Птухин Евгений Саввич
В РККА с 1918 года.
Участвовал в гражданской войне, воевал на Южном и польском фронтах, служил мотористом в 3-й Московской авиационной группе.
Окончил класс мотористов Егорьевской теоретической школы авиации РККВВФ в 1922 году, Егорьевскую школу авиации в РККВВФ в 1923 году, Серпуховскую школу воздушной стрельбы и бомбометания в 1924 году.
Служил старшим мотористом во 2-м истребительном крыле 1-й авиационной эскадрильи.
С декабря 1924 года служил летчиком во 2-й отдельной истребительной эскадрилье (впоследствии - 7-я отдельная истребительная эскадрилья имени Ф.Э.Дзержинского) в Москве. С 1925 года был командиром звена этой эскадрильи, а затем командиром отряда в Витебске.
Окончил КУНС при Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского в 1929 году.
После этого служил в Белорусском военном округе, до мая 1934 года, был командиром и одновременно комиссаром 15-й истребительной эскадрильи в Брянске, затем - 450-й авиационной бригады в Смоленске, а с июля 1935 года - 142-й истребительной авиационной бригады в Бобруйске.
28 ноября 1935 года ему было присвоено воинское звание «комбриг».
Первым в своей бригаде освоил новый истребитель И-16.
В 1936 году по результатам окружных маневров приказом Наркома обороны был премирован легковым автомобилем М-1.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 15 мая 1937 года по 25 февраля 1938 года, был командиром 26-й истребительной группы, затем главным советником командующего республиканскими ВВС.
На истребителе И-16 участвовал в воздушных боях.
Имел псевдоним «Генерал Хозе».
«…Летом 1937 года Птухину доложили, что у франкистов появились какие-то новые, неизвестные самолеты.
- Что ж, надо испытать их, - заметил он, обращаясь к комиссару Агальцову. - Сидя на земле, ничего не узнаешь.
На следующий день генерал Хосе на самолете И-16 был в воздухе, пристроившись к группе И-15. Над линией фронта встретили «незнакомцев» - светлые монопланы с вытянутыми фюзеляжами. Птухин вступил с ними в бой. Сбить «незнакомцев» тогда не удалось, но об их боевых качествах уже можно было судить. Как выяснилось, это были новые «мессершмитты» с более мощным мотором. Ме-109Е фашисты вооружили кроме пулеметов 20-мм пушкой, что увеличило огневую мощь самолета. Советские же И-16, вооруженные только пулеметами калибра 7,62 мм, имели максимальную скорость 462 км/ч. Еще меньшая скорость была у И-15.
Собрав летчиков, Птухин сообщил:
- «Незнакомец» - более совершенная и опасная машина, чем знакомые нам Ме-109. Необходимо выработать новую тактику воздушного боя. На виражах «незнакомец» тратит больше времени, - продолжал Птухин, - значит, он тяжелее наших И-15 и И-16, поэтому бой ему надо навязывать на виражах и обязательно использовать взаимовыручку.
Эту тактику и стали применять советские истребители под руководством Е. С. Птухина, который продолжал летать на боевые задания, пока летчики не научились сбивать новые «мессершмитты». Когда ему говорили, что он излишне подвергает себя опасности, Птухин отвечал:
- Нет, командир должен летать, особенно в дни неудач. Тогда рядовые летчики будут ему верить, зная, что он не отсиживается на земле…»
(Из книги «Их позвало небо»)
Во время налета вражеской авиации на аэродром Алькала-де-Энарес 16 июля 1937 года был ранен.
Всего в Испании в групповых боях сбил 2 истребителя.
22 февраля 1938 года ему было присвоено воинское звание «комкор».
С весны 1938 года был командующим ВВС Ленинградского военного округа.
Участвовал в советско-финляндской войне, с января 1940 года командовал ВВС Северо-Западного фронта.
4 июня 1940 года ему было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации».
В том же месяце был назначен командующим ВВС Киевского военного округа. Занимал должности заместителя начальника, а с февраля по март 1941 года - начальника Главного управления ПВО Красной Армии, затем снова командовал ВВС Киевского военного округа.
В должности командующего ВВС Юго-Западного фронта участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года, но уже 24 июня был арестован.
По приговору военного трибунала 13 февраля 1942 года был осужден и, через неделю, 23 февраля расстрелян.
Место захоронения не известно, на Новодевичьем кладбище в Москве (Россия) установлен кенотаф (памятный знак) Е. С. Птухину.
Посмертно был реабилитирован 6 октября 1954 года.
Список известных воздушных побед Е. С. Птухина:
04.06.1937 1/3 Фиат-32 Сеговия в составе звена
08.07.1937 1/2 Ме-109 Мадрид в паре с Божидаром Петровичем
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года, за умелое руководство действиями авиации, личное мужество и героизм, Евгению Саввичу Птухину было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 244).
Награжден двумя орденами Ленина (22.10.1937, 21.03.1940), орденом Красного Знамени (02.03.1938), орденом Красной Звезды (25.05.1936), медалью «ХХ лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938).
Свидетельство о публикации №215061501311