Белый цветок

В густой чаще векового леса на поляне, залитой солнцем, произрастал Белый Цветок – белоснежный, на высоком стебле колокол с золотыми тычинками. Обитатели леса знали, что цветок – волшебный, и приходили к нему залечивать раны: - дыша ароматом цветка, они исцелялись. А еще жители леса знали, что мёд, полученный от цветка, обладал удивительными свойствами: вкусивший мёда начинал понимать язык зверей, птиц и растений.

Белый Цветок был красивым, крепким растением, имел мощные корни, он мог бы дать жизнь большому роду...Увы, он был одинок.

И тут случилось чудо – у Цветка появился росток. Сначала с мизинец, затем с ладонь...

Ура! – ликовал лес, у Белого Цветка появился сын! Наследник!

Радовался лес. Но не долго. Однажды на поляну пришел человек...

-         О, какая боль... – мучительно застонал Белый Цветок. Сильная рука человека оторвала от него Росток…

-         Куда вы меня несете? – возмутился росточек, чуть не плача от боли.

-         Не переживай, малыш! Я найду тебе достойное место, - сказал человек, засунул росток в сумку и удалился с поляны.

С неизъяснимой тоской смотрел Белый Цветок вслед удаляющемуся человеку. О, силы лесные, за что ему такое жестокое наказание? Единственного сына, появившегося на свет как бесценный подарок матушки-землицы, у него отняли. С кем теперь щедро делиться жизненными соками, вековыми знаниями?! Сердце разрывалось от горя. И тут раздался тихий голос матушки-земли:

- Уйми печаль, сердешный. Ничего в этом мире не происходит случайно. Стало быть, нужно, чтобы твой сын послужил человеку. Да будет Наследник здоров и невредим!

Шли дни. Человек старательно ухаживал за маленьким ростком. Он мечтал вырастить в своем доме цветок необычайной красоты.

Росток был в отчаянии. Юный корешок возненавидел человека, засунувшего его в горшок на окне. Каждую ночь он лелеял планы побега…увы, вскоре он потерял всякую надежду. Душа перегорела и стала равнодушной, росточек хирел на глазах. Не смирившись с неволей, он решил расстаться с жизнью.

 Человек огорчился. Что делать? Поразмыслив, решительно направился к цветочному горшку.       

- Не хочешь жить? Твоя воля, – обратился он к Ростку. - Но знай, если засохнешь - я тебя выкину, пойду в лес и выкопаю с корнями Белый Цветок. Принесу его и посажу в горшок, как тебя. Понятно?

Вздрогнул росточек, задрожал: и отца в неволю!? Он здесь погибнет! А как же лес?

- Матушка-земля, выручай, - прошептал юный росточек, вспомнив заклинание отца.

Утром человек подошел к окну, взял в руки горшочек, и глазам своим не поверил: засохший и скрюченный корешок превратился в стройный Стебель, будто наряженный в зеленый бархатный камзол. За ночь произошло чудо превращения. Земли в горшке стало вдвое меньше.

-         Ай да землица! Ты, я вижу, досыта накормила нашего замухрышку! – похвалил человек высохшую за ночь почву и щедро полил ее водой.

       На следующее утро человек вынес цветочный горшок на балкон.

И вдруг слышит - за окном пчелиный рой гудит. Выглянул на балкон, - о, диво! сотни пчел над Стеблем вьются.    Покружив над горшочком, жужжащий рой улетел, и тут же, вслед за ним, прилетели птицы. Они парили над молодым Стеблем, хлопая крыльями, щебеча, каркая, чирикая! Пернатые приветствовали Стебель! Что и говорить, радостной была эта встреча…

Смекнул человек, что непростой цветок принес он в свой дом.

 А в лесу тем временем праздник. Жив наш царевич! Растет не по дням, а по часам! Поселился на высокой башне, ему оттуда все видно: небо, деревья, птиц... И полетели сороки по лесу всех оповестить: радость-то, какая!

И только отец, Белый Цветок, хранил молчание. Сердце радовалось – жив сынок! Земля чужой не бывает, всюду поит и кормит детей своих. Одно плохо - в чужие руки попал наследник. Этот человек ни сном, ни духом, не ведает о сказочной силе Цветка, опасно это…

Тревожные мысли посещали Белый Цветок.

