XI. Переписка Императрицы с дочерью Ольгой

Избранные записки и письма Императрицы Александры Феодоровны ее дочери, Великой княжне Ольге Николаевне.



Перевод с английского.
Составитель монахиня Нектария (Мак Лиз).
Русский текст Вячеслава Марченко.
Консультант перевода Ричард (Фома) Бэттс.



1903-1917 гг.


Великая княжна Ольга Николаевна, старшая дочь Государя Николая Александровича и Государыни Александры Феодоровны, родилась осенью 1895 года. Яркое описание этой молодой девушки было оставлено баронессой Буксгевден, фрейлиной Императрицы и подругой всех четырех сестер:

“Великая княжна Ольга Николаевна была красивая, высокая, со смеющимися голубыми глазами, чуть коротким носиком, который она сама называла “мой курносик“. У нее были очень красивые зубы, изумительная фигура, она прекрасно ездила верхом и танцевала. Из всех сестер она была самая умная, самая музыкальная; по мнению ее учителей она обладала абсолютным слухом. Она могла сыграть на слух любую услышанную мелодию, переложить сложные музыкальные пьесы, аккомпанировать без нот самые трудные вещи, пальцы ее извлекали из инструмента чудесный звук.

Ольга Николаевна была очень непосредственна, иногда слишком откровенна, всегда искренна. Она была очень обаятельная и самая веселая. Когда она училась, бедным учителям приходилось испытывать на себе множество ее всевозможных штучек, которые она изобретала, чтобы подшутить над ними. Да и повзрослев, она не оставляла случая позабавиться. Она была щедра и немедленно отзывалась на любую просьбу. От нее часто слышали: “Ой, надо помочь бедняжке такому-то и такой-то, я как-то должна это сделать". Ее сестра Татьяна была склонна более оказывать помощь практическую, она спрашивала имена нуждающихся, подробности, записывала все, и, спустя некоторое время, оказывала конкретную помощь просителю, чувствуя себя обязанной сделать это”.

Сидней Гиббс, учивший детей английскому, добавляет, что “она любила простоту и обращала мало внимания на одежду. Ее моральный облик напоминал мне ее Отца, которого она любила больше всего на свете. Она была по-настоящему верующей”.16

Когда ей было 20 лет, Великая княжна Ольга Николаевна получила право распоряжаться частью своих денег, и первая ее просьба была разрешить ей оплатить лечение ребенка-инвалида. Выезжая на прогулки, она часто видела этого ребенка, ковыляющего на костылях, и слышала, что его родители были слишком бедными, чтобы платить за его лечение. С этой целью она немедленно начала откладывать свое небольшое ежемесячное содержание.

Когда началась Первая Мировая Война, Великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна и Императрица Александра Феодоровна начали обучаться на сестер милосердия. Всю войну они усердно работали в госпиталях, которые Александра Феодоровна устроила во дворцах Царского Села, часто занимаясь обработкой солдат, только что прибывших с фронта. Они продолжали свою работу до ареста и заточения Семьи в 1917 году.

Баронесса Буксгевден продолжает:

“Ольга Николаевна была предана своему Отцу. Ужас революции повлиял на нее гораздо больше, чем на других. Она полностью изменилась, исчезла ее жизнерадостность”.

Хотя она и изменилась, заточение ее не ожесточило. Оно, однако, сделало ее очень серьезной. Девушка понимала, в какой серьезной ситуации оказалась ее Семья. Ее преданность Отцу, удвоенная ее чистосердечием и непоколебимой верой в Христа, побудили ее написать из Тобольска, во время длительного заключения Семьи, следующее:

“Отец просит передать всем, кто остался ему верен, и тем, на кого эти преданные люди могли бы повлиять, чтобы они не мстили за него – он простил всех и молится за всех, но чтобы они помнили, что зло, которое есть сейчас в мире, станет еще более сильным, и что зло можно победить не злом, а любовью”.

Записки Великой княжны Ольги Николаевны к матери малосодержательны, и по этой причине они не воспроизводятся здесь. Ее английский язык, которым она никогда не владела в совершенстве, еще более ухудшился после того, как Сидней Гиббс, ее преподаватель английского языка, прекратил занятия, когда ей исполнилось 18 лет. Однако Великая княжна Ольга Николаевна дорожила письмами и записками матери и переписывала их в переплетенную тетрадь, которая была найдена после ее смерти. Записки и письма Государыни охватывают период 1903-1917 гг. Она начала писать своей старшей дочери, когда той было 7 лет, вероятно, как только девочка научилась читать. В первые годы в своих письмах Александра Феодоровна описывает путешествия (которые совершались без детей), а в записках делает разные указания и наставления хорошо себя вести. Эти записки неоценимы, они рисуют в малейших деталях, как Царица воспитывала дочерей (по словам Анастасии Гендриковой, подруги и фрейлины Александры Феодоровны, любимой темой для разговоров между Государыней и ее дочерьми было “молитва и различные выражения отношения человека к Богу, отношения, которые должны быть основой всей духовной жизни”). В период 1909-1911 гг. Императрица часто болела и прибегала к запискам, когда вынуждена была лежать в постели и не могла видеть детей столько, сколько ей хотелось. После 1912 года записки Александры Феодоровны к Ольге Николаевне становятся почти исключительно деловыми – она начала рассчитывать на ее помощь в ведении дома и заботе о младших детях; хотя это и не отражено в коротких записках последних лет, существовала тесная близость между Матерью и Дочерью, разделявшей ее заботы.



