Письма 3, 4

П3    17. ноября  1941

Здравствуй  Надя.
После  долгих  скитаний  я  15  ноября  попал  в   …..,  где  нахожусь  и  сейчас.  Через  несколько  дней  или  придётся  драться  за  Тулу  или  поехать  в  другое  место.  Вероятнее  последнее.  Позавчера  получил  твоё  первое  и  единственное  письмо,  посланное  тобой  еще  в  конце  сентября.  За  него  спасибо.  Тобою  очень  доволен,  за  исключением  твоей  мысли -  быть  рядом  со  мной.  Это  не  нужно, да  кроме  того  ты  и  не  выдержишь  тяжесть  боёв.  Категорически  запрещаю.  О  мне  не  беспокойся.  Всё  в  порядке.  От  родных  ничего  нет.  Но  знаю,  что  не  только  Ярцево,  но  и  его  окрестности  окончательно  сожжены.
Привет  твоей,  (а  теперь  нашей  общей)  мамаше.  Иннокентий  будет  жив. Я,  вероятно,  тоже  останусь  жив.  Пока  мне  в  боях  чертовски  везёт.  И  так  пока.  Крепко  целую  тебя  твой  Андрей.


Пояснение
Август.  Эшелон  через  Москву  идёт  в  Брянск.  Попадает  в 260  СД(стрелковая  дивизия)50-й  Армии  на  правом  фланге  Брянского  фронта.  В  результате немецкой операции  «Тайфун»  наша 50  армия  оказывается  в  окружение.  Начинают  пробиваться  на  северо  восток.  23  октября  вышли  из  окружения  в  пос  Белёво у  р.  ОКИ.
18 ноября Германская  2-я  танковая  армия  прорвала  оборону  50  Армии.  Снова  окружение.
Пробиваются  к  своим.  Вывел  из  окружения  400  бойцов. Ранение  в  ногу. Представлен  к  награде.


П4  начато  20  ноября  в  Туле   закончено  30  ноября  в  Ярославле.

Здравствуй  Надя.

Позавчера  я  послал  тебе  открытку,  которую  ты,  надеюсь,  уже  получила.  Пользуясь  наличием  времени  решил  еще  раз  успокоить  тебя  и  сообщить  некоторые  маленькие  подробности.
1  Ноября  я  послал  тебе  письмо  из  Мичуринска.  Это  город  куда  меня  случайно  вынесли  волны  жизни,  после  провалившейся  попытки  умереть.  Я  был  один.  Прошел  сотни  километров  по  тылам  врагов (?)   и,   наконец,  выбился  к  своим.  Много  героев  бойцов  и  прекрасных  товарищей  остались  на  нашей  дороге.  Много  вражеских  солдат  скосили  наши  пули. И  вот  я  среди  своих. К  настоящему  времени  я  невредим.  Только «мелочи»  в  моем   обмундировании  и  снаряжении  напоминают  мне  о  пережитых  днях.  После  Мичуринска  я  проделал  путь:   Тамбов,  Мичуринск, Грязи,  Елец,  Ефремов,  Валовая,  Узловая, Венев,  Тула.  Я  снова  встретил  кое  кого  из  своих,  а  главное  получил  деньги.  Ведь  я  в  дороге  был  почти  без  копейки,  а  это  тяжёлая  история.  Снова  я  на  прежней  должности.  Позавчера  меня  забирали  работать  в  штаб,  но  я  отказался.  Не  люблю  сидеть  в  тылах,  не  по  характеру.  Но  может  еще  заберут  не  считаясь  с  моим  желанием.  Стиснув  зубы  придется  идти.
Много  еще  хочется  написать  тебе,  но  кое  что  писать  нельзя  по вполне  понятным  тебе  соображениям.
Пойми  одно, со  мною  всё  в  порядке  и  даже  больше.  Внешне  я  стал  значительно  спокойнее,  чем  раньше.  На  завтрашний  день  смотрю  равнодушнее  и  без страха  в  глазах (  хоть  мысли  о  тебе  заставляют  держаться  определённых  рамок)
Надюша!  Я  убеждаюсь  как  глубоко  в  моих  политических  взглядах  я  был прав  зимой  и  ранее.  Вспомни  наши беседы  и  ты  подтвердишь  это.  Ясно  мне  и  наше  Завтра.  Я  готов  к  нему  как  достойный  сын  России  и  бесстрашный  воин  отечества.  Но  радостных  перспектив  пока  не  видно,  хотя  особо  и  тяжёлых  также  нет.  Наша  задача -  драться,  не  теряя  головы  и  рассудка.
Надя,  не  исключена  возможность,  что  я   вскоре  появлюсь  в  районе  Горького  или  Ярославля.  Тогда  обязательно  встретимся.  Вот  пожалуй  о  себе  и  всё.  Ну  еще  (между  дел)   могу  тебе  сообщить,  что  я  представлен  командованием  дивизии  к  правительственной  награде.  Ждём  указа  президиума  верховного  совета  СССР,  говорят,  что  скоро  будет.  Не  знаю  получу  ли или  нет. Ведь  это  второй  раз  в  моей  жизни.  Конечно  я  за  орденами  не  охочусь,  но (без  хвастовства)  право  на  орден  заслужил. 
Мне  за  октябрь  месяц  обязаны  жизнью  по  меньшей  мере  около  400  человек.  Но  не  время  об  этом.
Надя,  ты  меня,  видимо,  страшно  ругаешь  за  деньги.  Ведь  за  ноябрь  и декабрь  я  не  прислал  тебе  ни копейки.  Но  пока  вертись  на  своих  400  рублях.  Если  встретимся  дам  или  вышлю  в  декабре  месяце  числа  15-го.  Если острая  нужда  то  пиши.  Вышлю.  Я  сам  как  нибудь  извернусь.
Надюша!  Ты  ни  на  какие  курсы  РОККовские    или  иные  не  вздумай.


