Литературная Система 2. 6. Чистка текста. Часть 2

  Продолжаем чистить, улучшать текст.
 
  Шаг шестой
Проверяем начала предложений на следующие союзы: а, но, пусть, только, теперь, однако, итак, ну, да, нет, или многоточия. Удаляем излишек таких союзов, особенно в начале предложений.
Можно использовать для придания эмоциональности. Нельзя перебарщивать.
Постоянные «а», «но», «однако», и так далее, портят текст. Нужно править.

  Шаг седьмой
Избавляемся от слов-паразитов. Допустимы только в прямой речи, как характеристика конкретного героя. В авторском тексте низзя. Слово-паразит - такое слово, которое автор использует слишком часто. Не обязательно оно не в тему. Может так быть, что всегда это слово к месту и подходит по смыслу. Только вот плохо, что всегда одно и то же слово. Автор не может придумать, подобрать синонимы, чтоб разнообразить текст. С этим нужно бороться.

  Шаг восьмой
Чистим отрицания в описаниях, если они есть. Например, фраза:
"В те времена мост ещё не был сломан, и стены замка ещё не поросли мхом". Какая картинка возникает? А какая нужна автору? Заменим, например:
"В те времена мост был цел, а стены замка сверкали полированным гранитом". Тут картинка уже получше.

  Шаг девятый
Избыточность эпитетов. Нужно оставлять читателю пространство для воображения. Нужно прогнать текст на эпитеты и привести их к оптимальному уровню во всех местах текста. Чтоб с одной стороны у читателя был нужный настрой и он понимал именно то, что хочет сказать автор, а с другой стороны, чтоб его воображение могло активно работать. Большое количество эпитетов блокирует работу воображения, интерес пропадает. У нас не фильмы, у нас - книги.

  Шаг десятый
Проверка на избыточность действия.
Все действия героев должны или двигать сюжет, или передавать атмосферу, или характеризовать самих героев. Если ни то, ни другое, ни третье – зачем вообще дёргаться? От ненужных дёрганий избавляемся. Для нужных - проверяем мотивировку. При избыточности действия, у читателя возникает вопрос - а зачем они всё это делают? Если уж решили оставить это конкретное действие, то ответ на вопрос "зачем?" должен быть своевременно дан.
Тут же – чистить обилие причастных и деепричастных оборотов. Без них никуда, но их обилие душит текст. Нужно разбивать предложения, или перечислять действия через запятую. По возможности избегать страдательного залога.

Продолжение следует... третья часть финальная.


Рецензии
Долго думал, почему надо вычищать текст от эпитетов. Потом прочитал одно из определений эпитета - приём стилистической идеализации. Всё встало на свои места.
Я вам просто удивляюсь: собрать столько материала по крупицам, оформить всё в книгу, в понятную книгу. Это дорогого стоит.
Спасибо большое.
С уважением,

Егор Черепанов   19.05.2020 05:01     Заявить о нарушении