Суббота, вечер [июль 1903 года].

Папа и Мама очень-очень нежно целуют своих милых маленьких девочек и очень грустят, что должны их оставить. Старайтесь быть золотыми... а Ольга обязательно телеграфируй каждый день, как вы все там поживаете. Я надеюсь, зверюшки вам понравятся. Ну, хорошо. До свидания и да благословит вас Бог. Еще раз целую тебя, мой цветочек, и прощаюсь со всеми девочками. Ваша Мама.



18 июля 1903 года,
недалеко от Арзамаса, в поезде.

Мое дорогое дитя,
В поезде сильно трясет, но все же я хочу послать тебе письмецо. Я очень по всем скучаю, и в поезде кажется так пусто без моих четырех малышек. Бедная Анастасия, что она, интересно, делает без меня и Мадлен! Я надеюсь, что сейчас горло у Марии в полном порядке и что вы можете спускаться в детскую. Тетя Ксения и Саша телеграфировали мне о вас. Я была рада узнать, как вы там.

Мне удалось свое купе сделать самым прохладным в поезде, и я чувствую себя вполне удобно, а столовая самая жаркая. Я пишу тебе перед тем, как принять ванну. Через 2 часа в Рязани мы сходим с поезда. На станции был д-р Тихонов. Мы выходили из поезда, так как было много людей с хлебом-солью и цветами. Еще на одной станции мы выходили из поезда, и депутация рабочих поднесла нам хлеб-соль. Мы все здоровы и много раз целуем тебя и сестер.

Да благословит тебя Бог, моя дорогая маленькая Ольга.

Всегда твоя любящая тебя,
Мама †.

Передай привет Трине, Саше... и всем в детской.



Понедельник, 4 августа 1905 года,
рядом с Псковом.

Дорогая Оленька,

Папа и тетя Ольга ушли на прогулку в чудесный лес, а мои ноги болят от ходьбы, поэтому я осталась дома. Сейчас поезд, наконец, остановился. Сегодня утром мы совершенно промокли, мой новый непромокаемый плащ был насквозь сырой. Мы видели массу солдат; кавалерию, пехоту и артиллерию. Местность очень красивая. Пока мы стояли в деревне, нас окружили крестьяне и начали разговаривать. Одна женщина спросила меня, как поживаете вы четверо и где я вас оставила. Как мило с ее стороны. Другие поднесли нам хлеб-соль и самые красивые цветы из их садов. Я сейчас усиленно шью для базара. Мимо нас проходит много поездов, все очень длинные. Сегодня утром нас приходила повидать старая женщина 98 лет и принесла хлеб-соль – она живет рядом, и мы хотим ее тоже навестить, если будет время. Тетя Ольга нарисовала очень красивую открытку Сарова и собирается ее напечатать.

Интересно, как вы все там. Мне так грустно без моих милых малышек. Постарайся вести себя очень хорошо и помни, локти на стол не класть, сидеть прямо и аккуратно есть мясо. Я вас всех очень нежно целую и Соню тоже. До свидания, милое дитя, да благословит тебя Бог.

Всегда твоя любящая,
Мама †.

Ты можешь положить это письмо в свой новый красный футлярчик. Постарайся прочитать его полностью сама. Соня может тебе немножечко помочь. Привет Трине и всем. Будь послушна и учись хорошо.



5 августа 1905 года,
рядом с Псковом.

Дорогая Ольга,

Снова весь день шел дождь. Мы ездили в чудный старинный монастырь – Псково-Печерский, он построен в пещерах. Мы видели дядю Мишу и Петю на вокзале в Пскове, и тетя Ольга сегодня вечером ездила с ними в церковь. Я так рада узнать, что у Бэби-Царя новый зубик, надеюсь, он здоров и у него ничего не болит. Так как завтра у тебя будет только урок музыки, надеюсь, ты напишешь мне маленькое письмо, а также Татьяне. Здесь много прекрасного вереска. Если бы не было дождя, я бы вышла и набрала букет. Мы видели женщин в красивых старинных костюмах со множеством серебряных украшений, цепочек, кружев и пряжек. К несчастью, было слишком темно, и я не смогла их сфотографировать. Целую тебя и милых сестер очень нежно и остаюсь

Ваша любящая,
Мама †.

Да благословит вас Бог. Привет Соне и Трине. Я уверена, что вам было очень весело... Если Тетя разрешит, вы можете снова пойти туда поиграть с кузенами.



7 августа 1905 года,
в поезде возле Пскова.