Тем временем на балконе, где поселился Стебель, происходило доселе невиданное: каждое утро человек наблюдал возле горшочка больных зверушек или птиц. Они лежали рядом с горшком, вдыхая целебный аромат Стебля. И прямо на глазах происходило сказочное чудо исцеления. Но и на этом чудеса не заканчивались...

Человек осторожно принюхался к Стеблю – нежный запах завораживал. Колдовство заключалось том, что все живое обретало единый понятный язык, можно было услышать целые фразы. Человек закрыл глаза, но наваждение не проходило...

И тут человек увидел Волка. Тот лежал, как ни в чем-ни-бывало, рядом с горшочком и задумчиво разглядывал панораму города. Вздохнув, перевел взгляд на оторопевшего человека. Неласково глядя на «царя природы», Волк лениво поднялся и уселся на задние лапы. Затем гипнотически пристально посмотрел в глаза человеку.

Тот поежился – странные ощущения возникают в голове, когда с тобой телепатически разговаривают.

-Ну, долго ты еще Наследника Белого Цветка держать у себя будешь? - услыхал человек недовольный голос Волка. – Зачем он тебе понадобился, а, Бесхвостый?

Человек молчал. Наверное, он сошел с ума и все, что сейчас происходит – плод его больного воображения.

-         И не надейся! С тобой все в порядке, - продолжал голос. - Ты сделал большую глупость, похитив Наследника. И все неприятности у тебя еще впереди, Бесхвостый.

Да этот наглец угрожает мне в собственном доме!

-         Ничего подобного, я тебе не угрожаю. Я тебя предупреждаю – таковы наши обычаи. Для Наследника пришло время   обучения и познания. Никто, кроме отца родного, не откроет ему тайны предназначения. Ты, Бесхвостый, нарушил закон - нельзя прикасаться к Белому Цветку, любого за этот поступок ждет наказание. Это все, что я должен был тебе сказать.

Волк отвернулся, прилег у горшочка, самозабвенно вдохнул аромат юного Стебля, и тут же заснул.

Человек вернулся в комнату, закурил трубку и глубоко задумался.

Когда солнце скатилось к горизонту, мужчина наполнил лейку водой и вышел на балкон. Возле цветочного горшка никого не было. Человек аккуратно и бережно протер стебель от дневной пыли, побрызгал его водой. Затем, оглядываясь вокруг, шепотом спросил Наследника:

-         Как тебе этот душ, малыш?

-         Благодать, - восхищенно прошептал Наследник, вытягиваясь под струйками воды, - поливай меня чаще, Бесхвостый.

Они разговаривали друг с другом! Стебель доверился человеку, заговорив с ним! Цветок явил свою волшебную тайну – давать единый язык всему живому. Сказочный мальчик!

Одно плохо – малыш совершенно не воспитан. Но это мы исправим.

-         Послушай, умник, - нарочито грубовато обратился он к Наследнику, - еще раз назовешь меня «бесхвостым» - уши надеру. Понял?

-         Нет. Что такое «ушинадеру»?

-         Я тебе однажды делал больно? Делал. Еще раз повторить?

-         Зачем делать мне больно?

-         Потому что ты меня обидел. Что такое «обида» ты понимаешь?

-         Прекрасно понимаю. Но чем я тебя обидел?

-         Мое имя Садовник. Запомнил? «Бесхвостым» меня никто не смеет называть! Так и передай своему зубастому другу, леший его подери.

-         Серый Кардинал всех людей называет Бесхвостыми. Я не знал, что это обидно.

-         Теперь будешь знать, - пробурчал Садовник, разминая землю в горшочке. - Правду сказал Серый, пора тебя обучать уму-разуму, не то вырастешь недорослем.

Сегодня он работал в своем саду.

-         Поговори со мной, Садовник, - неожиданно услышал за спиной скрипучий голос. - Повернись-ка, это старая яблоня тебя беспокоит. Разговор есть...

-         Давай, потолкуем, - ничуть не удивившись, Садовник присел возле дерева.

-         Как поживает Наследник? Как себя ведет? Ты же знаешь – его нужно поливать живой водой, иначе он никогда не зацветет.

