Будешь петь?!! Источник творчества - страдание
Представляю, как сейчас вскинутся поборники толерантности, прочитав эти слова: «Это оскорбление. Это унижение по национальному признаку». Но никакого унижения здесь нет. Есть мудрый, проникающий в суть явлений взгляд. И точное слово. Если на то пошло, мы – ничем не отличаемся от казахов. Русские – тоже народ бестолковый, но умственный.
Европейцы – те да, толковые… Практичные, умеющие прекрасно устроить свои дела и свой быт. Вспомните Робинзона: тот готов был днем и ночью трудиться, чтобы только иметь возможность устроиться с комфортом, покуривать на досуге табак, есть кровавые ростбифы, пить кофе. Между тем умнейший Артемий Петрович Волынский, хорошо, кстати, знавший и русских, и казахов, служивший астраханским и казанским губернатором в 1719—1730 годах, бывший кабинет-министром при Анне Иоановне и казненный ею по навету Остермана и Бирона, писал о русских (цитирую по памяти и, конечно, неточно): «Наш народ не довольно трудолибив, но понеже ленив. Каждый готов одной сухой коркой питаться, только бы лежать на печи, ничего не делая».
Да, робинзоны, в отличие от нас, русских и казахов, – практичные, неленивые и трудолюбивые. Но не умственные… Увы, они не могут «всякое жительское отложить попечение» И они не умеют петь "без толку", просто так - потому, что душа поет, в отличие от русских и казахов (казахи сегодня это, кстати, делают лучше).
Акыны – это обращенный к Создателю благодарный голос, славящий его творение. Иммануил Кант говорил: «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и Нравственный Закон внутри нас».
Казахи с детства видят звездное небо над головой. Это небо – в залитой солнцем, открытой со всех сторон степи – не заслоняют ни деревья, ни облака. И звенит в степи, высоко поднимаясь к зениту, подобно голосу певчей птицы, песня акына. Помните у Лермонтова о Демоне: «Окинул равнодушным оком созданье Бога своего, И на челе его высоком не отразилось ничего». Современный «толковый» высоколобый рационализм глядит на созданье Бога равнодушным оком. А акын самозабвенно поет обо всем, что видит вокруг, поет, восхищаясь красотой Божьего мира, поет, не отягощаясь мыслями о том, как это можно получше использовать.
Великий казахский акын Кенен Азербаев, будучи бездомным сиротой, в детстве пас овец у бая. Но вот однажды ему явился во сне грозный старик с камчой. Он начал беспощадно хлестать подростка, восклицая: «Будешь петь?!! Будешь петь?!! Будешь петь?!!. Так повторялось много ночей. И Кенен запел…
Эта притча – о творчестве, исток которого всегда – страдание.
Человек не творит, потому что не смирен. Смирение же возможно только через страдания. Смиряя, страдания очищают, возвышают и спасают душу. Душу отдельного человека и души целых народов. Спасают от оземленения, от порабощения житейскими попечениями, от поклонения земным идолам («пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы»), побуждая людей к сотворчеству с Создателем, к песням и Песне – во имя Творца.
Свидетельство о публикации №215061401634
Надежда Халилова 23.11.2018 01:07 Заявить о нарушении
Борис Бобылев 24.11.2018 11:42 Заявить о нарушении