Сентябрь 41 года

Начало  этой  истории:    http://www.proza.ru/2015/06/14/386

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
 Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...

Бородино (М.Ю. Лермонтов)


Несколько  слов  про  отца.  (Ефременко  Андрей  Васильевич  1914г  рождения,  Смоленская  обл.  Ярцевский  район).Служба  в КА, Тамбовское  кавалерийское  училище,  служба  на  Дальнем  Востоке,  участие  в  событиях  на  озере  Хасан.
1940 Июнь. (26  лет)
Поступает  в  военную  академию  механизации  и  моторизации  РККЛ  им  Сталина  (Артиллерийская  академия  им  Дзержинского ).  Начальник академии   с мая  1941г   генерал  майор  Л.А. Говоров.               В  конце  войны,   маршал  артиллерии)

1 мая  1941  года  участник  парада  на  Красной  площади
28  июня   Слушатели  учебной  группы  направляются  в  действующую  армию  так  поспешно,  что  не  имеют  возможности  зайти  домой  попрощаться.  Все  публикуемые  письма   сохранились  у  адресата  -  жены.
Малковой  Надежды  Ивановны.    Её  письма  сохранить  на  фронте  было  затруднительно.  Поэтому  их  нет.


Письмо  №1   (П1)             8сентября  41г.

Здравствуй,  Надюшка!

Крепко  целую  тебя  сероглазую  и  шлю  горячий  привет  твоей  мамаше.  Да,  твоей.      А  где  то  моя?  Я  о  своих  родителях  ничего  не  знаю.  Но  знаю,  что  там  немцы.  Увижу  ли  их  тоже  не  знаю.  Теперь  осталась  лишь  ты.  Прошу:  береги  хорошо  себя.  Со  мною  всё  в  порядке.  Я  сейчас  на  передовой  линии,  но  бои  здесь  идут  вяло.  Вот  уж  месяц,  как  сидим  на  одном  месте.  Живу  хорошо.  Отсыпаюсь  за  всю  мою  бессонную  зиму.  Работаю  уже  на  новой  должности,  которая  и  не  интересна  для  моего  характера,  но  много  свободного  времени.  Кое  какие  подробности  напишу  позже  письмом.  За  меня  будь  спокойна.  Адрес  мой  на  обороте.  Получила  ли  мой  перевод  400руб.,  высланный  в  конце  августа?  Числа  20  сентября  вышлю  тебе  ещё  500.  Пожалуйста  пиши.  Это  память  о  З.,   который  на  днях  перестанет  жить.  Как  Иннокентий?  Что  делаешь ты?  Извини  за  скупость.  Твой  Андрей.


П2             13.Сентября  41г.

Здравствуй  Надюшка.

