Коновалов Александр Николаевич

Родился  21  июля  1912  года  в  городе  Тосно  Тосненского  района  Ленинградской  области  (Россия).  Русский.  Работал  столяром  на  фабрике  №  5  в  Ленинграде,  модельщиком  на  заводе  в  Ижоре. 
В  РККА  с  1932  года  (15  августа  1933  года),  был призван  Пригородным  районным  военкоматом  Ленинградской  области. 
Окончил  Оренбургскую  военную  школу  летчиков.       
В  звании  лейтенанта  служил  младшим  летчиком  в  35-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  56-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа. 
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  10  июня  по  4  октября  1938  года  в  качестве  пилота  истребителя  И-16  5-й  эскадрильи  21-й  истребительной  группы  республиканских  ВВС.
5  августа  1938  года  при  вынужденной  посадке  на  аэродроме  Реус  по  выработке  топлива  разбил  И-16  СМ-209.

     «…Одна  бомба  упала  во  двор  особняка  и  не  разорвалась.  Летчики  и  испанцы  с  опаской  приблизились  к  ней,  не  зная,  что  делать.  Никто  из  них  никогда  не  занимался  обезвреживанием  немецких  бомб.
     Александр  Коновалов  медленно  опустился  на  колени,  приложил  ухо  к  аспидного  цвета  корпусу  бомбы.  Послушал…
     -  Мне  нужен  инструмент,  -  сказал  поднимаясь.  -  Попробую  извлечь  взрыватели.  И  прошу  всех  укрыться!
     Испанцы  принесли  инструмент,  в  том  числе  ключ-двузубец  для  вывинчивания  взрывателей.
     Снова  все  спрятались,  кто  в  щели,  кто  за  деревьями,  и  с  тревогой  ожидали,  чем  закончится  поединок  Коновалова  с  бомбой.  Они  хорошо  понимали,  что  бомба  взорвется,  если  один  из  «стаканов»  установлен  на  неизвлекаемость…
     Несколько  минут  слышалось  позвякивание  железа  о  железо.  Наконец  все  стихло.
     -  Сюда,  братцы!  -  раздался  приглушенный  голос  Александра. 
     Испанцы  и  советские  летчики  подошли.  Отвинченные  взрыватели  тускло  поблескивали  у  ног  Коновалова.  По  пыльному  лицу  летчика  грязными  струйками  стекал  обильный  пот…
     С  этого  дня  испанцы  смотрели  на  советских  летчиков  с  восхищением  -  в  воздушных  схватках  они  еще  не  участвовали,  но  о  боевых  качествах  «камарадас  авиадорес  русос»  уже  судили  по  смелому  поступку  Александра  Коновалова…» 
     (Из  книги  Г.  К.  Семенова  «Пароль  «Испания»)

Всего  в  Испании  совершил  6  боевых  вылетов,  участвовал  в  10  воздушных  боях.
12  августа  1938  года  в  воздушном  бою  с  немецкими  истребителями  Ме-109  над  рекой  Эбро  был  ранен  обер-лейтенантом  Отто  Бертрамом,  но  сумел  довести  поврежденный  самолет  до  аэродрома.  После  лечения  в  госпитале  был  отправлен  на  родину.
После  возвращения  из  Испании  продолжал  служить  в  Военно-воздушных  силах.
В  1940  году  получил  звание  капитана.
Служил  в  28-м  истребительном  авиационном  полку  Киевского  военного  округа.
Участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года. 
На  фронте  был  с  июня  по  октябрь  1941  года,  с  августа  по  сентябрь  1942  года,  с  августа  1943  года  до  конца  войны.  Был  заместителем  командира  и  командиром  полка.   
С  сентября  по  декабрь  1943  года  командовал  863-м  истребительным  авиационным  полком,  в  котором  на  истребителе  ЛаГГ-3  произвел  15  боевых  вылетов,  участвовал  в  6  воздушных  боях. 
С  1  (8)  декабря  1943  года  был  заместителем  командира  329-й  истребительной  авиационной  дивизии   по  летной части.
К  февралю  1944  года  произвел  83  боевых  вылета.
Воевал  на  4-м  Украинском  фронте,  участвовал  в  освобождении  Крыма.   
Воевал  на  2-м  Белорусском  фронте,  участвовал  в  освобождении  Польши.  В  период  Данцигской  операции  произвел  4  боевых  вылета  на  бомбардировку  кораблей,  при  этом  повредил  2  крупных  корабля. 
26  апреля  1945  года  при  сопровождении  бомбардировщиков  в  район  Пренцлау  в  составе  пары  был  атакован  6  ФВ-190,  на  лобовой  атаке  подожжен,  совершил  вынужденную  посадку  на   фюзеляж.
Всего  за  время  Великой  Отечественной  войны  произвел  99  боевых  вылетов,  участвовал  в  26   воздушных  боях,  сбил  3  самолета  (2  лично  и  1  в  группе).
В  боях  был  сбит  2  раза,  но  при  этом  не  пострадал.
Летал  на  истребителях  МиГ-3,  ЛаГГ-3,  Р-39  «Аэрокобра».
Окончил  войну  в  звании  полковника,  в  должности  командира  дивизии.               
После  окончания  войны  продолжал  службу  в  авиации.   
В  1956  году  (24  сентября  1960  года)  уволился  в  запас  в  звании  генерал-майора  авиации. 
Проживал  в  городе  Внуково  Московской  области  (Россия).
Умер  в  сентябре  1992  года.

Список  известных  воздушных  побед  А.  Н.  Коновалова:
05.09.1942   1/2     Ю-88       Сталинград     в  паре

Награжден  тремя  орденами  Красного  Знамени  (22.02.1939,  22.02.1944,  30.04.1954),  двумя  орденами  Отечественной  войны  1-й  степени  (04.05.1944,  06.04.1985),  орденом  Отечественной  войны  2-й  степени  (06.06.1945),  орденом  Красной  Звезды  (20.06.1949),  медалями  «За  боевые  заслуги»  (03.11.1944),  «За  оборону  Кавказа»,  «За  взятие  Кенигсберга»,  «За  победу  над  Германией  в  Великой  Отечественной  войне  1941–1945  гг.»  и  другими. 


Рецензии
Летал в составе 5а/21. 05.08.38. При вынужденной посадке на аэродроме Реус по выроботке топлива разбил И-16 СМ-209
С ув. Павел

Павел Селезнев   02.12.2018 19:41     Заявить о нарушении
Благодарю за дополнение!
С уважением,

Олег Каминский   02.12.2018 20:41   Заявить о нарушении