Дорогая Ольга,
Я надеюсь, ты сможешь прочитать это письмо. Я пишу левой рукой, а это очень трудно. Вчера вечером, когда я пыталась перелезть через барьер, упала на деревянную платформу и поранила сухожилие правой руки ниже локтя, может быть трещина в кости. Очень болит, особенно когда я делаю хоть малейшее движение. Ночь, конечно, провела плохо. Добрый д-р Гирш забинтовал мне руку, обложил ватой и дощечками. Сегодня мне не разрешили поехать на маневры, так как боялись толчков в карете. Можешь себе представить, как грустно было Мамочке, когда остальные уехали верхом... День серый, и время от времени идет дождь. Примерно в 200 шагах отсюда гусары, драгуны и мои любимые уланы, стоят там или лежат. Некоторые спят под своими конями. Я наблюдаю за ними в полевой бинокль, это забавно.

Это не весь полк. Некоторые подходят ближе, чтобы принести воды для своих лошадей. Слышна артиллерийская стрельба, и вдали над лесом виден дым. Мне бы очень хотелось, чтобы они все подошли ближе. Я попрошу д-ра Гирша завтра разрешить мне ехать, так как это последний день, а рука все равно болит и в неподвижном состоянии. Одеваться было трудно и страшно болезненно, но Мадлен очень хорошо помогла мне. Вчера тетя Ольга и я ездили на чудесную прогулку. Мы нашли цветы, перешли по маленькому мостику красивый ручей. Много людей пошло за нами, так что мы застеснялись и хотели уйти от них, ускорив шаг (нам даже стало жарко от такой быстрой ходьбы), но безуспешно. После обеда тетя Ольга и некоторые господа катались с деревянной лестницы на чайном подносе, приземляясь на песчаном берегу. Смотреть на это было очень смешно.

Спасибо за твое милое и хорошо написанное письмо. Папа и я благодарим Татьяну и Марию за их открытки. Скажи Соне и Трине, что я не буду им писать, так как для меня очень утомительно писать еще одно письмо. Ты можешь сообщить им все новости. Ну, я заканчиваю. Все благополучно вернулись домой. До свидания и да благословит вас Бог, дорогие, я вас всех целую.

Всегда любящая вас,
Мама †.

Передай привет Соне и Трине, и я надеюсь, что простуда у Машеньки проходит. Дождь льет, как из ведра. Я рада, что ты получила хорошую оценку по музыке.



Август 1905 года.

Дорогая маленькая Ольга,

Мы здесь остановились на ночь, так как завтра нужно много сделать. Поцелуй за нас сестер. Завтра вечером, когда мы вернемся, вы будете спать. Спите хорошо. Папа и я нежно целуем вас.

Ваша любящая,
Мама †.



Без даты, 1905 год.

Милое дорогое дитя,

Да благословит тебя Бог за твою записочку. Мы вместе обо всем поговорим, когда у нас будет время, и посмотрим, что можно сделать. Нежно целую, моя любимая большая Ольга,

твоя,
Мама †.



Без даты, 1905 год.

Любимое дитя,

Мама нежно целует свою девочку и молится, чтобы Бог помог ей всегда быть хорошим любящим ребенком. Будь мягкой, любящей, доброй ко всем, тогда все будут любить тебя.

Да благословит тебя Бог. Мама †.



Без даты, 1905 год.

Милое дитя,

Целую тебя и нежно благодарю за твои записочки. Жаль, что я не могла повидаться с тобой наедине, но сейчас это трудно. Скоро буду свободнее, и тогда ты можешь все нам рассказать, и все, что тебя интересует. Видишь ли, я обычно очень устаю и поэтому редко оставляю вас всех с нами на долгое время, и я часто грущу и не хочу, чтобы вы видели мое мрачное лицо...



5 января 1908 года.

Дорогая Ольга,

Крепко целую тебя и с любовью благодарю за твое милое письмо – оно написано не очень аккуратно, но все же очень дорого сердцу твоей Мамочки. Слава Богу, что у тебя нет ничего серьезного, и доктор, конечно, разрешит тебе вставать после того, как посмотрит тебя. Вчера были очень хорошие новости от тети Эллы и тети Ирен, которая целует тебя и с нетерпением ожидает приезда сюда немного позднее. Тетя Минни и дядя Георгий обедают с Папой, а потом я должна буду с ними повидаться. Мое покрывало быстро растет, и я надеюсь сегодня вечером начать край. Я послала наверх твою работу, думая, что, может быть, тебе захочется заняться ею. Если С.И. будет тебе читать, скажи ей, что я надеюсь, что ее двоюродному брату стало лучше. Надеюсь завтра, наконец, повидаться с тобой. Не гримасничай и не разговаривай, как тот ужасный мальчик. Вчера я говорила по телефону с кузенами. Ну, сейчас, малышка, до свидания.

Твоя старая Мама тебя крепко целует †.



1 января 1909 года.

