Будешь петь?!! Источник творчества - страдание

Как-то однажды, в годы моей юности, я услышал от  своего хорошего  знакомого , умного, чрезвычайно талантливого и сегодня широко известного исследователя фольклора и мифологии Востока сакраментальную фразу: «Казахи – народ  бестолковый, но умственный» (мы оба тогда жили на краю исчезнувшей империи).

Представляю, как  сейчас вскинутся поборники толерантности, прочитав эти слова: «Это оскорбление. Это унижение по национальному признаку».  Но никакого унижения здесь нет. Есть мудрый, проникающий в суть явлений взгляд. И точное слово. Если на то пошло, мы – ничем не отличаемся от казахов. Русские – тоже народ  бестолковый, но умственный.

Европейцы – те да, толковые… Практичные, умеющие прекрасно устроить свои дела и свой быт. Вспомните Робинзона: тот готов был днем и ночью трудиться, чтобы только иметь возможность устроиться с комфортом, покуривать на досуге табак, есть кровавые ростбифы, пить кофе. Между тем умнейший Артемий Петрович Волынский, хорошо, кстати, знавший и русских, и казахов, служивший астраханским и казанским губернатором в 1719—1730  годах, бывший кабинет-министром при Анне Иоановне и казненный ею по навету Остермана и Бирона, писал о русских (цитирую по памяти и, конечно, неточно): «Наш народ не довольно трудолибив, но понеже ленив. Каждый готов одной сухой коркой питаться, только бы лежать на печи, ничего не делая».

 Да, робинзоны, в отличие от нас, русских и казахов, – практичные, неленивые и трудолюбивые. Но не умственные… Увы, они не могут «всякое жительское отложить попечение» И они не умеют петь "без толку", просто так - потому, что душа поет, в отличие от русских  и казахов  (казахи сегодня это, кстати, делают лучше).

Акыны – это обращенный к Создателю благодарный голос, славящий его творение. Иммануил Кант говорил: «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и Нравственный Закон внутри нас».
Казахи с детства видят звездное небо над головой. Это небо – в  залитой солнцем, открытой со всех сторон степи – не заслоняют ни деревья, ни облака. И звенит в степи, высоко поднимаясь к зениту, подобно голосу певчей птицы, песня акына. Помните у Лермонтова о Демоне: «Окинул равнодушным оком созданье Бога своего, И на челе его высоком не отразилось ничего».  Современный «толковый» высоколобый рационализм глядит на созданье Бога равнодушным оком. А акын самозабвенно поет обо всем, что видит вокруг,  поет, восхищаясь красотой Божьего мира, поет, не отягощаясь мыслями о том, как это можно получше использовать.

Великий казахский акын Кенен Азербаев, будучи бездомным сиротой, в детстве  пас овец у бая. Но вот однажды ему явился во сне грозный старик с камчой. Он начал беспощадно хлестать подростка, восклицая: «Будешь петь?!! Будешь петь?!! Будешь петь?!!. Так повторялось много ночей. И Кенен запел…

Эта притча – о творчестве, исток которого всегда – страдание.
 
Человек не творит, потому что не смирен. Смирение же возможно только через страдания. Смиряя, страдания очищают, возвышают и спасают душу. Душу отдельного человека и души целых народов. Спасают  от оземленения, от порабощения житейскими попечениями,  от поклонения земным идолам («пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы»),  побуждая людей к сотворчеству с Создателем, к песням и   Песне – во имя Творца.


Рецензии
У еврейского народа есть такое пение НИГУН! Есть притча, как на молитвенном служении пели. Стоял мальчик пастух, который не умел петь, но очень хотел петь для Господа. Он вынул дудочку и заиграл мелодию души. Его молитва была совершенной. Это был нигун, молитва без слов. Моя фамилия с иврита флейта, дудочка. Когда погиб мой родненький сын, моя душа запела нигун. Этот стон был прямо в уши Господа и Он его услышал и помог мне!

Надежда Халилова   23.11.2018 01:07     Заявить о нарушении
Благодарю, Надежда."Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется"

Борис Бобылев   24.11.2018 11:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.