-         Живая вода? Первый раз слышу. Расскажи о ней. - Человек доверчиво прижался к стволу яблони.

-         В глубине темного леса бьет волшебный источник, он спрятан в небольшой пещере, подальше от глаз людских. Вода в нем на серебре настояна – чистая, вкусная, любую болезнь, как рукой снимает.

-         Откуда там серебро? Может там серебряные копи? - прервал речь яблони удивленный Садовник.

-         Этого я не знаю, - отрезало дерево, - ты вот взрослый, других воспитываешь, а слушать старших не умеешь, перебиваешь...

-         Как же мне добраться до источника? - упрек яблони человек пропустил мимо ушей. - Сама говоришь - Наследнику живая вода необходима.

-         Об этом не со мной - с Белым Цветком говорить нужно, - сказало дерево и умолкло.

Та-ак. Что поделаешь, придется в лес ехать.

     Сказано – сделано. Поехал. Вышел на опушку – красота, глаз не оторвать. Вдали Белый Цветок облаком пчел окружен,      зверье разное его охраняет.

-         Я к тебе пришел за советом, - обратился Садовник к Цветку, приветствуя его поклоном.

-         Присаживайся, гостем будешь, – с достоинством ответил Белый Цветок и зазвенел золотыми тычинками.

- Подсказали мне, что Наследнику живая вода нужна, - приступил к разговору человек, - Я не против. Однако есть некоторые сомнения…Не рановато ли ему волшебную воду употреблять? Непростая это водичка, как я понимаю.

Сказал – и затих. Молчит Цветок, молчит Садовник. Тишина в лесу стоит – слышно, как вода в ручье журчит.

- Ответь мне на один вопрос, человек, - нарушил тишину Белый Цветок, - зачем тебе нужен Наследник? 

-         Отвечу. Так получилось, что один я остался на свете. Есть у меня только сад. В саду – деревья и цветы, они мои друзья и моя семья. Домой придешь – пусто, тоска зеленая. Заботиться не о ком. Знаешь, когда зима приходит и сад засыпает, из меня вроде жизнь уходит...

-         Зимой положено спать, мой лес зимой спит, я зимой сплю и тебе советую, - пробурчал Белый Цветок.

-         Чудак ты! У людей такого закона нет, да и твое лесное зверье зимой не спит, пропитание ищет. Разве что медведь сопит в берлоге, так он лентяй известный.

-         Не будем спорить, - сказал Белый Цветок, - говори, я тебя слушаю.

-         Да что тут говорить…Я когда тебя впервые увидел – здесь, на поляне, такая радость в душе поселилась от красоты твоей необыкновенной, что и словами не выскажешь, - Садовник замолчал на мгновение, собираясь с духом.

-         Так вот. Беззащитной мне эта красота показалась. Сам посуди: глупый человек сорвет тебя, в вазочку на денек поместит, чтоб полюбоваться, а чуть засохнешь - выкинет в мусорный ящик…, - Садовник будто споткнулся на последнем слове, и тут же три раза сплюнул через плечо: тьфу, тьфу, тьфу.

-         Да, лес наш стал неспокойным, - помрачнел Цветок. - Дорогу невдалеке проложили, шумно стало и небезопасно.

-         Вот-вот! Потому решил я сохранить росток необыкновенного цветка, - продолжал Садовник.- Себе на радость. Забот дома прибавилось, не отхожу от Наследника, он частичкой меня стал. А тут еще и языку живому научился ...Придет зима - мы рядышком, в тепле да уюте, беседовать будем, я немало пожил – кое-чему его обучу.

-          Значит, для себя Наследника растишь? – спросил Цветок, глядя в глаза человеку.

-         Сейчас – для себя, а дальше – видно будет... Разве детей только для себя растят?

Цветок задумчиво смотрел на человека.

-         Почему тебя называют Садовником?

Белый Цветок уже наверняка знал, что человек, сидящий возле него, мудр и надежен. Он не лгал, не выкручивался, иначе пчелы уже давно впились бы в его тело.

-         Я всю жизнь занимаюсь только садом. Это – дело моей жизни.

-         Ты познал мудрость дерева?

-         Не до конца...Понял я другое: неправильно человек живет.

-         Это почему?