Моя милая маленькая Ольга,

Пусть новый, 1909, год принесет тебе много счастья и всяческие блага. Старайся быть примером того, какой должна быть хорошая, маленькая, послушная девочка. Ты у нас старшая и должна показывать другим, как себя вести. Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сестрам. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся подбодрить солнечной улыбкой. Ты бываешь такой милой и вежливой со мной, будь такой же и с сестрами. Покажи свое любящее сердце. Прежде всего научись любить Бога всеми силами души, и Он всегда будет с тобой. Молись Ему от всего сердца. Помни, что Он все видит и слышит. Он нежно любит своих детей, но они должны научиться исполнять Его волю.

Я нежно целую тебя, милое дитя, и с любовью благословляю. †

Пусть Бог пребудет с тобой и хранит тебя Пресвятая Богородица.

Твоя старая Мама.



5 января 1909 года.

Дорогое дитя,

Целую тебя за твое милое письмо. Сегодня вечером А. тоже принесла тебе письмо. Старайся серьезно говорить с Татьяной и Марией о том, как нужно относиться к Богу... Читала ли ты мое письмо от первого числа? – это помогло бы тебе в разговоре. Ты должна положительно на них влиять. Спи спокойно.

Крепкий тебе поцелуй от твоей старой,

Мамы †.



11 января 1909 года.

Ольга, милая,

Ты хочешь, чтобы я написала письмо. Девочка моя, ты должна помнить, что одна из главных вещей – быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Грубые слова в устах детей – это более, чем некрасиво. Всегда обдумывай свое поведение, будь честной, слушай старших. Прежде всего, помни, что ты должна быть всегда хорошим примером младшим, только тогда наш Друг будет тобой доволен. Они маленькие, не так хорошо все понимают и всегда будут подражать большим. Поэтому ты должна обдумывать все, что говоришь и делаешь. Будь особенно вежлива по отношении ко всем слугам и няням. Они так хорошо заботятся о вас. Подумай о Мари, как она вас всех вынянчила, как для всех старается, и когда она устает и не очень хорошо себя чувствует, не заставляйте ее еще и нервничать. Слушайтесь ее, будьте послушными и всегда добрыми. Я сделала ее вашей няней, и вы всегда должны хорошо относиться к ней, а также к С.И. Ты достаточно большая, чтобы понять, что я имею в виду. Будь хорошей и слушайся Маму. Прочти это Татьяне. Всегда проси прощения, когда была грубой или непослушной... А сейчас постарайся быть как можно лучше, и я буду счастлива.

С любовью целую, твоя старая Мама †.



15 января 1909 года.

Моя дорогая детка,

Спасибо за твою милую записку. Да, дорогая, трудно найти время, чтобы не торопясь обо всем поговорить, но в скором времени мы как-нибудь снова это сделаем. А сейчас я чересчур устала...

Ольга, дорогая, в комнате я или нет, ты всегда должна вести себя одинаково. Это не я за тобой смотрю, а Бог все видит и повсюду слышит, и это Ему мы должны, в первую очередь, постараться понравиться, делая все, что нужно, слушаясь своих родителей и тех, кто о нас заботится, и побеждая свои недостатки. Скажем, есть вещи, которые тебе нравится делать, но ты знаешь, что я их запретила – стремись их не делать, даже если мое запрещение кажется тебе странным и ты не понимаешь его причины, но я-то ее знаю и знаю, что это для твоей пользы. Быстрее выполняй мои распоряжения, а не тяни время, чтобы посмотреть, делают ли другие. Ты должна показать хороший пример, а другие ему будут следовать. Внуши им, что нужно слушаться меня и Папу, и, конечно, Мари и С.И. Я сама была маленькой девочкой, и меня учили слушаться, и я благодарна тем, кто меня учил и был строг со мной.

Спокойной ночи, дорогая Ольга, да благословит тебя Бог.

Крепкий поцелуй от твоей старой,
Мамы †.

Прочти эту записку также и Татьяне. Она написана для всех вас. Не ссорьтесь друг с другом, это, в самом деле, просто безобразно. Всегда будьте любящими и добрыми.



Без даты, 1909 год.

Ольга, дитя мое,

Нежно благодарю тебя за твои милые слова. Пока вы молились в церкви, я читала молитвенник, молилась здесь. Очень грустно, что я снова не ходила в церковь, но что делать? Остается молиться в своей комнате. Спи спокойно, дорогая. Будь хорошей девочкой, моя Ольга, и помогай четырем младшим быть тоже хорошими.

Нежный поцелуй от твоей старой,
Мамы †.



24 января 1909 года.

Ольга, дорогая,

Тепло благодарю тебя за твое милое письмецо, за добрые молитвы и пожелания. Когда Богу будет угодно, чтобы пришло время мне поправиться, Он поможет мне, но не раньше. Он знает, почему послал мне эту болезнь, и мы должны быть уверены, что это к лучшему. Когда я смогу увидеть нашего дорогого Друга, я буду очень счастлива. Ты становишься совсем большой – не будь такой дикой и не бегай, вскидывая ноги, это некрасиво. Я никогда так не делала в твоем возрасте, даже когда была меньше.

