Эссе На статью Персты боярыни Морозовой

На статью «Персты боярыни Морозовой»

Эссе

Прочитал первый раз эту статью и вспомнил, как в мои школьные 1954-64 годы нам комментировали картину В. Сурикова «Боярыня Морозова». Вот, дескать, была такая помещица, садистка издевалась и убивала своих крепостных крестьян и вот по жалобам крестьян ее нераскаявшуюся увозят в ссылку. Такое «классовое» чутье, социалистический, марксистский, либеральный  бред прививали нам детям в школьные годы. Да и познакомились мы с картиной «Боярыня Морозова» благодаря знакомству с творчеством  крупного русского живописца Василия Сурикова и его историческим полотнам, а так о боярыне Морозовой наверно никогда бы не услышали.

Позже мое внимание привлекло большое количество комментариев (156, обычно 2-3 если они вообще есть) на публикацию Персты боярыни Морозовой и знакомство с ними подтолкнуло меня к написанию этой статьи.

И так выдержки из статьи и некоторые комментарии:

    Персты боярыни Морозовой

Александр  Щербаков, Русская народная линия

 04.06.2015


«Персты твои тонкокостны, очи твои молниеносны...»

Протопоп Аввакум

 «Напомним, что в пушкинской фразе «мы ленивы и не любопытны», которую так любят ныне приводить к месту и не к месту, имеется в виду «нелюбопытство», чтобы не сказать равнодушие, к отечественной истории.

И здесь поэту трудно отказать в правоте не только по отношению к своим современникам. Достаточно обернуться хотя бы на наше с вами школьное образование. Мы совершенно точно с младых ногтей, как говорится, куда подробнее учили и глубже знали историю древней Греции, древнего Рима и европейского средневековья, чем родную - древнерусскую, да и дальнейшую - российскую, царскую, советскую...

…Феодосия Прокопьевна Морозова. Будь подобная персона в истории той же Франции, Англии либо Италии, о ней бы давно написали гору книг в стихах и прозе, не говоря уже о череде поставленных опер и балетов. У нас же редко кто прикоснулся к её образу, и в народе она известна во многом лишь благодаря картине нашего великого живописца Василия Сурикова «Боярыня Морозова» в центре с неистовой страстотерпицей, вознёсшей двуперстие...

Между тем, эта трагическая фигура, как говорится, сама просится не только на полотно, но и в книгу, и на сцену, и на экран, да и на постамент - в бронзе и мраморе. Вы только задумайтесь над этой невероятной судьбой, над этим характером с чисто русскими «крайностями» - от широты и вольности до гордого терпения и кроткого смирения. ..
Послушайте, что пишет один из старинных авторов о ней - родовитой боярыне и первой красавице-богачке на Руси в свои времена: «Окружённая роскошью, она выезжала в расписной карете, запряжённой 12-ю арабскими конями с серебряными цепями. В доме её было не менее 300 слуг, а крестьян насчитывалось до 8 тысяч. К ней сваталось множество самых знатных в России женихов...»

Но вот наступает полоса испытаний в её жизни. И что же? Эта дама из высшего света, эта барыня-боярыня, когда неистовый Патриарх Никон замахнулся на некоторые догматы исконно русского Православия… вдруг обнаруживает в себе ревностную преданность древлему благочестию. Она отвергает все новшества Никона и, вместе с огненным протопопом Аввакумом, идёт на прямое противостояние им. Идёт в раскол.

…На боярыню Морозову, как и на Аввакума Петрова, со стороны тогдашних «обновленцев» церкви обрушиваются все мыслимые и немыслимые гонения, давления и преследования….
Наконец, гонители готовят ей самое страшное испытание - позорную казнь и умерщвление на её глазах любимого сына Ивана... И ни минуты не колеблясь … говорит она своим истязателям, недавним единоверцам: «Ивана я люблю и молю о нём Бога безпрестанно. Но Христа люблю более сына... Знайте, ежели вы умышляете сыном меня отвлекать от Христова пути, прямо вам скажу: выводите сына моего на лобное место, отдайте его на растерзание псам, - не помыслю отступить от благочестия, хотя бы и видела красоту, псами растерзанную...»

Вот как стояли в вере наши предки! Вот что нужно бы проповедовать в нынешних школах и вузах, вместо пресловутой «толерантности» в мировоззрении, «вариативности» в трактовке событий истории и всяческого «секспросвета» насчёт свободы в отношениях полов.

... В обществе образовался явный недостаток людей, силою духа равных боярыне Морозовой, протопопу Аввакуму и их младшим советским сестрам и братьям по вере в высшую справедливость (как они её понимали), наподобие Зои Космодемьянской или Саши Матросова. Слишком много «толерантных» и «плюралистических» мещан вырастили мы в том обществе и его авангарде - «ведущей и направляющей» партии.»

