Девчонка из табора

               
В тот день цыганский театр "Ромен" играл выездной спектакль в г. Серпухове, что под Москвой. Артистов привезли на автобусе задолго до начала спектакля. День был тёплый, светило солнышко, заняться было нечем и Ляля Чёрная и ещё несколько артисток отправились на местный базарчик - убить время, а, главное, узнать все местные новости - послушать "цыганскую почту". Народу на базаре было немного, поэтому они сразу увидели  маленькую цыганочку, которая собрала вокруг себя целую толпу зевак - она пела незатейливую цыганскую песню и лихо отплясывала. Девчонка была просто прелесть! Аккуратно заплетённые  косы  были такой длины, что почти касались земли, озорные  карие  глаза светились и, казалось, занимали половину лица. Одета она была роскошно: большой болотного цвета мужской пиджак, подпоясанный чулком, яркая цыганская юбка и огромные кирзовые сапоги. Когда она  пускалась в пляс, ей приходилось выпрыивать из сапог и босыми ножками она вытворяла чудеса! Наши артистки, с интересом наблюдая за прои ходящим, подошли ближе. Заметив своих, девчонка смутилась и хотела было убежать, но Ляля Чёрная остановила её, ласково обняв за плечико. Завязался разговор :
- Ты  чья?
-Яшки Генгеля дочка.
-Кай о  дад?(где отец?)
-Бешто.(сидит).
-А дай ?(а мать)
-Бешты(сидит)
-А скем же ты живёшь?
-С тёткой Бухарой.
-Танцуешь примерно!
-Мать - Верка каблучница, два часа может отплясывать без музыки и пример ни разу не повторять!
-Базар не место для твоего танца! На базаре танцевать стыдно!
-Стыдно воровать и убивать, а танцевать и гадать, да песни петь- ой как не стыдно, ни капельки не стыдно, бибушко! (тётенька) И гадже слушают, а кто не жадный и денежку даёт!
-Приходи к нам в театр, красавица, артисткой станешь.
Видно запали в душу девчонке  слова этой необычайно красивой цыганки, которая вскоре стала её кумиром, наставницей, старшей подругой, да и просто родным и дорогим человеком.
        Прошло несколько месяцев, и Роза приехала в Москву, разыскала Лялю Чёрную, и они отправились на" просмотр" в театр"Ромэн". В  то время, театр искал талантливую  молодёжь не только в Москве, но и по всему Союзу. Посмотреть на молодое дарование собралась вся труппа. Розочка сидела  у ног  Ляли Чёрной и, ухватившись за  край её юбки, не поднимала глаз на артистов, которые, в свою очередь, с нескрываемым любопытством  разглядывали очаровательное создание. Наконец, вошёл невысокий, пожилой человек с седой шевелюрой. Все поднялись со своих мест, приветствуя вошедшего. Поднялась и Роза. Хитро улыбаясь,  он стал задавать  самые простые вопросы , но девчонка не отвечала. Она посмотрела на Лялю и   спрсила по-цыгански:  " Ёв  халадо?(он- милиционер?).  Все рассмеялись  и Ляля  Чёрная объяснила, что  этот седой человек- главный режиссёр театра "Ромэн" - Семён Аркадиевич Баркани  и ему можно всё рассказать без опаски. В ответ на вопрос Баркана:
" Что ты умеешь делать?", Роза вдруг вскочила с места, как-то встрепенулась, лихо подбоченилась, набрала воздуха и выпалила :
"А всё! Петь , плясать, гадать, любить!" Зал грохнул со смеху и разразился апплодисментами. Роза запела свою любимую"Ай, ту  мро зелено урдон". Она пела так, что все, вдруг, увидели, как она едет на зелёной кибитке, в которую запряжена маленькая лошадка, и светит солнышко. И всем стало хорошо и радостно на душе. Роза приготовилась танцевать и выпрынула из своих кирзовых сапог(42 разм.), но Баркан  сказал, что в театре танцевать босиком нельзя. Наступила пауза.. Ножка у Розы была 32 размера, и тогда  Ляля Чёрная  сняла свои туфельки и протянула  их Розочке :" Надень, мои подойдут, наверное" ( эти туфельки стали нашей семейной реликвией). Роза танцевала в этот день замечательно. Сначала она станцевала"Таборную",потом "Венгерку", как учила мать- коблучница, а затем ещё и "Цыганскую полечку". Она очаровала всех . Пришли к единому мнению, что  Розу просто неоходимо принять в театр. Вечером Баркан  усадил Розу в директорскую ложу. Шёл спектакль "Цыганка Аза".  Играли самые знаменитые артисты нашего театра - Азу играла Ольга Петрова, Василя - Николай Сличенко, Гордылю - Мария Васильевна Скворцова, Апраша - Серей Золотарёв.  Роза с огромным вниманием,и, мне кажется, с удивлением смотрела на сцену. Да что там смотрела! Она принимала во всём участие, уж очень  это было похоже на правду. И, когда вожак Апраш схватил Азу за руку, и сказал ей, что она должна стать его женой, а Аза, вырвав руку, зарыдала, Роза не выдержала и, выкрикивая цыганские ругательства, выскочила на сцену, выхватила из рук Апраша кнут и, заслонив собой Азу, встала на её защиту. Дали занавес. Так закончился первый день  пребывания в театре будущей ведущей актрисы и звезды цыганской эстрады  Розы  Джелакаевой.