Да благословит тебя Бог, самые нежные поцелуи от

твоей любящей Мамы †.



2 февраля 1909 года.

Милая маленькая Ольга,

Нежно благодарю за твою милую записку. Да вознаградит тебя щедро Бог за твою любовь к Маме и твои молитвы о ее здоровье. Все в Божией воле. Доктора не могут все сделать. Я только должна не уставать, не делать слишком много, так как это плохо сказывается на моем сердце, ему и без того хватает забот и огорчений. Нам всем положено нести свой крест. Мой таков. И я, дорогая, не ропщу, Богу все лучше ведомо. Не беспокойся, малышка, все будет хорошо. Да благословит тебя Бог.

Крепко целую тебя. Твоя любящая старая,
Мама †.



6 февраля 1909 года.

Моя милая, дорогая девочка,

Я надеюсь, что все обошлось хорошо. Я так много думала о тебе, моя бедняжка, хорошо зная по опыту, как неприятны бывают такие недоразумения. Чувствуешь себя такой несчастной, когда кто-то на тебя сердится. Мы все должны переносить испытания: и взрослые люди, и маленькие дети – Бог преподает нам урок терпения. Я знаю, что для тебя это особенно трудно, так как ты очень глубоко все переживаешь, и у тебя горячий нрав. Но ты должна научиться обуздывать свой язык и, когда чувствуешь, что собираешься сказать что-то нехорошее или грубое, старайся от этого воздерживаться. Быстро помолись, чтобы Бог тебе помог. У меня было столько всяких историй с моей гувернанткой, и я всегда считала, что лучше всего извиниться, даже если я была права, только потому, что я младше и быстрее могла подавить свой гнев. М. такая хорошая и преданная, но сейчас она очень нервничает: она четыре года не была в отпуске, у нее болит нога, она простудилась и очень переживает, когда нездоров Бэби. И целый день находиться с детьми (не всегда послушными) для нее тяжело. Старайся всегда ей сочувствовать и не думай о себе. Тогда, с Божией помощью, тебе будет легче терпеть.

Да благословит тебя Бог. Очень нежно тебя целую. Твоя,
Мама †.



11 февраля 1909 года.

Дорогая Оленька,
Большое спасибо за твое милое письмо. Я пишу тебе в ванне – место, конечно, странное, но я часто так делаю. Над водой у меня только голова и руки. Я кладу бумагу на ладонь одной руки, а другой пишу. Надеюсь, что “она” сейчас будет хорошей, а ты ей будешь помогать. Вчера она с Кем-то беседовала, и я думаю, все пойдет лучше, и она успокоится. Все вы можете ей помочь, выказывая свою любовь и послушание. Когда она загрустит, подбодрите ее.

Мы все должны стараться в жизни помогать друг другу добрыми словами и делами. Нельзя думать о себе, и нужно помнить, что у всех есть грехи и слабости, которые нужно стараться победить. Сейчас 10 часов – я должна выскакивать и отправляться в постель, но прежде помолиться и почитать Библию.

Нежные поцелуи от твоей,
Мамы.



16 февраля 1909 года.

Дорогая Оленька,
Крепко целую тебя за твое милое письмо. Не беспокойся, что я не совсем здорова, видишь ли, неделя для меня была утомительной, тем более, что я сейчас привыкла вставать очень поздно. Много приходилось стоять на коленях и лежать ниц, что для меня за эти последние недели стало очень трудно. Это меня измотало, и пришлось лечь в постель. Невозможно снова так быстро поправиться. Дорогая, ты должна иметь терпение. Я бы чувствовала себя намного хуже, если бы кто-то не молился за меня так усердно. Сегодня я чувствую себя очень усталой от вчерашних болей и от того, что пришлось принимать столько людей. Я всегда устаю, когда приходится много говорить. Будьте хорошими девочками, хорошо учитесь, будьте послушными и добрыми. Спите спокойно. Да благословит и да хранит Бог вас всех, мои дорогие, нежно любимые дети. Бог надо всем, Он все видит и слышит.

Нежно целую, твоя старая
Мама †.



26 февраля 1909 года.

Дорогая Ольга,
Целую за твою записку. Послушай, дорогая, ты должна стараться быть послушнее. Когда я тебе велю что-то делать, делай это сразу, даже если другие заняты чем-то своим. Учись послушанию, пока ты еще мала, и ты приучишься слушаться Бога, когда станешь старше; мы должны слушать Друга*, а это часто очень трудно, но нас приучают к этому в детстве. Это помогает. И вы должны быть примером друг для друга и помогать друг другу.

Благословение от твоей Мамы †.

----------------

* “Наш Друг” – Григорий Ефимович Распутин, “Божий человек”, который приобрел известность благодаря своим взаимоотношениям с Императрицей и способности помогать молитвами к Богу Цесаревичу Алексею Николаевичу во время приступов гемофилии. Следующие цитаты – из писем, которые он писал детям и которые Ольга тщательно переписывала в свою тетрадь.



