Армения. Осроена. Между Парфией и Римом

                1. Армения

В 114 г. римляне захватили Армению и обратили ее в свою провинцию (http://www.proza.ru/2015/06/06/1846). Царь Партамасир (http://www.proza.ru/2015/06/06/344) был убит. Но уже в 117 г. новый римский император Адриан позволил армянам иметь своего царя и возвел на престол Вахарша I (117-140) из той же династии Аршакуни (http://www.proza.ru/2013/07/21/1507). Этот царь основал город Вахаршапат и перенес в него свою резиденцию.

   Армянская история II - III вв. известна нам очень плохо. Кажется, правление Вахарша I, ориентировавшегося в своей политике на Рим, было мирным. Но его приемник Сохэм (140-161) был в 161 г. свергнут парфянами, которые возвели на престол своего ставленника Пакора (161-163). Каппадокийский наместник Севериан, попытавшийся вытеснить парфян из Армении, был окружен под Элегеей. После трехдневного сражения его легионы были перебиты до последнего человека. Война переместилась в Сирию. Только в 163 г. императору Марку Аврелию удалось поправить положение на востоке и вернуть трон Сохэму (163-190). При этом старая столица Армении Арташат была взята римлянами штурмом и разрушена до основания. После Сохэма армянским царем был, видимо, его сын Сантрук (190-196), имевший свою резиденцию в месопотамском городе Нисибине. Он погиб в 196 г. в стычке с аланами. Ему наследовал  Вахарш II (196-215). Поскольку римляне отобрали у армян Нисибин, столица при нем была перенесена в Вахаршапат. Около 215 г. у Вахарша возникли распри с сыновьями. Этим поспешил воспользоваться римский император Каракалла (http://www.proza.ru/2010/04/02/497). Дружественным письмом он пригласил царя и его сыновей якобы с целью примирения их между собой. Но когда они прибыли на встречу с императором, их задержали, лишили свободы и отправили в Рим. Армяне были возмущены этим вероломством и взялись за оружие. Царем был провозглашен Трдат II (216-222). Римский полководец Феокрит, выступивший против него, был разбит. В 218 г. новый римский император Макрин признал Трдата II царем. В 222 г. Трдат умер, не оставив наследников. Ему наследовал сын Хосров I (222-252).

                2. Осроена

   В 115 г., когда при императоре Траяне началась новая большая римско-парфянская война,царь Осроены  Абгар VII (109-116) одним из первых перешел на сторону римлян и выслал навстречу Траяну своего прекрасного сына Ерванда. Этот юноша стал любимцем императора, и из расположения к нему тот сохранил Эдесское царство. Но едва в 116 г. Траян покинул Месопотамию, здесь началось антиримское восстание. Абгар VII, как римский союзник, был убит своими подданными. На следующий год Эдесса была захвачена римлянами и сильно разрушена. Царем здесь был поставлен римский союзник - парфянский царевич Парфамаспат (118-123). В 123 г. по требованию своего отца Ороза он должен был оставить Эдессу, в которой в лице Ману VII (123-139) была восстановлена прежняя арабская династия (http://www.proza.ru/2010/09/16/1493).    Приемник Ману VII, Ману VIII (139-163), во время следующей римско-парфянской войны, в 163 г. (http://www.proza.ru/2015/06/11/197), поспешил перейти на сторону римлян. Тем не менее, римляне, овладев Эдессой, отстранили его от власти, передав престол другому арабу – Ваилу ()163-165). Он правил два года. Затем к власти вернулся сумевший оправдаться перед римлянами Ману VIII (165-177). По мирному договору 166 г. Осроена оказалась поставленной в вассальную зависимость от Рима. Следующий эдесский царь Абгар VIII  (177-212) во время гражданской войны в Риме 193-194 гг. (http://www.proza.ru/2015/06/14/218)  принял сторону Нигера. Когда же победа досталась Септимию Северу, он поспешил признать его власть и сохранил свой престол, однако должен был отправить в Рим своих детей в качестве заложников. Его приемник Абгар IX (212-216)  был в 216 г. вызван императором Каракаллой в Антиохию, заключен в оковы и отправлен в Рим. Осроена превратилась в римскую провинцию, но пробыла в этом качестве недолго. Вскоре римляне потерпели поражение от парфян (http://www.proza.ru/2015/06/14/962), и в Эдессе воцарился сын Абгара IX, Ману IX (217-240).

    Через несколько лет в Парфии утвердилась персидская династия Сасанидов. Персидские шахи начали новую серию упорных войн с римлянами, постепенно расширяя свои владения в западном направлении. Одним из первых их приобретений стала Осроена, завоеванная в 242 г. В том же году император Гордиан III отбил ее обратно и возвел на престол Абгара XI (242-244). Однако в 244 г. Гордиан был убит, а его приемник Филипп уступил персидскому шаху Шапуру I всю римскую Месопотамию вместе с Осроеной. На этом Эдесское царство прекратило свое существование.

Рим и его соседи в эпоху империи   http://www.proza.ru/2011/10/13/1239


Рецензии
Уважаемый Константин, я случайно наткнулся на Вашу публикацию. Она мне понравилась своей глубиной при небольшом объёме текста. Я увлекаюсь историей и мне было интересно прочесть эту статью. Спасибо.
И заодно обращаюсь к Вам за помощью. Дело в том, что пишу очерк об исследованиях и поиске действительного внешнего вида Иисуса Христа. Работа не носит исследовательский характер, скорее обзорный с моими комментариями. Одну из версий озвучил английский учёный Ральф Эллис (публикация в инете есть). Он предположил, что найденная ранее сирийская монета с изображением короля Ману (на ней надпись: Кололь Ману), идентична образу Иисуса. И проводит параллели, что оба сражались с римлянами (хотя Иисус никогда не воевал и т.д.). Эллис издал книжку, над которой работал 30 лет. Я во всём разобрался, кроме одного факта: упоминается, что король Ману был распят римлянами.
Я прочёл, что династия Ману состояла из 14 царей. Вопрос к Вам: Какой конкретно Ману был распят и что это подтверждает? (предполагают Ману 111 или Ману V111). Ни один Ману по времени жизни и деятельности никак не подходит хронологически.
Буду очень признателен за ответ.

Вадим Гарин   14.03.2018 17:40     Заявить о нарушении
Вадим спасибо за Ваш отзыв. К сожалению, я не занимался специально интересующим Вас вопросом, поэтому мои знания на этот счет ограничены. Насколько мне известно, подлинных изображений Христа не сохранилось. В церковной традиции существует предание, что по заданию царя Агбара V художник (св. Фаддей) пытался сделать его портрет во время проповеди, но краски не легли. Только после личной просьбы Христос обтер лицо полотенцем, и на нем отпечатался его образ. Предание это позднее (IV в.), евангелистам не известное. Полотенце не сохранилось. Туринская плащаница (сохранившая, как считают некоторые, посмертный облик Иисуса) методами научного анализа датируется XII в. Думаю, Вы все это знаете и без меня. Гипотеза Эллиса кажется мне странной, поскольку никаких связей (кроме отмеченной) между Христом и Осроеной не зафиксировано. С чего это Ману должен быть Христом? Очень странно...

Константин Рыжов   15.03.2018 23:59   Заявить о нарушении
Я того же мнения, но меня интересовал сам факт распятия Ману (любого). Есть ли подтверждения этому?
По портрету я владею вопросом. Спасибо за ответ, С уважением Вадим.

Вадим Гарин   16.03.2018 19:39   Заявить о нарушении