Птухин Евгений Саввич

Родился  7  марта  1900  года  (по  другим  данным,  3  марта  1902  года)  в  городе  Ялта  Таврической  губернии,  Российская  империя  (ныне  Россия)  в  семье  почтового  ямщика.  Русский.  С  1905  года  проживал  в  Москве.  Окончил  начальную  школу. 
В  РККА  с  1918  года. 
Участвовал  в  гражданской  войне,  воевал  на  Южном  и  польском  фронтах,  служил  мотористом  в  3-й  Московской  авиационной  группе. 
Окончил  класс  мотористов  Егорьевской  теоретической  школы  авиации  РККВВФ  в  1922  году,  Егорьевскую  школу  авиации  в  РККВВФ  в  1923  году,  Серпуховскую  школу  воздушной  стрельбы  и  бомбометания  в  1924  году. 
Служил  старшим  мотористом  во  2-м  истребительном  крыле  1-й  авиационной  эскадрильи. 
С  декабря  1924  года  служил  летчиком  во  2-й  отдельной  истребительной  эскадрилье  (впоследствии  -  7-я  отдельная  истребительная  эскадрилья  имени  Ф.Э.Дзержинского)  в  Москве.  С  1925  года  был  командиром  звена  этой  эскадрильи,  а  затем  командиром  отряда  в  Витебске. 
Окончил  КУНС  при  Военно-воздушной  академии  РККА  имени  профессора  Н.  Е.  Жуковского  в  1929  году.
После  этого  служил  в  Белорусском  военном  округе,  до  мая  1934  года,  был  командиром  и  одновременно  комиссаром  15-й  истребительной  эскадрильи  в  Брянске,  затем  -  450-й  авиационной  бригады  в  Смоленске,  а  с  июля  1935  года  -  142-й  истребительной  авиационной  бригады  в  Бобруйске.
28  ноября  1935  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «комбриг».
Первым  в  своей  бригаде  освоил  новый  истребитель  И-16. 
В  1936  году  по  результатам  окружных  маневров  приказом  Наркома  обороны  был  премирован  легковым  автомобилем  М-1.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  15  мая  1937  года  по  25  февраля  1938  года,  был  командиром  26-й  истребительной  группы,  затем  главным  советником  командующего  республиканскими  ВВС. 
На  истребителе  И-16  участвовал  в  воздушных  боях.
Имел  псевдоним  «Генерал  Хозе».

     «…Летом  1937  года  Птухину  доложили,  что  у  франкистов  появились  какие-то  новые,  неизвестные  самолеты.
     -  Что  ж,  надо  испытать  их,  -  заметил  он,  обращаясь  к  комиссару  Агальцову.  -  Сидя  на  земле,  ничего  не  узнаешь.
     На  следующий  день  генерал  Хосе  на  самолете  И-16  был  в  воздухе,  пристроившись  к  группе  И-15.  Над  линией  фронта  встретили  «незнакомцев»  -  светлые  монопланы  с  вытянутыми  фюзеляжами.  Птухин  вступил  с  ними  в  бой.  Сбить  «незнакомцев»  тогда  не  удалось,  но  об  их  боевых  качествах  уже  можно  было  судить.  Как  выяснилось,  это  были  новые  «мессершмитты»  с  более  мощным  мотором.  Ме-109Е  фашисты  вооружили  кроме  пулеметов  20-мм  пушкой,  что  увеличило  огневую  мощь  самолета.  Советские  же  И-16,  вооруженные  только  пулеметами  калибра  7,62  мм,  имели  максимальную  скорость  462  км/ч.  Еще  меньшая  скорость  была  у  И-15.
     Собрав  летчиков,  Птухин  сообщил: 
     -  «Незнакомец»  -  более  совершенная  и  опасная  машина,  чем  знакомые  нам       Ме-109.  Необходимо  выработать  новую  тактику  воздушного  боя.  На  виражах  «незнакомец»  тратит  больше  времени,  -  продолжал  Птухин,  -  значит,  он  тяжелее  наших  И-15  и  И-16,  поэтому  бой  ему  надо  навязывать  на  виражах  и  обязательно  использовать  взаимовыручку.
     Эту  тактику  и  стали  применять  советские  истребители  под  руководством       Е.  С.  Птухина,  который  продолжал  летать  на  боевые  задания,  пока  летчики  не  научились  сбивать  новые  «мессершмитты».  Когда  ему  говорили,  что  он  излишне  подвергает  себя  опасности,  Птухин  отвечал:
     -  Нет,  командир  должен  летать,  особенно  в  дни  неудач.  Тогда  рядовые  летчики  будут  ему  верить,  зная,  что  он  не  отсиживается  на  земле…» 
     (Из  книги  «Их  позвало  небо»)

Во  время  налета  вражеской  авиации  на  аэродром  Алькала-де-Энарес  16  июля  1937  года  был  ранен.
Всего  в  Испании  в  групповых  боях  сбил  2  истребителя.
22  февраля  1938  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «комкор».
С  весны  1938  года  был  командующим  ВВС  Ленинградского  военного  округа.
Участвовал  в  советско-финляндской  войне,  с  января  1940  года  командовал  ВВС  Северо-Западного  фронта. 
4  июня  1940  года  ему  было  присвоено  воинское  звание  «генерал-лейтенант  авиации».
В  том  же  месяце  был  назначен  командующим  ВВС  Киевского  военного  округа.  Занимал  должности  заместителя  начальника,  а  с  февраля  по  март  1941  года  -  начальника  Главного управления  ПВО  Красной  Армии,  затем  снова  командовал  ВВС  Киевского  военного  округа.
В  должности  командующего  ВВС  Юго-Западного  фронта  участвовал  в  Великой  Отечественной  войне  с  22  июня  1941  года,  но  уже  24  июня  был  арестован. 
По  приговору  военного  трибунала  13  февраля  1942  года  был  осужден  и,  через  неделю,  23  февраля  расстрелян. 
Место  захоронения  не  известно,  на  Новодевичьем  кладбище  в  Москве  (Россия)  установлен  кенотаф  (памятный  знак)  Е.  С.  Птухину. 
Посмертно  был  реабилитирован  6  октября  1954  года.

Список  известных  воздушных  побед  Е.  С.  Птухина:
04.06.1937     1/3     Фиат-32          Сеговия                в  составе  звена
08.07.1937     1/2     Ме-109           Мадрид                в  паре  с  Божидаром  Петровичем

Указом  Президиума  Верховного  Совета  СССР  от  21  марта  1940  года,  за  умелое  руководство  действиями  авиации,  личное  мужество  и  героизм,  Евгению  Саввичу  Птухину  было  присвоено  звание  Героя  Советского  Союза  («Золотая  Звезда»   №  244).

Награжден  двумя  орденами  Ленина  (22.10.1937,  21.03.1940),  орденом  Красного  Знамени  (02.03.1938),  орденом  Красной  Звезды  (25.05.1936),  медалью  «ХХ  лет  Рабоче-Крестьянской  Красной  Армии»  (1938).


Рецензии