Романов Александр Георгиевич

Родился  25  августа  1912  года  в  селе  Медведское   Черепановского  района  Новониколаевской  (ныне  Новосибирской)  области  (Россия)  в  семье  кузнеца.  Русский.  Батрачил  у  кулаков.  Окончил  7  классов.  Работал  сначала  трактористом  в  колхозе,  а  затем  с  сентября  1929  года  по  июль  1931  года  трактористом  и  бригадиром  механизаторов  в  Черепановском  зерносовхозе. 
В  1931  году  поступил  в  Новосибирскую  школу  пилотов  Осовиахима,  откуда  был  переведен  в  Новосибирскую  военную  школу  лётчиков. 
После  окончания  школы  в  августе  1933  года  был  призван  в  ряды  Красной  Армии. 
В  этом  же  году  поступил  в  Сталинградское  военное  авиационное  училище,  после  окончания  которого,  стал  лётчиком-истребителем. 
В  звании  лейтенанта  служил  сначала  лётчиком,  а  затем  инспектором  техники  пилотирования  35-й  истребительной  авиационной  эскадрильи  56-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  26  марта  по  21  июня  1938  года  в  качестве  пилота  и  командира  эскадрильи  истребителей  И-16. 
Всего  в  Испании  лично  сбил  3  самолета.
21  июня  1938  года  из-за  неисправности  самолета  во  время  испытательного  полета  над  аэродромом  Кампорроблес  не  смог  вывести  самолет  из  пикирования,  ударился  о  землю  и  сгорел  вместе  самолетом. 
 
    «…Во  второй  половине  дня  машину  подготовили  к  испытательному  полету.
     Разбег  и  набор  высоты  прошли  нормально.  Опробование  самолета  Романов  начал  с  простого  пилотажа,  затем  перешел  к  высшему.  Летчики,  наблюдая  за  полетом  с  земли,  почти  физически  ощущали  то,  что  переживал  Романов  сейчас  в  воздухе.
     …Земля  вертится  волчком.  Вот  от  сильного  давления  потемнело  в  глазах  -  перегрузка…  А  в  следующую  минуту  он  уже  не  чувствует  веса  собственного  тела,  только  крепче  сжимает  ручку  управления.  Полет  вниз  головой  -  будто  нет  под  тобой  сиденья…  Пикирование.  Быстро  приближается  поле  аэродрома,  и  машина  переходит  в  горизонтальный  полет.  Снова  земля  и  небо  начинают  сменять  друг  друга:  переворот,  петля,  иммельман…
     Еще  и  еще  раз.
     Все  идет  хорошо.
     Романов  готовит  самолет  к  воздушному  бою.  В  схватках  с  фашистскими  летчиками  будет  еще  сложнее.
     …Вот  из  горизонтального  полета  Романов  опять  входит в  вираж,  делает  переворот  через  крыло,  петлю,  иммельман,  горку,  боевой  разворот  и  снова  летит  по  горизонтальной  прямой.
     Один  каскад  головокружительных  фигур  высшего  пилотажа  сменяется  другим.  На  земле  все  залюбовались  четкой  работой  летчика,  который  снизился  теперь  на  небольшую  высоту.  Вот  он  выполнил  левый,  потом  правый  боевой  разворот,  сделал  переворот  с  выходом  на  горку  и,  в  который  уже  раз,  сверкнув  на  солнце,  нырнул  в  пике.  Именно  в  этом  важнейшем  из  боевых  элементов  у  самолета-истребителя  в  бою  отмечался  недостаток.  Уже  до  земли  оставалось  метров  500,  а  машина  на  большой  скорости,  почти  вертикально  несется  к  аэродрому.  На  аэродроме  все  замерли.  Романов  пустил  сектор  газа  вперед,  что  называется  «на  полную  железку»,  надеясь  всей  мощью  мотора  вырвать  самолет  из  пикирования.  Тысяча  лошадиных  сил  с  неистовым  воем  бросила  самолет  вниз,  и  он  ударился  о  твердый  грунт  аэродрома,  метрах  в  пятидесяти  от  командного  пункта.  Видимо,  техника  отслужила  свое… 
     Когда  собирали  останки  летчика,  среди  обломков  машины  нашли  ручные  часы  Романова.  Наперекор  всему,  что  произошло,  они  ходили,  как  бы  символизируя  неодолимость  жизни.  Их  отдали  на  память  технику  самолета…»
     (Из  книги  Г.  К.  Семенова  «От  Барселоны  до  Прохоровки»)

Похоронен  на  кладбище  за  населенным  пунктом  Вильяр-де-Ольмос  (по  другим  данным  в  деревне  Касинос,  Испания).

Список  известных  воздушных  побед  А.  Г.  Романова:
00.04.1938     1     Фиат-32             Испания                лично
00.05.1938     1     Ю-52                Барселона                лично
07.06.1938     1     Ме-109               Торребланка                лично

Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  14  ноября  1938  года,  за  мужество  и  героизм,  Александру  Георгиевичу  Романову  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза.

Награжден  орденом  Ленина  (14.11.1938).


Рецензии