Перерыв

Ярославль   30.12.41
Одновременно  с  этим  посылаю  тебе  открытку  в  Устюжский  адрес,  который  я  узнал  из  твоей  открытки,  посланной  тобой  Калининой  А.С.
Эту  открытку  я  вчера  забрал  себе. Доволен  тем,  что  ты  живешь (по  твоим  словам)  хорошо.  Надя,  не  ругай  меня  за  то,  что  я  так  не  часто  пишу.   И  не  обижайся.  Из  Кирова,  я  хотел  заехать  к  тебе,  но  не  удалось.  24.12  пришлось  уехать.  Жили  не  в  городе,  а  в  10  км.  От  города.  А  теперь  вот  3-и  сутки  в  Ярославле.  Скоро  выезжаю, видимо  под  Ленинград.  Понесём  помощь  пролетариям  этого  города-героя.
Если  до  весны  останусь  жив  (а  это  безусловно  будет),  то  весной  пожалуй уйду  в  конницу.  Там веселее  и  боевее  народ.
Перед  отъездом  из  Кирова  я  аттестован  на  очередное  воинское  звание.  Надеюсь  через  1-1,5  месяца  получу.  Больше  о  себе  писать  нечего.  Добавлю  только,  что  я  здоров  совершенно  и  с  ногой  всё  в  порядке  и  хромать  бросил (не  нравится).
Из  своих  ни  о  ком  ничего  не  знаю.
Надюша,  как  устроилась  ты?  Как  мамаша  живёт?  Ни  в  коем  случае  не  вздумайте  её  перетягивать  в  Устюг.  Сейчас  это  не  нужно.
При  себе  в  городе  держи  только  самое  необходимое.  Остальное  пусть  будет  у  матери.  Это  тоже  необходимо.
В  отношении  денежного  аттестата.  Я  не  помню  его  срок.  Если деньги выдают  (  а  они  обязаны)  то  и  хорошо.  Кроме  этого  я  буду  еще  рублей  по  300  присылать в  месяц.  Да  еще  сама  заработаешь  рублей  300-400.  Вот  скромно  с  тебя  и  хватит.
Копить  не  нужно.  Если  что  останется  лучше  покупай  вещи  необходимые  тебе  сегодня  или  нам  потом.  Помни,  что  ещё  жить  придется  много,  долго.   А  какая  жизнь  будет  после  войны -  Замечательная!!  Да, да!  За это  дерёмся.
Надя!   Я  одет   очень  тепло.  Получил  новую  шубу,  фуфайку, шубную  жилетку,  ватные  брюки  шапку.  Хорошо  если ты  не  посылала  мне  посылки осенью  по  старым  адресам.  Иначе  они  пропали.
А  помнишь  мой  чемодан  и  его  содержимое?  Всё  погибло  до  нитки.
А  помнишь  моё  снаряжение  и  сумку?   Они  погибли.  И  больше  всего  мне  жаль  твоей  карточки (во  весь  рост).  Она  также  погибла. 
На  реке  Рассета  под  Хвастовичами.  Извини,  но…Если  есть  еще  такая  карточка,  то  обязательно  достань  её  и  к  моему  приезду  сделай  из  неё  портрет  не  менее  50 х 40.    Любым  трудом  и  ценой.

Мою  шинель  изуродовали  в  бою:  спину  сожгли  из  огнемёта,  а  полы  порвали  осколками.  Я  её  бросил.

Еще  вот  что.  Твой  домашний  адрес  я  дал  нескольким  друзьям,  так  как  другого  более  постоянного  у  меня  нет.  Если будут  для  меня  письма  -  не  удивляйся.  Адреса  их  сбереги  для  меня.

Больше  писать  кажется  нечего.  24.12.41  послал  тебе  телеграмму  со  ст.  Киров.  Тебе  телеграмму  и  1000  руб  переводом.
Пока  мне  не  пиши.  Адреса  полевого  еще  нет.  Как  будет  сообщу  телеграммой  молния.  Сразу  тогда  и  пиши.  Привет  матери. 
Целую  тебя.
Твой  Андрей.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/06/16/172

Начало  http://www.proza.ru/2015/06/14/386


Рецензии