Шедевры из запасников Золотой коллекции

Обновленную версию экспозиции из раритетного фонда Ставропольского краевого  музея изобразительных искусств «Живой союз искусств и слова» музейщики посвятили Году литературы в России. На этот раз организаторы выставки акцентировали внимание на взаимном влиянии живописи и литературы, тем более, что многие художники и сами были поэтами, оставили интереснейшие путевые записки и мемуары. Многие из них были и замечательными иллюстраторами. С помощью картин, графических работ, скульптур, произведениям прикладного искусства отечественных и зарубежных мастеров начиная с XVIII-го и до начала  ХХ века не выходя из нескольких залов можно совершить увлекательное путешествие в мир искусства.   
В России, как известно, единственной формой живописи вплоть до конца 17 столетия была духовная  - икона и миниатюры. Художники-монахи оставили нам, своим потомкам, книги с иллюстрациями в евангелиях и до сих пор поражают своими не блекнущими красками. Можно часами разглядывать виньетки на заголовках, колонтитулах, хитро украшенные фантастическими животными заглавные буквы в текстах. Иллюстрации к одному из таких евангелий in folio в металлическом окладе можно посмотреть в разделе «Истоки русского слова». Это напрестольное евангелие было издано в 1800 году в московской Синодальной типографии по приказу Павла 1. Интересен контраст между старославянским шрифтом и иллюстрациями – гравюрами на меди в стиле барокко, с его причудливыми виньетками и отнюдь не аскетичным интерьером, - столы эпохи Возрождения, за которыми пишут священные  тексты  евангелисты, накрыты богатыми скатертями и т.д. Роскошен и сам оклад книги. По краям пущен резной цветочный орнамент, второй орнамент в виде изящного жгута, основная часть – словно рыбная чешуя, что намекает на главный символ христианства – рыбу. На ней 5 медальонов, центральный, на котором И.Х. благословляет апостолов, поддерживается вазой на тонкой гламурной ножке, внизу и наверху по 2 медальона с евангелистами.
Здесь же издание 1954 года «Слово о полку…», выполненное в древнерусском стиле, отдельно к ним показаны иллюстрации Николая Калиты. На маленьких ксилографических гравюрах умещен целый мир – тут и сцены перед походом, и битва с половцами, и возвращение князя Игоря. На соседней стене небольшой черно-белый рисунок гуашью А.Васнецова «Домик А.Пушкина в Михайловском» поздней осенью, пушкинскую тема продолжена в цветной иллюстрации К.Рудакова к «Онегину», Вас. Гермельсона «Силуэты» 2-ой половины 19 века. На этой небольшой картине в силуэтах показан  целый мир, история двух несчастных людей, которым развела судьба. Сюжет этот напоминает «Пиковую даму»: пожилой кавалер опирающийся на трость, с трудом передвигающий ноги,  и дама в роскошном наряде блестящего 18 века с левреткой и тростью расходятся в разные стороны на фоне решетки Летнего сада. А в центре, за решеткой, в светлой дымке прошлого видно их далекое свидание под деревьями, там молодой вельможа со шпагой на боку целует ручку прелестной юной красавицы. Сенсацией являются и 4 чудесных литографии 1923 г.  М.Добужинского, знаменитого художника из объединения «Мир искусства» серебряного века. Это пейзажи из серии о Петербурге – Памятник Петру, Львиный мост, Петропавловская крепость (вид со стороны Невы), Сфинкс (тот самый, под которым Миронов увещевал льва из фильма Рязанова). Их ценность огромна. Далее следуют иллюстрации-гравюры А.Кравченко  к «Египетским ночам» и «Медному всаднику».            
В этом же разделе иллюстрации (выполнена гуашью) к народной песне Леопарда Туржанского и русские народные картинки «Птица Сирин» и «Алконост» - красочный лубок,    изображающий райских птиц, которые своими песнями в Эдеме услаждают души праведников. Изредка они спускаются на грешную землю, чтобы своими песнопениями напомнить людям об их будущем, тяжелом в аду, и сладостном в Раю. Между этими сказочными птицами помещен экслибрис И.Билибина 1925 года с древнерусскими мотивами в орнаменте: два льва смотрят в противоположные стороны, положив лапы на изящную вазу с пышным кустом земляники, и свесившиеся на головами львов волшебные ягоды словно покровом укрывают животных. Этот экслибрис выполнен для художника-литографа Федора Константинова. Его литографии-иллюстрации к пьесам Шекспира в соседнем зале. 
Чтобы их посмотреть, надо пройти по залу-коридору  мимо  полотна «За книжкой» (1915) г.знаменитого художника-передвижника Н. Богданова-Бельского. На ней изображены сестры за книгой в крестьянской избе. Художник этот прославился как мастер портрета и бытового жанра, еще его называли крестьянским. Внебрачному сыну батрачки, которому потому и дали при крещении фамилию Богданов – богом данный, нелегко жилось в доме дяди. И только встреча с проф. Рачинским, устроившим образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят, привела мальчика в большое искусство.
