Письма 7, 8 С присвоением капитана

П7 Волховский  фронт
 
        31  марта  1942г
Здравствуй  Надя!
Одиннадцать  дней  ничего  не  писал  тебе.  Извини  -  не  мог.  Сегодня  проба  пера  и  как  видишь  небезуспешная.  Ясно?  Ах,  да!  Ты  не  понимаешь  в  чём  дело…  Тогда  всё  по  порядку  -  без  спеха.  Я  тебе  уже  писал  20.03.42г.  что  перешёл  на  другую  работу.  Ну  и  к  месту  работы  прибыл  вечером  20.03,  а  21.03  около  15-30час  будучи  на  передовой  линии  попал  в  «маленький»  переплёт. Дело  было  так.  Я  с  одним  командиром  пошёл  проверять  телефонную  линию,  которая  ежеминутно  рвалась  нашими  танками  и снарядами  врага.  По  телефонному  кабелю  я  дошёл  до  своего  переднего  края.  До  немцев  осталось  100  метров.  (Дело  было  в  лесу).  В  это  время  нас  заметили.  Мы  забрались  в  воронку  от  авиобомбы,  где  сидели  еще  5  человек.
По  нам  открыли  миномётный  и  артиллерийский  огонь.  Через  10-15  минут  один  товарищ  был  ранен  в  плечо.  Мне  показалось,  что  немцы  ползут  к  нам.  Я  приготовил  автомат  и  стал  выползать  из  воронки,  чтобы  оказать  встречу  врагу,  но   разорвавшийся  снаряд  маленьким  осколком  пробил  мне  правую  руку  в  предплечьи.
Но  ранение  оказалось  исключительно  удачным.  Осколок  прошел  между  костей  и даже  не  повредил  ни  одного  важного  нерва.  Вот  сегодня  исполнилось  только  10  дней, а  рука  уже  работает. Даже  выходное  отверстие  уже  затянуло,  а  входное  пока  еще  гноится.  Из  части  я  никуда  не  поехал,  а  через  2-3  дня  я  снова  буду  в  строю.
Как  видишь,  пока  еще  везёт.  Не  знаю  лишь,  что  ожидает  впереди.  Но  будем  надеяться  на  лучшее.  Ты  этим  не  пугайся  и  не  переживай  -  пишу  совершенно  откровенно  и  ничего  от  тебя  не  таю.  Случившееся  для  меня  не  новинка.  Ведь  я  собственную  кровь  уже  видел  в  сражениях  3  раза.
Когда  ты  будешь  читать  это  письмо  -  я  уже  забуду  об  описанном  выше.  Ну  еще  нового  ничего  нет.  Ведь  я  эти  10  дней  безвыходно  просидел  в  землянке.  Ничего  не  видел  и  не  слыхал.  Письма  твои  получаю  аккуратно.  За  них  тебе  большое  спасибо.  Они  меня  бодрят  и  поднимают  дух  в  тяжёлые  минуты.
Ты  спрашиваешь:  почему  я  пишу  в  адрес  мамы,  т.е.  в  Насоново.  Да  просто  так.  Ведь  я  не  уверен  был,  что  устюгский  адрес  не  случаен.  Ну,  а  потому  предпочитал  писать  на  адрес  матери.  Она  же  всё  равно  письма  тебе  полностью  сохраняла.  Если    тебе  удобнее,  чтобы  я  писал  на  Устюг,  буду  писать  на  Устюг.  Да  я  уже  все  последние  письма  и  переводы,  и  так  адресую  на  Устюг. 
В  отношении  Хавановых.  За  всё  время  я  написал  им  две  открытки.  Одну  в  конце  октября  из  Мичуринска,  а  вторую  в  феврале  с  этого  фронта.  Но  ответа  на  них  не  получил.  Не  знаю  в  чём  дело.