В.М.: Что хотелось бы добавить к статье и проблеме Великого Раскола. Раскол прошел по сердцам людей, и не народ и верхушка общества разошлись в вопросах веры, а традиционный, консервативный Русский Мiр и больная либеральными инорасовыми идеями часть элиты общества, которая была при власти. Отсюда дальнейшая опора власти на иностранцев, так как расовую психологию Русского  Мiра пришлось ломать через колено.

Выдержки из некоторых комментариев:

1.«Правильно и справедливо писал епископ Андрей (Ухтомский), … священномученик : "вся наша казенная полемика со старообрядчеством всегда была сплошною клеветою на старообрядчество …По существу, борьба правительства со старообрядчеством и была борьбой и… к спорам только об аллилуйя, о двуперстии, о поклонах; и побеждали своих соперников только путем клеветы на них. Подлинные исторические документы о старообрядчестве открыл проф. Н.Ф.Каптерев и в 1889 году начал их печатать, но проф. Субботин добился, что печатание этих документов было запрещено Победоносцевым, и они появились в печати лишь в 1911 году.»


2.«Если одним (Никону и царю) не хватило духа и смирения, чтоб не навязывать любой ценой нововведения, которые были лишь ОБРЯДОВЫЕ. Соборного решения изначально не было, только позже под давление был проведен "собор", но собор под давлением это не собор.
Хотя в Константинополе патриарх Паисий собрал собор, на который пригласил 28 архиереев, и присылал соборный ответ Никону, в котором писал, что разница в обрядах не является преступлением против догматов и признаком ереси и раскола; разные поместные церкви вполне могут отличатся порядками …
Кстати в 1971 году поместный собор РПЦ снимает клятвы с древних обрядов (включая двоеперстие) и признает их спасительными и равночестными новым…
http://a2k.rbcmail.ru/Sobor/Deyanie.htm»

3.«Мы часто путаем смирение и компромисс со злом. Старообрядцы стояли за Святую Русь, за веру, русскую (московскую) идентичность. Могли ли они «смириться» с их потерей?
Дальнейшая история лишь подтвердила их опасения – «Начнете улучшать, всё разрушите». И действительно, реформы имели катастрофические последствия не только для церковной жизни, но и для всего русского бытия и судьбы России. Прошло совсем немного времени - до полной отмены патриаршества, переноса столицы, «всешутейшего и всепьянейшего собора» как глумливой пародии на христианскую Церковь, секуляризации русского общества…»

4.«На досуге подумайте: с какой стати в нашей многонациональной стране царское правительство терпело армян-монофизитов, калмыков-буддистов, немцев-лютеран, всех мусульман, иудеев и прочих, но «взъелось» на людей «древлего благочестия»?...»

Подведем итог:

Вот четыре выдержки из комментариев, в которых отражается суть всей развернувшейся (в комментариях) дискуссии по статье о боярыне Морозовой.

Так о чем говорит нам сама статья и бурная дискуссия, развернувшаяся после ее появления?

- первое: это то, что «старообрядчество» совершенно исключительное явление всей Русской Истории, отражающее борьбу истинной русской элиты за исконный расовый дух имперского собирательного народа (старообрядчество сохранилось в разных толках, которые смогли уберечь верующие, но это совсем другой вопрос)

- второе: во главе и рядах «старообрядчества» стояла та часть Русской Элиты и народа обладающего расовым чувством (расовым чувством обладают далеко не все русские люди), которая предпочла лишение всех прав и смерть всякому компромиссу с «нововерами», отстаивая расовый национальный дух веры и жизни

- третье: пример борьбы за свои идеалы «старообрядчества» показывает абсурдность всевозможных «политик сдержек и противовесов», «всемирной борьбы за мир и права человека», «толерантности» и прочая, прочая, прочая, как инорасовые принципы жизни для нашей Семьи народов

- четвертое: прямо показывает направление главного удара либералов разрушителей России, именно против Русского Имперского Расового Культурного Типа, демонстративно пока (до поры, до времени) не затрагивая расовый дух других народов России

- пятое: зловещая параллель прослеживается между нынешней свободой «старообрядчества» и такой же свободой их между революциями 1905-1917 годов закончившаяся нашей Русской Трагедией и Катастрофой безбожной революцией февраля 1917 года, параллель настраивающая нас жителей России на предельную мобилизацию и борьбу за имперские государственные интересы

Вот такой невеселый итог нашего разговора. Следующий раз поговорим о Русской Имперской Типологической Культуре в ее связи с Ведами и Православием.      


 


Рецензии