Саня Соколов

В этом году, 9 июня, известному карельскому журналисту Александру Соколову исполнилось бы 60 лет!

Мне посчастливилось работать с Сашей Соколовым, и я, придёт время, напишу об этом периоде жизни свои воспоминания. Но сейчас, учитывая нехватку всего, - и времени, и места в газете, ограничусь лишь коротким письмом его супруги, Оксаны, оставшейся в 2010 году вдовой. Лучше её не напишет, пожалуй, никто…
Василий Вейкки
Когда судьба свела меня с  Саней, половина Петрозаводска обожала его, другая же половина тихо ненавидела. Было необычно и интересно с ним идти по городу. На каждом шагу к нему подходили люди, здоровались, благодарили, просили о помощи. Некоторые же, завидев идущего навстречу Соколова, быстро перебегали дорогу или упорно делали вид, что не узнают его, поспешно пробегая мимо. Сашка только посмеивался.
Весельчак, выпивоха, бабник и просто безумно любящий жизнь мужик, сумевший нарушить своим появлением до этого мирно и тихо текущую журналистскую жизнь провинциального городка. Созданная и возглавленная им газета «Набат», а затем и «Набат Северо-запада» произвела в городе эффект разорвавшейся бомбы. Появилась газета, ни под кем не «лежащая», никем не купленная, пишущая на такие темы, которые доселе были табу для всех Карельских СМИ. Главный редактор Соколов не жалел никого, под его острое перо попадали нерадивые головы губернаторов и мэров, зарвавшихся чиновников всех рангов, депутатов и их приспешников. Он в своих статьях защищал обиженных и обездоленных и не щадил их обидчиков. Естественно, местной власти не очень пришлась по вкусу такая «демократия». С Сашкой судились все: и власть, и обиженные начальники. Было время, когда в наши окна летели гранаты (слава Богу, учебные), как предупреждение. Было время, когда мы смотрели телевизор на полу и запрещали своим детям подходить к квартире, потому, что окна закидывались камнями, а мы всерьез боялись за жизнь своих детей. Но, несмотря на все угрозы, Сашка все равно писал. Даже когда в результате удара по голове, он очутился на грани жизни и смерти, и по его словам «уже примерял белые тапочки», только очнувшись после наркоза после сложнейшей операции, он диктовал мне статьи. И я сквозь слезы писала их и отправляла своим ребятам, потому что понимала, что только сознание того, что он делает свое дело, и делает его для людей, поможет встать ему на ноги.
Саша всегда очень гордился тем, что учился и закончил МГУ. Он обожал свой «гарем» и до последнего переписывался и поддерживал своих девчонок.  Он дорожил дружбой со своими однокурсниками. Его день начинался с «Одноклассников», где его ждали куча сообщений со всех концов света. И для каждого у него находились слова одобрения, поддержки.
К сожалению, последние годы Саша тяжело болел и знал, что осталось ему не много. Знал, но всегда и всем говорил: «Не дождетесь!». Уже не имея возможности работать в газете, он создал свой сайт. Освоил фотошоп и стал не только писать, но и иллюстрировать коллажами свои по-прежнему острые, а порой и откровенно злые статьи.
Писал он и на популярные  карельские сайты. Периодически ему перекрывали доступ к ним, но ему помогали друзья, и статьи все равно появлялись, и люди все равно хохотали над его бесподобными коллажами. Он до последнего оставался истинным журналистом, пока мог держать ручку и печатать за компом.
Саши не стало в ноябре 2010-го. Союз журналистов Карелии опубликовал некролог, к которому появились комментарии. Не все они были добрыми,  некоторые открыто писали, что рады тому, что Соколова не стало. Мне, конечно, было обидно читать это. Но Саша, я думаю, обрадовался бы. Значит не зря он жил, значит здорово кому- то прищемил хвост, до такой степени, что ему этого не простили даже после смерти.
Мне очень больно писать этот материал. Для меня Сашка и сейчас живой, такой, какой он был всегда: добрый, надежный, готовый прийти на помощь любому нуждающемуся, даже когда у самого сил уже не было, весельчак, безумный оптимист, самый любимый в жизни для меня мужчина.
Я верю, пока он жив в моей памяти, памяти наших детей, в памяти своих друзей, он навсегда останется с нами. Наш дорогой и никогда не унывающий САШКА СОКОЛОВ.
Оксана Соколова


Рецензии