому, который сел на камень или пень (а потом усомнился).
53 – а-ля Заболоцкий, любитель "наук и жуков". "Темнота"-невежество противоположна «интересной» науке - "собаки бегают умно".
"… синие", "собаки бегают умно" – ср.: "мне жалко, что я не зверь, бегающий по синей дорожке". Такая общность найденных слов и образов походит на авторскую иконографию. Образы, переходя из стихотворения в стихотворение, закрепляются. Некоторые слова идут стайкой, за некоторыми закреплены определенные эпитеты. Введенский иконографичен также как фольклор и как, скажем, художник Марк Шагал с его петухами-часами, летающими влюблёнными и осликами с цветами и т.п..
55 Нам непонятное приятно,
56 необъяснимое нам друг,
а-ля Пушкин  - "отечество нам – Красное село!", "ведь ты да я - мы гении", "и гений – парадоксов друг".
Здесь уточняется "мы": "мы" – это те, кому "непонятное приятно", т.е. Поэты (средневековое Братство Менестрелей). Введенский идентифицировал себя с Пушкиным ("Ах Пушкин, Пушкин…. Пушкин, который был до меня") и тоже погиб в 37 лет. Предположительно, был расстрелян у стены.
57 мы видим лес шагающий обратно
"Спятившему" весь мир спятил. "Там" все не так как "здесь" – неподвижные здесь деревья там ходят и т.д.
Мир-лес - лес "спятил" - лес пятится. Смерть как обратный ход времени от смерти к рождению. Говорят: "он вспомнил всю свою жизнь"…
58 стоит вчера сегодняшнего дня вокруг.
Всё наоборот: обычно "вчера" внутри "сегодня". На срезе пенька прошлые года-круги находятся внутри последующих. Время также "спятило".

И т.д. и т.п.


Рецензии