“Любовь – это бесконечный свет, этот свет никогда не погибнет и не иссякнет”.

“Доброта дается нам, сохраните ее. И всегда радуйтесь, что Бог с вами, и будьте добрыми”.

“Ольга, молись, чтобы свет осветил твой дом и принес в него счастье”.

“Молись, чтобы у мира открылись глаза, и он увидел грозовые тучи”.

“Твой день украшается любовью, и ангелы радуются этому. Пусть любовь будет твоей крепостью”.



[Более подробно можно посмотреть в книге Ричарда (Фомы) Бэттса “Пшеница и плевелы. Беспристрастно о Г.Е. Распутине”, изданной Российским Отделением Валаамского Общества Америки в Москве, в 1997 году.]



10 марта 1909 года.

Дорогая Ольга,

Целую тебя за твое письмо. В 9.30 отвезла Аню домой, уложила в постель и посидела с нею часик. Ей было лучше, но все еще самочувствие плохое. Не знаю, с чего у нее внезапно так началось, бедняжки. Спи спокойно.

Целую тебя, твоя старая
Мама †.



14 марта 1909 года.

Милое дитя,

Не расстраивайся из-за меня. На этой неделе я переутомилась, вот почему чувствую себя не очень хорошо. Я даже полежала вечером на Аниной постели, так отвратительно себя чувствовала. Сейчас быстро принимаю ванну и – в постель...

Да благословит тебя Бог. 1000 поцелуев от твоей старой Мамы †.



27 марта 1909 года.

Дорогая малышка,

Постарайся придти в 9 часов, так чтобы попытаться позвонить Ане, которая выходит в 9.20 и хочет знать, что у меня нового. Не печалься о нянечке. Ее взял Бог, и она счастлива. Кончились ее беды и страдания, и кто знает, какие несчастья могли бы еще ждать ее здесь. Больше писать не могу. Я ужасно устала, и сердце побаливает.

Да благословит тебя Бог.

1000 поцелуев.

Твоя Мама †.



3 апреля 1909 года.

Милое дитя,

Скажи Мари, чтобы она заказала для вас четверых экипаж на 10 с четвертью, и дай мне знать, что вы будете готовы к этому времени. Будете обедать со мной в 1 час. Если будет хорошая погода, смотр состоится на открытом воздухе.

Пожалуйста, наденьте под белые жакеты и юбки что-нибудь теплое. А белые шляпы? Как приятно было повидать нашего любимого Друга. Я рада, что с ним долго общались.

1000 поцелуев.

Мама.

Подойди к телефону в 9.10. Бэби – в матросском костюме.



16 апреля 1909 года.

Дорогая Оленька,

Большое спасибо за твое милое письмо. Не могу много писать, так как постоянно болит голова, и я очень устала. Да, Н.П. очень мил. Я не знаю, верующий ли он. Но незачем о нем думать. А то в голову приходят разные глупости и заставляют кого-то краснеть.

А сейчас, да благословит тебя Бог. Крепко целую.

Твоя старая Мама †.



17 апреля 1909 года.

Милая Оленька,

Тысячу раз благодарю и крепко целую за твое письмо. Я слишком устала, чтобы много писать.

Аня была довольна фотографиями. Я обедала с ней, потом с ней выезжала и привезла ее обратно. Я надеюсь, вы с ней подружитесь... Не забывай, ты становишься большой девочкой, поэтому тебе нельзя вести себя с ним так вольно, как прежде. Это бы шокировало людей. Ко мне всегда относились очень придирчиво. Очень рада была его видеть сегодня в детской.

Да благословит тебя Бог. 1000 поцелуев.

Твоя старая Мама †.



30 мая 1909 года,

“Штандарт”.

Драгоценная Ольга,

Крепко целую тебя за твою записку. У меня очень болит спина, и, когда я устаю, голова тоже начинает болеть, поэтому я отправляюсь в постель. Если утром увидишь Татьяну, скажи ей, что мне было грустно от того, что я не имела возможности с ней поговорить, и что все хорошо. Спи спокойно.

Благословение и поцелуй от твоей старой
Мамы.



7 июня 1909 года,
Царское Село.

Дорогая Ольга,

Спасибо Татьяне за ее письмо. Благодарю и тебя, дорогая Ольга, за твое письмо. Да, старайся быть более послушной и не будь чересчур нетерпеливой, не впадай от этого в гнев. Меня это очень расстраивает, ты ведь сейчас совсем большая. Ты видишь, как Анастасия начинает повторять за тобой. И не ворчи все время на Татьяну. Спи спокойно. Пусть у тебя ничего не болит.

Да благословит тебя Бог. Много раз целую тебя и Татьяну,
твоя старая Мама †.

Пусть Бэби на этих двух фотографиях внизу полностью напишет свое имя. Мама.



1 августа 1909 года.