Несколько  слов  тебе  на  настоящее  и  на  будущее. Ты  должна  быть  готова  ко  всему.  Ведь  запомни:  самое  трудное  ещё  впереди.  Самая  горячая  «битва  народов»  разыграется  нынешней  весной  и  летом.  Еще  прольётся  море  крови,  погибнут  и  будут  искалечены  ещё  миллионы  людей.  Могу  ли  я  дать  тебе  хоть  маленькую  гарантию  на  будущее?   Безусловно  нет.  На  войне  не  в  магазине  -  не  обманешь.
Если  даже  со  мной  что  и  случится,  то  ты  должна  быть  готова  к  этому.  Но  тем  не  менее  оставайся  на  своём  месте  и  лучше  работай.  Там  ты  пользы  дашь  больше  и  там  твоя  помощь  нужнее.  А на  фронт  не  суйся,  тут  ты  погоды  не  сделаешь,  а  собственную  жизнь искалечишь.  Ведь  вы  же,  друзья  мои,  вообще  не  понимаете,  что  значит  война  на  фронте  и  что  значит  сражение.  Это  далеко  не  то,  что  в  романах  и  на  сцене.  Итак  -  мой  совет: сиди  на  месте  и  жди,  что  получится  у других.  Здесь  и  без  тебя  обойдёмся – есть  кому  драться.  Было  бы  лишь  чем.  Далее  ты  спрашиваешь,  что  означает  в  моём  адресе  буква «Г»?    Это  значит  гаубичный.  А  что  это  значит  нужно  объяснять  довольно  пространственно. Гаубица  это  вид  орудия.  Вот  коротко.
Пару  слов  о  переводе  написанном  чужой  рукой.  Так  этому  удивляться  не  нужно.  Очень  часто,  не  имея  под  рукой  переводного  бланка,  приходится  отдавать  деньги  нашему  экспедитору,  а  он  уже  сам  оформляет  всю  писанину.  Такие  случаи  могут  быть  и  впредь  и  пусть  они тебя  не  пугают.  Это  чепуха.
Надюша!  А  ведь  в  самом  деле,  если  хорошо  всё  кончится,  как  прекрасно  мы  заживём  в  будущем. Постараемся  наверстать  всё  упущенное.  Больше  нужно  будет  уделять  внимания  себе.  А,  кроме  того,  ты  знаешь,  что  я  большой  любитель  возиться  с  малышами.  А  ведь  ты  как  то  писала,  что  это  удовольствие,  мне  будет  обеспечено.  О,  как  это будет  прекрасно.  Да,  будущее  зовёт.  Ради  его  стоит  жить  и  бороться.
P.S.
Получился  некоторый  перерыв.  Сегодня  уже  02.  апреля  42г
Когда  я  кончал  предыдущую  страницу  ко  мне  в  землянку  пришла  дружеская  делегация  и  поздравила  меня  с  присвоением  очередного  звания.  Сняли  торжественно  квадраты  и  повесили «шпалу».  Вот  и  всё.  Через  двое  суток  буду  в  строю.
Пока.  Будь здорова,  моя  дорогая.  Привет  матери  и знакомым.  Пиши. 
Крепко  обнимаю  и  целую  тебя.
Твой  Андрей. 

П8     19  апреля  42г

Здравствуй  Надюшка!
Вот  уже 14  дней  ничего  тебе  не  писал  ибо,  поверь  дорогая,  некогда.  Сейчас  у  меня  работа  кипучая,  боевая.  А  иногда  я  по  темпераменту  своего  духа  не  прочь  залезть  и  туда,  где  обошлось  бы  и  без  меня.  Я  после  ранения,  т.е.  с 6. 04.  42г.  работаю  начальником  штаба  дивизиона.  Работа  живая,  творческая,  независимая.
