C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Литературная Система 2. 7. Чистка текста. Часть 3

  Завершаем чистку текста и цикл статей по "грязной" работе как таковой.

  Шаг одиннадцать
Смотрим где есть обилие существительных. Если такие места есть - разбавляем существительные. Добавляем действие, описание, эпитеты. Говорят, бывают редкие и необъяснимые художественные исключения, когда обилие существительных делает текст красивым и оригинальным. Лично я не встречал такого текста.

  Шаг двенадцать
Избыточность местоимений. Всегда должно быть абсолютно ясно, что обозначает то или иное местоимение. И как можно реже их использовать. Замещать характеристиками. Например: девушка, женщина, незнакомка, брюнетка, рыжая, кассирша, стюардесса, и т.д.
Избегать местоимения: все, всё, вся, весь и т.д.
Не может быть ушиба всей бабушки! Надо пояснить – ушиб чего?

  Шаг тринадцать
Смотрим и правим описания. Все описания должны быть конкретны. Никакой "средневековой одежды", "головных уборов", "средних ростов". Ищем в тексте недостаточно конкретные описания, правим.

  Шаг четырнадцать
Проверка на телеграфный стиль. Избегать тупого нанизывания подлежащих и сказуемых. Нужно изменять текст, так, чтобы времена менялись. Чтоб было задействовано будущее время, различные формы настоящего и так далее. Проверяем логическую связь между предложениями.

  Шаг пятнадцать
Фоника. Смотрим - как читается текст. Стандартные ошибки являются в определённые моменты литприёмами. Но такие фонетические приёмы больше идут поэзии. В прозе это скорее ошибки, лучше избегать.
• Аллитерация — повторение одинаковых или сходных согласных. «Прохвост к запруде приперся, спереть заброшенный капор»
• Ассонанс — тоже, но с гласными. «Пора, пора травку сажать», «Ох, конопельки уродилось нонеча!»
• Повторение начальных согласных в словах называется анафорой. Очень неприятным может стать текст, в котором всадники «проскакали, привычно привставая на стременах». Какое там — проскакали! Во всем предложении сплошное: «тпру!».
• Повторение конечных звуков — эпифора. Раздолье для канцелярщины: «специализация нашей цивилизации — трансплантация органов»
• Скопление согласных на стыке слов: «змей выполз в злобе из норы». Если вы пишете для детей, подобные ляпы просто недопустимы! Любое ваше произведение должно строиться так, чтобы ребенок мог его прочесть вслух.
• Зияния — скопления гласных на стыке слов «Я расстаюсь с эльфийкою, и у Аэлландриэль в глазах слезы». При написании фэнтези авторы любят «красивые» имена с обилием гласных. Выбирая имя, всегда следует учитывать — не вызовет ли оно ненужных завываний?
  Фонику лучше всего править в конце. Если делать иначе - есть вероятность, что очередная правка фонику ухудшит.

  Идея чистки заключается в том, чтоб около пятнадцати(!) раз перечитать текст, выискивая все эти стандартные оплошности, исправлять их. При том каждый раз править все замеченные огрехи, однако, концентрироваться только на одном. Специально искать только его. С каждым прочтением, с каждой правкой, текст будет становиться лучше. Ярче, объёмней, выразительней. Как в той рекламе - "первое лезвие бреет чисто, второе ещё чище... а двадцать седьмое - полирует челюсть".
  Проведя этот, без сомнения, титанический труд, вы в разы, в десятки, а может даже в сотни раз улучшите ваше произведение. Для чего, собственно, и стоит этим заниматься.

  Вторая часть, посвящённая "грязной" работе заканчивается. В следующей части - описание литприёмов для прямой работы с текстом. Речь пойдёт, в основном, о художественных образах. Мы ведь пишем художественную литературу, верно? Нужно время, чтоб накопить и осмыслить материал, потому цикл статей по литературной системе я продолжу через пару месяцев. Надеюсь, кто-то найдёт в уже написанных статьях полезную для себя информацию. Буду благодарен за обратную связь.
  Ещё раз желаю успеха на пути писателя.


Рецензии