И вот зал с экспонатами европейской живописи и иллюстраций, начиная с эпохи Возрождения и до Вольтера и Бомарше. Один из уникальных предметов тут ксилографический альбом с 33 гравюрами-автопортретами выдающихся европейских живописцев, напечатанный в Италии в 1748 году. Издание было приурочено  к открытию публичного музея - одной из самых старейших галерей живописи Уффици во Флоренции. Интересно, что сам дворец и коллекция картин и скульптур была собственностью Медичи и открыта для посетителей с 16 века, но лишь в 18 веке ее передали Флоренции по соглашению с правителем Тосканы  герцогом Лотарингским. Не один год лучшие художники Италии переводили на медь автопортреты мастеров Возрождения: Дюрера – Доменико Феретти, Тинторетто и Лукаса Кранаха-Старшего – Пьетро Пацци, Рубенса -Георг Прислер. Не менее интересны издания  стихотворений Микеланджело,  амстердамское издание 1764 года 2-го тома Вольтера с 61 гравюрой, рядом с ним – гравюра-иллюстрация Якоба Филипса к его  трагедии «Эдип», тут же полное собрание «Жизнеописаний» Вазари в роскошных переплетах, и гравюры  18 века – «Сивилла» неизвестного художника с оригинала Гверчино и «Дельфийская сивилла» А.Фабри с оригинала Микеланджело из Сикстинской капеллы.  Столь же уникален Атлас рисунков по всемирной истории художников старого и нового времени 19 века. Целая энциклопедия.  Среди русских художников было немало великолепных иллюстраторов Шекспира и тому примеры – гравюры к «Ричарду 3», Клеопатре, ЮлиюЦезарю и др. пьесам Константина Федорова, для которого И. Билибин и выполнил графический экслибрис.
В этом же зале нашлось место и для Востока. Деревянный стол из Индокитая с извивающимися драконами вместо ножек и огромной круглой столешницей, с ажурным орнаментом по краю, поражает сценами из «Рамаяны». Ни один фрагмент эпоса не повторяется, их можно рассматривать часами…
В следующем зале -  русское искусство конца 19 начала 20 века.  А начинается она с дореволюционного издания «Истории искусства» Гнедича, «Воспоминаний» А.Бенуа и его же «Истории живописи всех времен и народов», петроградское издание брошюры 1914 г. «Искусство и война. Что делать современному художнику» Е. Псковитинова, «Далекое и близкое»  И.Репина, записок «Путешествие по Волге» братьев Чернецовых, Писем и воспоминаний К.Коровина. Около каждого автора – соответствующая картина, рисунок или гравюра. Привлекают внимание  живописные полотна Н. Чернецова «Вид на Аю-Даг» 1869 г. и  «Переход через перевал» во время Кавк. войны П. Ковалевского (1873 г.). Цветная иллюстрация гуашью к роману А.К.Толстого «Князь Серебряный», оригинал,  скульптора М.Клодта «Ивану Грозному являются тени убитых им» соседствует с небольшим бюстом царя Иоанна в шапке Мономаха, выполненный в петербургской мастерской Феликса Шопена в 1868 г. Прекрасна и копия  литографии  Ф.Бореля с рисунка М.Башилова к  «Губернским очеркам» Салтыкова-Щедрина (издание В.Генкеля конца 19 в.). Все эти сокровища поступили в 1919 году из питерской Академии художеств в Ставропольский краеведческий музей, а уже в 1962 году в Музей изобразительных искусств.
 Начало ХХ век представлено рисунками Ильи Репина зимний «Пейзаж» 1891 г. и «Лесным пейзажем» Бориса Кустодиева 1917 г., живописными пейзажами Константина Коровина «Охотино» 1915 г.,  «Жаркий день под Москвой» 1921 г., «Лето золотое» Давида Бурлюка 1903 г.
Старший научный сотрудник-хранитель коллекции классического искусства, искусствовед Людмила Волошенко в день открытия обновленной экспозиции подробно рассказала о том, как шла работа над ее составлением, и отметила, что в музеях выставок, подобной этой -  где текст и картина наделены равными правами, еще не было. «Поначалу казалось, что идея сложна и почти невыполнима для художественного музея. Но приступив к формированию экспозиции, мы поняли, насколько интересен будет конечный результат. Во время составления коллекции произошло много открытий: оказывается, мастеров слова и кисти в разные времена завораживали одни и те же явления природы и в целом жизни. От объединения двух видов работ экспозиция вмиг заиграла, повествуя о том, как развивались слово и живопись в России, на Западе и Востоке». Экспозицию открыла замдиректора музея по научной работе Ольга Бендюк, и впервые для публики режиссер, поэт Григорий Гольдман прочёл своё новое стихотворение «Картина». Остается добавить, что выставка будет работать с мая 2015 по апрель 2016 года включительно. Любители искусства и литературы успеют не раз ее посетить и ознакомиться с шедеврами, которые до сих пор не выставлялись и были в запасниках музея.


Рецензии