Послушный аким
«Товар не хвалить – с плеч не свалить» (русск. пог.)
С годами Наталья Ивановна – это о ней рассказы «Молодой специалист» и «Авторитет» - приобрела осанистость. Кто поверит теперь, что в молодости размер одежды у неё был сорок четвёртый? Это крупная, высокая, пятидесятилетняя женщина.
Одета она всегда просто. Лицо потемнело от работы на солнце. Увы, у неё не хватает передних зубов. Волосы строго подобраны под хлопчатобумажным белым платком, как матери наши носили. Никаких ухищрений косметики. И, тем не менее, – красавица! Какая-то природная, благородная русская красота!
Она живёт в благоустроенной квартире на улице Мира – получила от завода, где работает до сих пор. А старенькая родительская усадьба, частный дом с огородом на улице Пархоменко – основной источник её нынешних доходов
С Наташей мы, бывает, «пересекаемся» в городе на выставках, в музеях, на концертах, но чаще соседствуем на рынке, около магазина «Океан».
Она – одна из лучших цветочниц в городе. Труда в землю она вкладывает немало, зато с солидной отдачей. Вон она тащит на базар большую и тяжёлую колымагу – старую детскую коляску, рассчитанную на двойняшек, заполненную рассадой. Когда-то она была красного цвета. Любой из нас – я уверена – в такой ситуации вызывал бы сочувствие и жалость.
Не такова Наталья Ивановна! Передвигается она со своей скрипучей повозкой между рядами величественно и неторопливо, словно Клеопатра на торжественной колеснице во всём величии славы в Риме, приветствуемая народом! Помните, когда она приехала на встречу с Марком Антонием?..
На базаре её знают и уважают. Если и затеют с ней ссору, – от зависти, конечно, - всегда остаются в проигрыше. Свару с ней завести нелегко: на необоснованные обвинения она отвечает, не теряя достоинства, не повышая голоса, аргументированно, словно даже посмеиваясь, и всегда остаётся правой. Большинство же стараются избегать её острого языка.
Смелая, уверенная в себе, не лишённая юмора, она вызывает у меня восхищение!
Я не в первый раз поражаюсь: до чего транслируется окружающим собственное представление о себе! Будешь ты считать себя красавицей, не сомневаться в этом – и окружающие поверят! Замечали? А Наталья Ивановна смолоду привыкла себя уважать, потому внушает почтение каждому. И, надо сказать, есть за что!
Женщина располагается на своём месте, живописно расставляет горшки, плошки и тазы с рассадой, торговля начинается. Чего тут только нет! Редкие растения, которые мы, тоже считающие себя цветочницами, только мечтаем когда-нибудь завести, у неё растут давно и в большом количестве. И стоят они, понятно, дорого. Но покупатели Наталью Ивановну давно знают, верят ей, и с деньгами не считаются. Удивительно – что ни купишь у неё – непременно приживётся! Среди её клиентов – вся элита города!
Внезапно на рынке возникает переполох: подъехал кортеж из дорогих машин какого-то акима районного масштаба. Аким собственной персоной ходит между рядов, окружённый прихлебателями, льстецами и шестёрками. Он успел привыкнуть к почтительности и предупредительности своего окружения, лицо его значительно и высокомерно.
- Кажимухан Садыкович! Кажимухан Садыкович! – Шелестит вокруг него. На самодовольном пухлом лице – скука. Он проходит по рядам и останавливается около Натальи Ивановны. Рассада хороша, но можно взять и в другом месте. Закажешь - торговцы ещё и сами привезут! Ещё и счастливы будут угодить такому большому человеку!
- Брать, не брать? – Сомневается он вслух.
Надо бы украсить сквер перед районным акиматом. Ожидается приезд ОБЛАСТНОГО акима! Глядишь, начальство похвалит, заметит, отличит! Может, сам когда-нибудь областным начальством станешь!.. Вон то и дело «головы летят» - за взятки, за превышение полномочий… «Хлебные» места освобождаются то и дело… Чем чёрт не шутит?
В Наталье Ивановне – никакого почтения. Даже ногой на акима топнула:
- Надо брать! – И строго сдвинула брови.
Аким оторопел.
Что за чудо? Кто такая эта женщина, чтобы топать на него, важного сановника, успевшего привыкнуть ко всеобщему почтению, ногой?
Все замерли. Что будет?.. Ох, что будет!.. Взгляды небольшого базарчика прикованы сюда. Окружение акима перестало дышать…
Но кто требует к себе почтения, умеет и сам подчиняться. Иначе бы разве он попал на эту высокую должность?
Аким оказался не без юмора, шутливо взял под козырёк:
- Слушаюсь!
И купил у Наташи всю рассаду!
- Ну, ты даёшь! Это был настоящий мастер-класс! И сказала-то всего два слова! – Подошла я к ней. – Никакого почтения к авторитетам! Сколько отхватила?
- Тридцать пять тысяч! – Не скрыла Наталья, и достала из старого фартука разбухший кошелёк.
Солнце только поднялось в зенит, нам предстоит долгий и утомительный базарный день, а Наталья Ивановна, поправив волосы под белой косынкой, уже величественно удаляется со своей скрипучей старой колымагой, провожаемая нашими завистливыми взглядами…
"Авторитет" и "Молодой специалист" - рассказы про неё же, молодую.
Свидетельство о публикации №215061500239