Я  по  праву  заслуживаю  того,  чтобы  ты  меня  ругала  самыми  отборными  изречениями  и  я  бы  при  этом  ничего  не  мог  противопоставить   в  своё  оправдание.
Ведь  сегодня  уже  37  дней, как  ты  обо  мне  пожалуй  ничего  не  знаешь.  А  ведь  в  наше  время  37  дней  это  колоссальный  срок.  Ну  прости,  на  этот  раз.
А  теперь  начну  всё  по  порядку,  не  вдаваясь  в  некоторые  подробности. 
С  Москвы  мы  отправились  утром  7  августа  41г.  Я  любовался  и  был  горд  самообороной  нашей  Москвы.  Прекрасное  зрелище.
7  августа  я  был  в  Туле,  на  рассвете  8-го  в  Сухиничах,  а  вечером  в  Брянске.
В  Брянске  пришлось  высадиться  и  отправиться  на  Запад.  Пройдя  километров…..  (меньше  сотни)  мы  остановились и здесь  стоим  уже 2-й  месяц.  Даже  стало  надоедать.  Особенно  мне.  Ведь  мой  характер  темпераментный,  ищущий  боевой,  кипучей  работы.  А  здесь?  Ох,  прямо  совестно!   Вот  сидим  друг  против  друга  и  ни « МУР-  МУР».
  Сначала  они  что  то  топтались:  вроде  наступать  хотели,  но  ничего  из  этого  не  вышло,  а  теперь  они  примолкли,  а  наши  «не  везут,  а  пыхтят».  Наша  артиллерия  им  дает  жизни,  а  они  с  минометов  нам  платят  тем  же.  А  получается  по  Крылову:  «Воз  и  ныне  там!»
Немцы  видимо  все  силы  бросили  на  Ленинград,  Киев,  Одессу,  Смоленское  направление,  а  у  нас  их  очень  жидко.  Если  бы  наши  постарались,  то  их  бы  здесь  поразогнали,  но  наши верзилы (старики  калининские)  смотрят  как  бы  лучше  пообедать,  а  не  сволочь  немецкую  быстрей  разгромить. 
Но  они скоро  привыкнут  к  понятию «воина»,  усвоят  её  обычай,  и  тогда  дело  пойдет  у  нас  наверняка.
Я  уже  2-й  месяц  по  воле  начальства   переменил  свою  излюбленную  должность.
Теперь  я  командую  штабной  батареей.  Для  меня  эта  работа  не  представляет  больших  трудностей.  Ибо  опыт  в  командовании батареей  у  меня  есть.  Правда,  это  несколько  необычная  батарея.  Но  я быстро  вошёл  в  курс  дела.  Работа  не  плохая, но  не  по  моему  характеру.  Разведку  я  любил.  А  здесь  сидишь  в  штабе  полка  или  еще  дальше  в  тылу(  ведь  я  же  и  пом  начальника  штаба  полка).  Я  писанину  штабную  не  люблю  и больше  времени  провожу  не  в  штабе,  а  в  батарее.
Оклад  900руб.  да  еще  5%  за  выслугу  лет  и  25  фронтовых  -  итого 1170  руб.  Ежемесячно  удерживают-  85  руб.  заём+  30  руб  в  фонд обороны –итого=115  руб.
  Для  тебя  удерживают  400руб.,  а  мне  остаётся 655руб.  Я  решил,  что пока  имею  возможность  посылать  еще  тебе.  Числа  20  сентября  вышлю  тебе  рублей  500.
Надюша!  Сейчас  ты  постарайся,  достать  всё  необходимое  для  пальто  и  обязательно  к  зиме  сшей  его.  Не  скупись-  поставь хорошй  воротничок,  сшей  со  вкусом  и  вообще  подумай  насчет  оформления  его.  А  об  осеннем  пальто  будем  разговаривать  на  весну. Если  еще  в  чем  чувствуешь  необходимость для  себя  - покупай.
А  для  меня  купи(  при  условии,   если  будет  возможность)  валенки.  Может  быть  их  будут  выдавать.  Ну  а ведь  говорят  что  «может»  надвое  служить. Лучше  иметь  двое,  чем  ни  одних.  Если  будет  нельзя -  не  обижусь.  Ей  богу. А  зимовать  я  еще  собираюсь,  и  жить  собираюсь.
Вот  когда  то  кончится  война  и  я  вернусь.  Как  прекрасно будет  жить.  Не  пугайся  того,  что  война  изувечила  облик  страны,  разрушила  хозяйство.  Наша  Россия  уже  видывала  виды.  Её  жгли,  громили, разрушали….  Проходили  годы,  а  она  на  зло  врагам  цвела  и  крепла.  Так  будет  и  вперёд.  Ведь  Россия  это  идеал  благородства. 
Пустим  разрушенные  заводы,  по  полям  вновь  пойдут  трактора,  ликвидируем  паровозные  кладбища  и  наши локомотивы  побегут  еще  быстрее  по  рельсам,  заулыбается  народ,  скажет  нам  спасибо  и  расскажет  голосом  свободных  граждан  о  наших  делах.  А  лучшим  из  нас -  воздвигнут  памятники. 

