Форматирование прямой речи в текстах на Проза. ру

Чтобы увеличить текст учебника, удерживая клавишу Ctrl, вращайте колёсико мыши.      



       В произведениях писателей на Проза.ру применяются, в основном, две разновидности передачи речи: прямая и косвенная.
       Прямая речь является формой точной передачи речи с её лексическими особенностями, синтаксическим строем и т.д.
       Косвенная речь вводится в текст автором повествования в форме придаточного предложения, не передавая дословно речь говорящего, а отражая её приблизительно.

       Далее рассказ пойдёт только о прямой речи, письменное оформление которой строго регламентируется грамматическими правилами.

       Большинство прозовцев окончили школу давным-давно, а юные начинающие авторы ещё только постигают в школе тонкости грамматики русского языка. И если управиться с "очепятками" и "ашипками" нам помогает замечательный редактор Word, подчеркивая их волнистой красной линией, то в правописании прямой речи он полный профан.
       Поэтому для решения многих грамматических проблем, неплохо иметь под рукой обыкновенный школьный учебник русского языка.
 
       В задачи настоящей статьи не входит обучение знакам препинания при оформлении прямой речи. Об этом лучше прочитать в специальных разделах учебника русского языка  (см.фото в заглавии).
       Здесь приводится лишь несколько погрешностей авторов, использовавших прямую речь в своих произведениях. Зачастую они настолько далеко отклоняются от правил пунктуации в прямой речи, что читателю приходится за писателя решать задачи по разграничению речи автора и его героев. И такое вольное обращение с правописанием прямой речи практически у большинства авторов Проза.ру.

       Самое неприятное, это когда в рецензии добросовестно стремишься помочь такому писателю избавиться от просчётов, а в ответ читаешь дерзости типа: «Я пишу для себя, для друзей, а если что-то непонятно не читайте. Друзья понимают и хватит». Здесь безграмотность лихо выдаётся за пустячок, а друзья воспринимаются автором за баранов.
       Бывает и похлеще. Могут при случае «критиком Белинским», а то и вовсе «фашистским прихвостнем» окрестить. Или потребовать «убрать свои грязные ручки» от их шедевра!


       Вот образец небрежного отношения автора к требованиям грамматики (авторская компоновка текста полностью сохранена):

А когда в Абхазии, отдыхая по путёвке спросила у местной, -"Сколько же ваш дом стоит?"
Та ответила "Тебе зачем? Ты такой не купишь".
       (Проза.ру. Оксана Радчик «Что за праздник 12 июня?»)

       Автор, кажется, даже и не подозревает, что существуют обязательные знаки пунктуации при письменном изложении прямой речи, и ляпает по клавишам наобум. Здесь запятая и дефис совершенно не к месту, зато отсутствуют двоеточия.

       Возможный вид текста после форматирования:
 
       А когда в Абхазии, отдыхая по путёвке, спросила у местной: «Сколько же ваш дом стоит?», та ответила: «Тебе зачем? Ты такой не купишь».

       Смысл, вроде бы, тот же самый, но читать такой текст комфортно.


       В качестве ещё одного примера авторской оплошности приводится копия оригинального текста (авторская компоновка текста полностью сохранена).
       Автор выплёскивает на лист свои мысли, даже не задаваясь намерением упорядочить их:

Можно с вами посидеть – спросила Леночка, она тоже пришла на праздник с колясочкой. Пусть и дочь полюбуется праздником.
Да, да, конечно, сказал Глеб Ильич. Я вот, глядя на этот праздничный десант, вспоминаю свою молодость. Ведь я десантник. Сам я из большой семьи, где ребят было восемь, а девчонок – четверо. Поэтому учиться не пришлось. Окончил только семь классов – и надо было работать. А потом армия. Десантные войска. Обучение, а потом и маневры. Парашютист – десантник – человек не только смелый, но физически и морально закаленный.

И вы всю войну в десантных войсках? – Прослужил два года, а потом дивизию нашу преобразовали в пехоту и стали мы гвардейской стрелковой дивизией. А в десантных войсках обучали всему.  Порой оказываешься один на один с противником. Ведь вы знаете, что идея создания воздушно – десантных войск – высказанная еще в 1928 году командующим Ленинградским военным округом Михаилом Николаевичем Тухачевским, воплотилась в жизнь летом 1930 года – это был первый в мире парашютный десант, который проходил обучение на опытно – показательном учении Военно-воздушных сил Московского военного округа. Для этого был создан большой городок тренажеров и учебных мест.

Нет, не знаю. Да и мало что знаю о десантных войсках. У меня нет ни бабушек, ни дедушек, не кому было рассказать. Лена была заинтересована, и попросила: расскажите.

В армию я попал, когда война шла по нашей земле…»
       (Проза.ру. Татьяна Подплутова 2. «Звуки войны».)