-         А потому...Ведь что дереву для жизни нужно? Соки земли и энергия солнца. И лишнего дерево не возьмет, верно?

-         Согласен, - кивнул Цветок.

-         А что дерево отдает? Посчитай: кислород, плоды, тень, защиту, строительный материал. Дерево всему живому пользу и радость приносит. А человек? Ему бы усвоить закон жизни деревьев - брать по минимуму, отдавать по максимуму. Тогда бы и счастье познал...
 

Белый Цветок размышлял.

-         Скажи мне, что такое счастье? – тихо спросил он человека.

-         Жить в согласии с собой, в радость, приносить пользу. Иногда это называют – гармония.

-         Хорошо сказано, - задумчиво сказал Белый Цветок. – А как насчет власти?

-         Мне власть без надобности, суета одна, - щурясь, Садовник посмотрел в высь, на облака, парящие в небе.

-         Суета, говоришь? – Цветок неодобрительно покачал головой. – Нет, человек, ты не прав. Мудрый властитель несет на своих плечах нелегкий груз – заботу о подданных. Справедливо править и быть любимым своим народом – разве этого мало для счастья? – Белый Цветок, разволновавшись, потрясал золотыми колокольчиками. Непочтительное отношение к власти задело его за живое.

-         Постой, отец, уж не ты ли правишь этим лесом? – неожиданно догадался Садовник. - Значит, это ты - Хозяин лесного царства? – человек недовольно засопел, оглядываясь по сторонам. – И до чего же ты дохозяйничался, а? – спросил он ядовито. - Подумать только: лес редеет, зверья все меньше, и сам ты торчишь на этой опушке, как светофор – глядишь, людишки сомнут тебя, вырвут с корнями, и поминай, как звали. Хорош хозяин!

-         Не груби. Сам все знаю. Но есть предел и моим возможностям.

-         Да что ты мелешь! – уже не сдерживая свой гнев, закричал Садовник. - У тебя такой дар! Сказочный! А ты его за семью печатями прячешь. Ты же все живое говорить научил, осталось только с человеком объясниться – и тебя не тронут! И лес твой в покое оставят, и зверя стрелять не будут. Кто же убивать будет своего товарища?

-         Не горячись, Садовник. Ты людей знаешь: для них ничего святого нет. А если освоят наш язык, так для охоты приспособят, или еще хуже – для войны какой-нибудь. Разве не так? – Цветок покачал головой. – Ты же сам людям не доверяешь, иначе рассказал бы им о тайне Наследника.

Садовник поник, пыл его испарился. Все правильно – нет страшнее зверя, чем человек.

-         Так что делать будем? – спустя какое-то время спросил Белый Цветок.

Задумался человек. Большую честь оказал ему Цветок, советуясь с ним. А доверие обязывает.

- Значит, так: Наследника будем вдвоем воспитывать: одна голова хорошо – две лучше… Но главное, ты, Белый Цветок, должен быть спрятан в надежном месте. Я тебя подальше в лес пересажу, поближе к источнику с живой водой. Говорят, люди туда не скоро дорогу найдут. Будешь править своим лесным братством, а я помогу, чем смогу...

-         Ты меня спрятать хочешь? - Белый Цветок покачал головой. – Погоди, успеется. Мне этот вопрос с братьями обсудить нужно, так у нас принято.

Садовник нахмурился, ощущение тревоги за жизнь Хозяина леса, его не покидало.

-   А насчет живой воды – не бойся, пришло время Наследнику пить эту волшебную воду, она здоровья прибавляет, силу приумножает, - взволнованно говорил Белый Цветок. - Мой мальчик должен быть в хорошей форме. Мой единственный...

И увидел человек, как с волшебного цветка скатились блестящие горошины слез и упали на траву.

Белый Цветок плакал.

Его тоска за сыном, тщательно скрываемая, наконец, прорвалась наружу. Слезы всегда приносят облегчение, но Цветок не знал, что умеет плакать.

- Тебе покажут источник. Это недалеко, - справившись с собой, Цветок величественно кивнул, - Прихвати сосуд и отправляйся следом за этой змейкой.

-         До скорой встречи, - махнул рукой человек и направился за живой водой в сопровождении пятнистой змеи, шуршащей под ногами.