А  как  живёшь  ты?   Где  ты  сейчас  есть? Напиши  мне  обязательно,  как  прошёл  твой  переезд  из  Москвы?  Где  застала  тебя  воздушная  тревога,  когда  ты  ушла  от  меня?  Пиши  всё  подробнее.
Как живёт  мамаша?  Передай  ей  много,  много  приветов  от  меня.  Не  обижай  её.          А  что  известно  об  Иннокентии?  Если  есть  возможность и  целесообразность  обязательно  помоги  ему.  А  не  известно  ли  тебе  что  либо  о  моих  родственниках?  Где  то  они  сейчас?  Отец,  мать, брат,  сёстры?  Неужели  они остались  дома?
Ведь  их  же  местность  давно занята  немцами.   И  может  быть,  волею  судеб  мне  придётся  драться  за  родные  края.  Встанем  горою.
Надюша, береги  себя.  Чаще  мне  пиши.  Адрес  я  сообщаю  тебе  в  этом  письме.  Он  постоянный,  независимо  от  моего местонахождения.  Еще  напиши,  получила  ли  ты  перевод  400  рублей,  посланный  мною  числа  28  августа  в  Насоново  на  твоё  имя.
При  возвращении  с  фронта,  я  привезу  тебе  именно  тот  подарок,  который  ты  безусловно  ждёшь:  самого  себя.  Большего  тебе  не  нужно.  Я  часто  вспоминаю  тебя.  Как  мне  страшно хочется  быть  вместе  с  тобой!  Ведь  и  ты,  моя  милая,  ужасно  соскучилась.  Я  это  знаю. Твоё  неподдельное  отношение  ко  мне -  мне  прекрасно  известно.  Я  его  ценю  выше  и  дороже  всего  на  свете.  Ты  для  меня  -  это  всё.  Все  мои  мысли  направлены  к  тебе.
За  тебя  я  теперь  не  беспокоюсь  в  том  отношении,  что  тебе  я  верю,  как  себе.  Ну  заканчиваю.  Теперь  буду  писать  чаще.  Время  пока  достаточно.  Сплю  иногда  9-10  часов.  Отквитываю  за  зимние  бессонные  ночи.
Недавно  просил  разрешения  у  командования  с  группой  добровольцев  забраться в  тыл  немцам.  Но  мне  пока  этого  не  разрешили,  говоря,  что  не  дело  артиллеристов  заниматься  разведкой  в  тылу.  Не  знаю,  чем  рискует  начальство?  Ведь  мы не  боялись  рискнуть  жизнью.
А  раз  не  разрешили -  то  и  чёрт  с  ними.  Посидим  пока. Но  при  первой  возможности  я  в  разведке  постараюсь  побывать.  Хочется  убедить  народ,  что  не  так  немцы  страшны,  как  о  них  сложилось  мнение.  Их  нужно  и  можно  бить.  И  это  постараемся  делать.  Заканчиваю.  Пожалуйста  пиши.  Подробнее.  Ответь  на  все  мои  вопросы.  Обними  за  меня  свою  мамашу.  Адрес  вкладываю  в  конверт.
Целую  тебя  крепко,  крепко.
Твой  Андрей.
Действующая  армия.

Примечание.
Иннокентий  мамин  брат,  учился  перед  войной  в  институте в  Ленинграде.  Студенческие  разговоры  за  жизнь,  стукач  в  группе (Сталинские органы  всегда начеку  да  и  план  им  по  посадкам нужно  выполнять)   и   потому  без  долгих  проволочек  оформили как  японского  шпиона  или  ещё  как, выписали  путевку в лагерь на  Воркуту,  на  уголь.  Он  бы  и  сгинул,  но  грамотность  помогла  устроиться  на учетную  работу.  Там  всё  войну  и  просидел.  Там  и  женился  на  молодой  девочке  литовке,  которая  листовки  против  окупации  Литвы  распостраняла и,  следовательно,  в  18  лет  уже  оказалась  шпионкой.

Вы  тоже  пострадавшие,
А  значит  обрусевшие.
Одни  невинно  павшие,
А  вы  безвинно  севшие.

В. Высоцкий.
Смог  Владимир  Семёнович  сказать  в  4  строках  то,  что  мы  излагаем  на  многих  страницах.  На  то  он  и  Гений.
 
 Продолжение  http://www.proza.ru/2015/06/14/529

Начало  http://www.proza.ru/2015/06/14/386


Рецензии