Танатализация

  Известный философ Михаил Эпштейн поместил в фэйсбуке следующий пост:

 «Порою кажется, что политические термины, такие, как "фашизм, тоталитаризм, либерализм, демократия", взятые из лексикона других стран и эпох, уже прокручиваются вхолостую. Для описания нынешней ситуации более подходят термины из области психологии, метафизики или даже просто физики. Речь может идти об энтропии, о хаосе, о законах термодинамики, об общей теории систем. А еще точнее - о том, о чем писали Гоголь в "Мертвых душах", Чаадаев в "Философических письмах" (которые подписывал "Некрополь", имея в виду Москву), Платонов в "Котловане" и "Чевенгуре" (где есть образ "мертвого брата", соприсущего человеку). 

Предлагаю новый термин.

Танатализация (от thanatos, греческий бог, олицетворяющий смерть) - усиление инстинкта смерти в обществе, его преобладание над инстинктом любви (эросом). Танатализация общества проявляется в его милитаризации, культе силы и оружия, умножении всяких запретов, росте цензуры, в страхе перед всем живым, ярким, самостоятельным, в ненависти к свободе и стремлении все уравнять и стабилизировать.

Примеры: Возможна ли танатализация в отдельно взятой стране?

Человек в футляре и унтер Пришибеев - в этих персонажах Чехов выразил свои опасения за танатализацию России».

В приложение к посту была помещена репродукция: Питер Брейгель Старший. Триумф Смери (1562)
Скелеты убивают людей, и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста.


На этот пост я ответил так:
   Синдром самоубийства овладевает регулярно всем человечеством. Вы считаете, Михаил Наумович, что наиболее отвратительно он проявляется в России? Я бы так не сказал. У нас эта жажда самоубийства исторически часто проявляется как поиск хоть какого-то смысла существования, как отрыв от обыденщины, как самопожертвование и безумная мечта о всеобщем счастье и справедливости... Да, Россия, и весь мир дорого платит за эти ошибки. Но, может быть, они дают и позитивный импульс, который необходим миру? Вы считаете, что безумный и бездумный эгоизм немцев или американцев более привлекателен? Я уж не говорю о сатанинском прагматизме исламистов. Давайте попробуем оценить происходящее в России в крупном масштабе! Спасение маловероятно, но, может это и есть «узкие врата» для всего человечества?

   Хочу для читателей несколько расширить свой ответ.
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться: время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;  время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время
ненавидеть; время войне и время миру» — сказал Эклезиаст. Как я написал выше, время от времени, но регулярно, отрицательные и разрушительные тенденции начинают преобладать в жизни человечества. Прискорбно, но, видимо, таков уж закон развития, который людям никак не удаётся обойти!

   В такой, современный нам период мы и наблюдаем многообразные проявления массового помешательства, облекающиеся в различные национальные и этнические формы идеомании (Аксючиц http://www.pravoslavie.ru/analit/5135.htm). Уважаемый Михаил Эпштейн попытался описать черты «русского безумия», а я его дополнил. Не вижу, чем безумный немецкий проект построения «Тысячелетнего рейха» предпочтительней проекта Всемирного Интернационала, который выдвинула русская революция. Национальный эгоизм немцев породил чудовищную тотальную войну, неисчислимые жертвы неповинных людей, концлагеря и геноцид. Национальный эгоизм Гитлера ничем не лучше классового, социального эгоизма Ленина и Троцкого, который, кстати, тоже был занесён в Россию с Запада. По крайней мере, лейтмотив коммунистической утопии — это национальный альтруизм, жертва народами России во имя фантома всемирного социального рая.

   Современный американский проект глобализации также являет собой безумное воплощение национального эгоизма. Национальный эгоизм Америки имеет давние исторические корни. Основу его можно найти в протестантской этике, которая с 17 века формировала ментальность американцев.  Соединенные Штаты основаны на пуританских ценностях, а пуритане – это кальвинисты.  Естественно, что себя они считали и считают спасёнными по Предназначению, а процветание и могущество своей страны — Промыслом Божьим. Протестантская этика формирует коллективную психологию «избранного народа». В результате, пытаясь удержать своё мировое владычество, Штаты превращают в пылающую «дугу нестабильности» весь окружающий мир. Ради своего процветания и стабильности Америка готова пожертвовать не только всеми «внешними» народами, но и родственной им Европой. Вот и сейчас США тащат Европу как козу на верёвке — к войне.

   Характерным примером безумного национального эгоизма этого самоназначенного «избранного народа» явился для меня опрос, проведённый недавно в США и у нас, в Крыму. (http://ria.ru/society/20150611/1069469645.html) Как сообщает сайт "Комсомольской правды", опрос, проведенный корреспондентом издания, стал ответом на социальный эксперимент американского блогера Марка Дайса, в рамках которого он собирал у американцев подписи в поддержку несуществующей инициативы Барака Обамы о ядерном ударе по России. Как итог, почти все, кто принял участие в опросе, выступили за ядерный удар. Сам активист назвал результаты эксперимента "тревожными", а по-моему, они просто катастрофические. В России дела обстояли совершенно иначе. Большинство из опрашиваемых отказались подписать аналогичную петицию,  подчеркивая, что это "глупая затея", способная погубить всё человечество.


Июнь 2015.


Рецензии