       Полная неразбериха! А вот как могли бы выглядеть абзацы этого диалога, отформатированные писателем по правилам пунктуации прямой речи:

       — Можно с вами посидеть? — спросила Леночка, она тоже пришла на праздник с колясочкой. Пусть и дочь полюбуется праздником.
       — Да, да, конечно, — сказал Глеб Ильич. — Я вот, глядя на этот праздничный десант, вспоминаю свою молодость. Ведь я десантник. Сам я из большой семьи, где ребят было восемь, а девчонок – четверо. Поэтому учиться не пришлось. Окончил только семь классов – и надо было работать. А потом армия. Десантные войска. Обучение, а потом и маневры. Парашютист-десантник – человек не только смелый, но физически и морально закаленный.
       — И вы всю войну в десантных войсках?
       — Прослужил два года, а потом дивизию нашу преобразовали в пехоту и стали мы гвардейской стрелковой дивизией. А в десантных войсках обучали всему.  Порой оказываешься один на один с противником.
       Ведь вы знаете, что идея создания воздушно – десантных войск, высказанная еще в 1928 году командующим Ленинградским военным округом Михаилом Николаевичем Тухачевским, воплотилась в жизнь летом 1930 года  - это был первый в мире парашютный десант, который проходил обучение на опытно – показательном учении Военно-воздушных сил Московского военного округа. Для этого был создан большой городок тренажеров и учебных мест.
       — Нет, не знаю. Да и мало что знаю о десантных войсках. У меня нет ни бабушек, ни дедушек, некому было рассказать.
       Лена была заинтересована, и попросила:
       — Расскажите.
       — В армию я попал, когда война шла по нашей земле…


       Ещё один пример, как не следует писать диалоги (авторские особенности изложения сохранены).

       Как автор сообщил ранее, действие происходит на лекции в институте:

"Не все, писали конспекты. Кто то, выполнял домашние задания,- по другим предметам, кто то, просто рассказывал,- о проведённом  летнем отдыхе (. Я, естественно , сидел в окружении студенток, рассматривал летние фотографии. Одна фотография меня заинтересовала,  говорю:-Знаю эту девушку. Мне Эмка Гордеева отвечает:-Не можешь её знать, мы познакомились с ней в СОЧИ, очень хорошая девушка.-Так и вы в Сочи приехали из Питера. Эмка:- она Москвичка.- Я тоже жил и учился в Москве во время войны.- Эмка: Она под Москвой жила.  Отвечаю :-я тоже под Москвой . Это  Ниночка Ушакова, мы учились в одном Классе. Она мне нравилась.Но это, уже другая история. Как мир  тесен!"
      (Проза.ру. Дмитрий Запорожцев. «Мир тесен-2».)

       Диалог автора рассказа с Эмкой Гордеевой грамматически верно можно было оформить так:

       Не все писали конспекты. Кто-то выполнял домашние задания по другим предметам, кто-то просто рассказывал о проведённом  летнем отдыхе. Я, естественно , сидел в окружении студенток, рассматривал летние фотографии.
       Одна фотография меня заинтересовала, говорю:
       - Знаю эту девушку.
       Мне Эмка Гордеева отвечает:
       - Не можешь её знать, мы познакомились с ней в Сочи, очень хорошая девушка.
       - Так и вы в Сочи приехали из Питера.
       Эмка:
       - Она москвичка.
       - Я тоже жил и учился в Москве во время войны.
       Эмка:
       - Она под Москвой жила.
       Отвечаю:
       - Я тоже под Москвой. Это Ниночка Ушакова, мы учились в одном классе. Она мне нравилась.
       Но это уже другая история. Как мир тесен!


       Вот теперь совсем другое дело! И эстетично, и читателю удобно, и писателю респект!

       «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить», — считал французский писатель и философ Франсуа-Мари Вольтер.

       Пишите хорошо!

      


       Александр Соханский
               июнь 2015 г .



       P.S. Как создаются абзацные отступы в начале строки (красная строка) — см. http://proza.ru/2021/12/15/613 

*


Рецензии
Спасибо Вам;все толково и доходчиво.

Владимир Вдовин   17.06.2020 09:45     Заявить о нарушении
Творческих успехов и на пользу толкового изложения Ваших произведений, Владимир!

Александр Соханский   17.06.2020 10:32   Заявить о нарушении
!!!
Александр, я считаю, что не совсем тактично было здесь называть фамилии и имена авторов, допустивших ошибки!
Можно было просто указать: Т.П. и т.д.!
(ИМХО)

Ольга Благодарёва   30.03.2023 08:06   Заявить о нарушении
Уважаемая Ольга!

Эта статья по форме является критической и не указывать авторов безграмотного изложения текста на общественном сервере Проза.ру было бы нелогично. Кстати, только один из упомянутых авторов принял меры к исправлению своих ошибок.

А вообще-то статья адресована всем авторам на Проза.ру.

Добавлю, что если Вы скопируете любой авторский участок текста из настоящей рецензируемой статьи и вставите его в поисковое окно интернета "Найти", то Вам всё равно откроется подлинный автор, даже если его заменить на "Т.П. и т.д.!", как предлагаете Вы.

Поэтому прячься-не прячься, а на по цитате интернет всё равно выведет на автора!

Ваше замечание я воспринял правильно, так как Вы сопровождаете его акронимом ИМХО (по моему скромному мнению; мне кажется).

Доброго Вам здоровья и творческих успехов, Ольга!



Александр Соханский   30.03.2023 10:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.