       Роза Джелакаева за свою короткую жизнь сыграла в театре "Ромэн" более 30 ролей. В этой череде  были серьёзные роли, драматические: Фануца в "Горячей крови", Бианка в "Сыне мадонны", Сарпа в "Сломанном кнуте", Гундя в "Родился я в таборе", Бахтори в "За дружеской беседой", но  особенно удавались Розочке острохарактерные, комедийные роли. И главной её ролью  была первая, сыгранная в театре                "Девчонка из табра". Она выучила  эту роль по слуху, так как плохо тода умела  читать ( цыганята, учитесь в школе хорошо!)
Она привнесла в эту роль весь свой, порй нелёгкий, жизненный опыт. Она искромётно импровизировала, и текст, который она  придумывала, становился основным текстом роли. Чего стоит  её фраза:"Есть захочешь - носом  гвозди забивать  будешь!" Кода в третьем акте, ещё не появляясь на сцене, она обращалась к лавному герою:"Холосто-о-ой!", в зрительном зале раздавался дружный хохот. Исполняя разные роли в спектаклях, она замечательно пела и , конечно, танцевала, танцевала...
        Мне в ранних спектаклях Розы случалось  быть её партнёром, но в спектакле "За дружеской беседой"мы должны были петь вместе. Мы спели несколко песен - так родился дуэт  Роза  Джелакаева  и  Пётр  Деметр. Мы стали петь в концертах театра "Ромэн". В то время в театре был весь цвет цыганского искусства : Народный артист СССР   Николай Сличенко, Валентин Баглаенко, Николай и Рада Волшаниновы, Нора и Михаил  Ивановы, трио "Ромэн", Валентина и Дуфуня Вишневские, Василий  Туманский  и др. Сами понимаете, как не легко было пробиться, но у нас стало получаться. Нас стали снимать в кино, мы появлялись на телевиденьи и радио, мы записывали пластинки, наконец, сделали сольную прорамму "Песни цыган  стран  Мира" и ушли на эстраду.
             Роза, конечно же, была красивой женщиной. Её обаяние - это  Божий дар! Мне кажется, что нет ни одного человека на свете,который, хотя бы однажды пообщавшись с Розой, сегодня не вспомнил об этом с благодушной улыбкой и теплом.
Роза очень любила эстраду. Она с  большим удовольствием  принимала участие  в больших гала - концертах, где мы выступали вместе с И.Кобзоном, М. Магамаевым, Б. Бруновым, К. новиковой. Г.Хазановым, А. Стрельченко, Л.Зыкиной.
За кулисами  все эти замечательные артисты с радостью  общались  с  Розой, как с равной, смотрели  из- за кулис на её выступление.
              У нас с Розой  на эстраде сложилась красивая и счастливя  творческая жизнь .Каждая песня  - частица души, каждый концерт - маленькая жизнь. Роза обладала взыскательным вкусом, творческой фантазией, неувядаемым оптимизмом, с её творчеством знакомы зрители более сорока стран.
          В 1985 году  Розы  Джелакаевой  не  стало.
Ей было всего сорк два ...
В  ноябре 2005г. в ЦДРИ я провёл вечер памяти Розы, который назывался "20 лет спустя". Признаюсь, мне было необычайно приятно, что в зрительном зале " яблоку негде было упасть", что  люди помнят  Розу, что она оставила свой след  в памяти  и сердцах  Ваших...
На этом вечере с воспоминаниями выступали не только цыгане, но и наши  коллеги по эстраде - Иосиф  Кобзон, Александра  Стрельченко, Николай  Тамразов  и др. Приехали наши дети  из  Австралии, чтобы помянуть свою мамку и спеть  в  её  память  свои  песни.               


Рецензии