Милое дитя,

Тебе нельзя на нее сердиться, у нее ведь хорошие намерения, и она хочет помочь другим. У нее в характере заложено желание поучать других. Аликс была точно такая же. Я помню, как это трудно, но ты не должна чувствовать себя несчастной, когда она напоминает тебе, чтобы ты не гримасничала. Я рада этому и не хочу, чтобы ты выросла некрасивой. Я знаю, о ком ты думала в вагоне, – не печалься так. Скоро, с Божией помощью, ты его снова увидишь. Не думай слишком много о Н.П. Это тебя расстраивает. Будь доброй к Татьяне. Если ты будешь сердиться, то все ухудшишь. Чувствую себя не очень хорошо. Очень болит спина и сердце. Путешествие было утомительным, и я сейчас чувствую себя изможденной.

Мама †.



4 августа 1909 года.

Моя дорогая Оленька,

Нежно благодарю тебя за твое милое письмецо. Мне немного лучше, чем в день нашего приезда – хороший воздух и спокойная счастливая жизнь на борту пошли мне на пользу. Я уезжаю с сожалением, но, может быть, в Царском будет очень хорошо, и мы сможем... тоже иногда там видеться с нашими друзьями. Спокойной ночи, дорогая, да благословит тебя Бог. Будь веселой и красивой в день нашего отъезда. Не разговаривай только с одним человеком, уделяй и другим внимание. Нужно всегда быть вежливой.

Много поцелуев от твоей старой
Мамы †.



8 декабря 1909 года,
в поезде.

Доброй ночи, милая Оленька,

С любовью целую тебя и благодарю за твою милую записочку. Мы играли в домино, а сейчас я ложусь, потому что все еще болит голова. Да благословит тебя Бог, крошка.

Твоя любящая старая Мама †.



1 января 1910 года.

Дорогое дитя,
Да, сейчас я все понимаю, и больше об этом не думай. Мне очень жаль, что С.П. сказал тебе это. Только нехорошие люди могут распространять сплетни – ты не должна их слушать. Спи спокойно.

Много благословений и поцелуев.

Мама †.



5 февраля 1910 года.

Дорогое дитя,
Я не сержусь на тебя. Спасибо за твою милую записочку. Целую и благословляю тебя нежно. Да хранят твой сон святые ангелы. Всегда старайся быть хорошим примером для младших.

Твоя старая Мама †.



28 февраля 1910 года.

Ольга, дорогое дитя,
Целую и благодарю тебя за твое милое письмо. Изо всех сил старайся быть как можно лучше, терпеливее и любезнее во время Святого Поста – серьезно вслушивайся в прекрасные молитвы в церкви. Папа и я горячо целуем тебя.

Всегда твоя, старая Мама †.



7 апреля 1910 года.

Ольга, дорогая,
Если только это не помешает урокам, лучше приготовься к обеду. Если из-за дел это нельзя организовать, будь готова к 12 часам, но я предпочитаю обед.

Не обращай внимание на настроение М. Больше молись, чтобы Бог помог нам бороться со злом. Спи спокойно. Мы вас целуем – всех пятерых душечек, и я благодарю тебя за твои письма.

Твоя старушка, Мама †.



8 апреля 1910 года.

Дорогая Ольга,
Сегодня день моей помолвки с Папой. Дорогая, ты будешь обедать с С.И., так как мы с Папой должны ехать в город на панихиду. Сегодня ночью умерла моя любимая старая княгиня Голицына. Бедное старое сердце слишком много страдало. Благодарю Бога, что сейчас она упокоилась, но мне очень грустно, и ее мне ужасно будет не хватать. И вам, девочки мои, я знаю, тоже. После этого сразу вернемся домой. Доктор не разрешает мне большего. Вы все выезжайте, как обычно. Нежно целую и благословляю тебя.

Твоя старушка, Мама †.



11 мая 1910 года.

Дорогая Ольга,
Попроси Е.Ю. отвезти вас четверых и Алексея на службу – прямо в Большой Дворец. Не нужно тормошить Бэби, и я думаю, он будет вести себя вполне хорошо. Тихонько касайся его правого плеча, чтобы напоминать ему, что надо кланяться, если он забудет. Я поднимусь после обеда и буду лежать на балконе.

Целую. Твоя старая Мама.



6 декабря 1910 года.