Когда Садовник вернулся домой, Наследник громко пел. Песня была о том, как красив и силен сам Наследник, как прекрасно небе, солнце, как заботлив Садовник. Только об отце в этой песне не было ни слова.

   Прошло немного времени. Живая вода делала свое дело, укрепляя Стройный Стебель. Он мужал, наливаясь соками, превращаясь на глазах в тонкий, но крепкий Ствол, который обвивали небольшие листочки. Пришло время пересаживать его в большой горшок. Землю для этого, лучше всего брать из тех мест, где Наследник родился.

-         Поеду-ка я в лес, привезу тебе родной земли, - однажды сказал человек Наследнику и стал собираться в дорогу. - Что отцу передать?

-         Передай привет. Скажи, что у меня прорезался отличный голос, я пою и радуюсь жизни. Пожалуй, этого хватит. Чао! – и ствол равнодушно отвернулся.

- Кажется, я перелил живой воды, - подумал Садовник, он сильно огорчился. - Все пошло в рост, не задев мозги и душу. Здоровье – это хорошо, но зачем оно бессердечному красавцу? Чтобы слагать о себе песни?

-         Послушай, парень, ты счастлив? – Садовник стоял уже в дверях, и, потирая затылок, смотрел на горшок.

-         Да, Садовник, я счастлив. У меня есть все, что мне нужно: еда, питье, тепло, меня любишь ты и мои лесные братья, я не знаю, что такое скука и забыл, что такое вражда. Что еще нужно, а, Садовник?

-         Ты скучаешь за отцом? - спросил человек.

-         Скучаю, конечно, но что толку. Увидеть его я не смогу, так чего зря страдать? Думаю, у него все в порядке, не так ли? – и Наследник откашлялся, прочищая горло для новой песни.

Садовник уехал, и вдруг, на полдороге, круто развернул машину и помчался обратно.

В свой дом он буквально влетел. Наследник дремал на солнышке, окруженный, как всегда, пчелками да птичками – вскружили они ему голову, однако. Поют дифирамбы этому дурачку: ах, наш сладкий, наш поднебесный!

Как же я упустил, как же не доглядел! Стыдно теперь отцу в глаза посмотреть!

-         Давай-ка, дружок, прогуляемся! – и вот уже горшочек с Наследником аккуратно устроен в салоне машины, - поглядишь-ка, парень, на родные пенаты.

Наследник молчал. До самого леса он не проронил ни слова. Наконец спросил:

-   Садовник, ты хочешь вернуть меня обратно в лес?

-         Поживем - увидим, - буркнул человек, выходя из машины. – Не скучай, я скоро вернусь. Только не пой здесь, - предупредил, уходя.

Чем ближе он подходил к заветной опушке леса, тем громче стучало сердце. Предчувствие беды его не обмануло...

Лишь только вышел на поляну, сердце сжалось – трава затоптана, всюду следы людей. Кто-то облюбовал себе эту скрытую в чаще полянку, а вот и следы от костра.

И тут он увидел Белый Цветок... Голова Хозяина леса безжизненно свисала, держась на тонких нитях-жилках. Садовник бросился к Цветку, пытаясь вернуть его к жизни.

Нет! Он не может погибнуть! Звери, птицы – где вы? Как могли допустить это?!

   Садовник обхватил голову руками и зарычал. Лес отвечал ему эхом.

Долго он сидел, не видя ни солнца, ни неба. Наконец, встал и расправил плечи.

И в этот миг услышал голос Волка:

-         Пора, Садовник. Принимайся за дело. Все лесное братство ждет от тебя помощи. Сейчас ты – Властелин Леса. Действуй!

     Серый стоял, как натянутая пружина, ожидая приказаний Садовника.

-         Принесите мне из машины лопату, мазь, нитки и садовые ножницы, - распорядился человек.

Через минуту все необходимое лежало возле него. Садовник принялся за работу.

Сначала он аккуратно выкорчевал из земли сломанный Белый Цветок. Бережно отнес его к источнику, хорошенько смочил живой водой и пересадил в укромное место. Срезал мощный ствол до половины. Обмазал его мазью собственного изготовления. Голову Цветка нитками укрепил - привязал к стволу, смазал своей мазью, сбрызнул живой водой. И произнес над ним ЗАКЛИНАНИЕ САДОВНИКА. И случилось чудо - ожил Белый Цветок, встрепенулся.

-         Спасибо тебе, человек. Жить буду. А сейчас извини - засыпаю, - и он громко захрапел.

Садовник издал победный клич и пустился в пляс, как дикарь.
 

Наконец, успокоившись, умыл лицо и руки в источнике и двинулся к машине, где Наследник маялся от скуки.

При виде Садовника, он встрепенулся.

-         Теперь твой черед, певец, поди-ка ты сюда, - человек бережно взял в руки Наследника. Нес его к источнику и приговаривал:

-         Вся надежда на тебя, парень, лесу без Хозяина нельзя, ты должен выполнить свой долг. Отец будет рядом, он тебе поможет. Но помни, отец сейчас очень болен, по пустякам его тревожить не смей.

Наследник затрепетал. Дрожь прокатилась по стволу, но он сумел справиться с собой. Отец жив – и это главное!

Человек на бегу давал наставления Наследнику, делясь жизненным опытом.

-         Полагайся на Серого, это твоя правая рука. Доверяй ему, но проверяй. И все время думай, наблюдай,  старайся увидеть главное, но и мелочи примечай. Иногда мелочи даже поважнее будут…Не только мозгами шевели, но и к сердцу прислушивайся. Ты меня слышишь, малыш? – он заботливо прижимал к себе Наследника и тот ощущал, как тревожно бьется человеческое сердце.

-         Слышу, Садовник. Я готов.- В напряженной тишине леса прозвучал твердый и уверенный голос молодого владыки.–

Человек остановился. Не может быть, чтобы мальчишка за несколько минут так изменился...

-         Прости меня, не взыщи за обман – дурачил я тебя последнее время, - тихо сказал Наследник.

- Что? Меня дурачить?

- Прости, Садовник. Притворился я певцом-дурачком. Думал, опротивлю тебе, к отцу меня вернешь.... Но ты лучше, чем я думал. Даже Серый тебе поверил.

Так вот оно что? Ладно, проехали...

-         Не об этом сейчас речь, малыш. Тебе за жизнь леса отвечать перед матушкой-землей. Справишься ли? – он с сомнением посмотрел на Наследника. И глазам своим не поверил - на верхушке Ствола появился бутон! Еще немного – и бутон распустится.   

      - Не боишься яда власти? – осторожно прикасаясь к цветку, спросил человек.

- Белый Цветок не ведает страха, Садовник. Разве ты этого не знаешь?

-         Я многого о вас еще не знаю, - пробубнил себе под нос Садовник.

Он вырыл лунку для Наследника и, совершив омовение живой водой, посадил его в землю рядом с отцом.

Никто не мешал ему в этот час, лес притих, звери попрятались по норам, птицы умолкли. Все ожидали появления НОВОГО ХОЗЯИНА.

-         Сейчас ты поспишь. За ночь – окрепнешь, матушка-земля о тебе позаботится. Помни, если что случится, у нее совета проси. Мудрее ЗЕМЛИЦЫ никого нет на свете.

-         Спасибо, Садовник. Ты повторил слова отца. Я их крепко помню.

-         Я рад, малыш. Все будет хорошо. Я буду недалеко, все равно дома не засну. Привык я к тебе, полюбил, - говорил человек, глотая слезы и стараясь глубоко дышать, чтобы не разрыдаться.

       Одинокая старость замаячила на горизонте.

-         Иди, Садовник, отдыхай. Завтра я совсем другим буду – сам увидишь. Не переживай. И помни, благодаря тебе я познал человека... Я буду скучать за тобой, Садовник. Я тебя полюбил. – Его голос умолк.

Наверняка стоило прожить жизнь, чтобы услышать от Хозяина леса такие слова.

И любил Садовник этого юношу так, как никого не любил.

Спасибо тебе, Росточек. Ты научил меня языку зверей, птиц, деревьев и цветов. Открыл для меня дорогу в необычную, совсем иную жизнь... Вот и славно. Завтра Наследник станет Молодым Хозяином леса.

И будут они с отцом править долго и мудро!

А я - чем смогу – помогу. Чай, не чужой я в этом доме.

 



 


Рецензии