Моя малышка,
С любовью целую тебя за твое письмо. Я уже давно заметила, что ты какая-то грустная, но не задавала вопросов, потому что людям не нравится, когда их расспрашивают... Конечно, возвращаться домой к урокам (а это неизбежно) после долгих каникул и веселой жизни с родственниками и приятными молодыми людьми нелегко. И то, что любящая вас старушка Мама всегда болеет, также омрачает вам жизнь, бедные дети. Мне очень жаль, что я не могу больше времени проводить с вами и читать, и шуметь, и играть вместе – но мы должны все вытерпеть. Бог послал нам крест, который нужно нести. Я знаю, это скучно иметь маму-инвалида, но всех вас это учит быть любящими и мягкими. Старайтесь быть только более послушными, тогда мне будет легче, а ты покажешь маленьким хороший пример... Я хорошо знаю о твоих чувствах к... бедняжке. Старайся не думать о нем слишком много, вот что сказал наш Друг. Видишь ли, другие могут заметить, как ты на него смотришь, и начнутся разговоры... Сейчас, когда ты уже большая девочка, ты всегда должна быть осмотрительной и не показывать своих чувств. Нельзя показывать другим свои чувства, когда эти другие могут счесть их неприличными. Я знаю, что он относится к тебе, как к младшей сестре, и он знает, что ты, маленькая Великая княжна, не должна относиться к нему иначе. Дорогая, я не могу написать все, на это потребуется слишком много времени, а я не одна.

Будь мужественна, приободрись и не позволяй себе так много думать о нем. Это не доведет до добра, а только принесет тебе больше печали. Если бы я была здорова, я бы попыталась тебя позабавить, рассмешить, все было бы тогда легче – но это не так, и ничего не поделаешь. Помоги тебе Бог. Не унывай и не думай, что ты делаешь что-то ужасное.

Да благословит тебя Бог. Крепко целую. Твоя старая Мама †.



2 января 1911 года.

Дорогое дитя,
Спасибо за записку. Да, дорогая, когда кого-нибудь любишь, то переживаешь с ним его горе и радуешься, когда он счастлив. Ты спрашиваешь, что делать. Нужно от всего сердца молиться, чтобы Бог дал твоему другу силу и спокойствие, чтобы перенести горе, не ропща против Божией воли. И нужно стараться помогать друг другу нести крест, посланный Богом. Нужно стараться облегчить ношу, оказать помощь, быть бодрой. Ну, спи спокойно и не слишком забивай свою голову посторонними мыслями. От этого не будет толку. Спи спокойно и старайся всегда быть хорошей девочкой.

Да благословит тебя Бог. Нежные поцелуи от твоей старой
Мамы †.



Без даты, 1911 год.

Дорогое дитя,
Целую тебя за твое письмо. Перестань все время думать о Т. Тебе от этого только хуже. Ничего страшного, что сейчас думаешь о М.Х. меньше, чем летом. Тогда это был новый для тебя молодой человек, и он тебя очаровал. Я не видела М.Х. – как я могла его видеть, когда так редко была здорова? Ты знаешь, что ты не глупая. Бог создал тебя умной девочкой. Дмитрий говорит это только для того, чтобы подразнить тебя, потому что ты долго думаешь, прежде чем сказать. Татьяна пусть лучше полежит до церкви, поэтому вы все будете пить кофе наверху завтра.

Спи спокойно. Всех целую и благословляю.

Мама †.



26 ноября 1911 года.

Дитя мое,
Не думай, что я сердито попрощалась с тобой на ночь. Этого не было. Мама имеет право сказать детям, что она думает, а ты ушла с таким угрюмым лицом. Ты не должна так делать, малышка, потому что это расстраивает меня, а я должна быть суровая, когда необходимо. Я слишком часто балую моих девочек. Спи спокойно.

Да благословит и да хранит тебя Бог. Крепко тебя целую.

Твоя старая Мама †.



3 апреля 1912 года.
Ливадия.

Моя дорогая Ольга,

Желаю тебе очень хорошего путешествия и чтобы тебя нисколько не тошнило. Присматривай за Папой, малышками и Х.Т. Приободри Папу, он чувствует себя таким одиноким. Видишь ли, я не могла оставить при себе ни одного из вас. Татьяна вчера тоже просилась остаться, но мне не хочется кого-то выделять. Я не говорю, что чувствую, позволяя вам всем ехать. Так и должно быть. Покрываю тебя поцелуями. Да благословит тебя Бог, моя большая девочка. Ухаживай за гостями и напоминай младшим, чтобы они не были дикими.

Всегда твоя Мама †.





13 ноября 1914 года.

Ольга, дитя мое,
Благодарю тебя, душечка, за твою с любовью написанную записку. Завтра также твои именины. Как странно, с тех пор прошло уже 19 лет. Хорошо спи, и да благословит тебя Бог.

1000 поцелуев от твоей старушки Мамы †.

 
Стихотворение-молитва, записанное Великой княжной Ольгой Николаевной в заточении накануне убиения, 1918 год.



Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать;
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда терзают нас враги,
Терпеть позор и оскорбленья,
Христос Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной,
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый, страшный час!

И у преддверия могилы
Вдохни в уста Своих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.

Царица Неба и земли,
Скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли, -
В Тебе надежда и спасенье!

Погрязли мы во зле страстей,
Блуждаем в тьме порока,
Но... наша Родина! О, к ней
Склони всевидящее Око.

Святая Русь! Твой светлый дом
Почти что погибает.
К Тебе, Заступница, зовем,
Иной никто из нас не знает.

О, не оставь Своих детей,
Скорбящих в упованьи,
Не отврати Своих очей
От скорби и страданья.


Рецензии