Но  ведь  ты  знаешь, разве  меня  успокоишь  писаниной  и  бесконечной болтовнёй  по  телефону,  а  иногда  и  не  по  одному.  Как  только  узнаю,  что  немцы  появились  там  то,  сейчас  же  срываюсь  с  места  ( всё  в  руки  помощника),  залезаю  на  дерево  и  задаю  артиллерийский  концерт.  Два  дня  назад  угробил  две  повозки  парные  и  с  лошадьми  и  с  возницами.  Позавчера  тоже  человек  8-10  рубанул  так,  что  видимо  от них  уже  и  лапти  не  найдут.  Тяжело  убивать  людей  в  их  цвете.  Но  что ж  делать?
Вот  вчера  я  на  улице  деревни,  возле  своего  штаба,    встретил  3-х  девочек  10-11  лет.
У  одной  из  них  при  боях  за  эту  деревню  убиты  снарядом  отец  и  мать.  Она  старшая,  а  в  семье  еще  кроме  её  осталось  трое  детей  до  10  лет  и   дряхлая  бабушка.  Она  голодна  и  еле  еле  жива.  Но  она  уже  не  плачет.  У  неё  вид  и  выражения  70  летней  старушки,  безразличной  к  жизни  и  самой  себе.  А  две  другие  Шура  и  Вера  не  сироты.  У  Шуры  во  время  бомбёжки  трагически  погибла  3-х  летняя  сестрёнка. Но  и  она  не  плачет  и  даже  не  вздыхает.  Она  свыклась  с  горем  и  издевательством  жизни.  Шура  и  Вера  им  по  11  лет.  Но  посмотри  на  них -  их  взгляд,  их  манеру  держаться,  их  понятие  о  жизни  и  ты  скажешь,  что  им  уже  по  36-37  лет.  Это  в  детстве  не  знающие  радости,  до  срока  созревшие,  горем  прижатые – милые  русские  дети.  О.  Россия!  Родина  мучеников и  героев.  Как  тебя  с  твоим  народом  воспел  наш  соотечественник  Некрасов.  Русский  мужик  и  русская  женщина.
Вы  нигде  не  падаете  в  грязь  лицом,  никто  вас  никогда  не  убъёт.  Вот  эти  маленькие  некрасовские  женщины  уже  с  детства (которое  у  них  похитили)  дышат  простотой,  добродушием,  лаской.  Но  почему  же  им  выпала  тяжкая  доля?  Нет  она  не  выпала.  Её  к  нам  привезли  эти  мерзавцы  в  зелёных  мундирах,  вот  эти  прусские  пираты.
Сейчас  в  своих  листовках  они  обещают  нам,  «  избавление  от  ига  большевизма  и  колхозного  ярма».  Но  покорно  благодарим.  Уж  в  своих  внутренних  делах  мы  и  без  немчуры  обойдёмся.  Мы  этих  освободителей  знаем.  Они  освобождают  детей  от  родителей,  семьи  от  кормильцев,  Россию  от  русских.  Такое  освобождение  нам  не  по  плечу.  Мы  его  не  просим  и  в  нем  не  нуждаемся.  А  вот  горе  детей  мы  не  забудем.
Я  не  коммунист  и  кое  какие  понятия  не  всегда  разделяю  с  коммунизмом.  Но  я  русский.
До  меня  туго  доходит  всякая  политическая  борьба,  но  в  вопросе  о  детях  -  нашем  будущем  и  счастье  разбираюсь  прекрасно.  И  за  детей, потерявших  родителей,  и  за  изуродованную  жизнь  нашей  Родины  стоит  драться…  драться  и  убивать  без  раздумья  и  страха.  Нам  артиллеристам  в  этом  принадлежит  почетная  задача.
Когда  вопрос  идёт  о  детях  -  я  готов  на  всё.
Надя!  Ты  извини меня,  что  я  так  увлёкся  своим  впечатлением,  но  ты  его  должна  понять  и  почувствовать.   
У  меня  нового  ничего  нет.  Рана  хорошо  зажила.  Лишь  при  большом  напряжении  ещё  чувствуется  боль.  Но  это  не  страшно -  пройдёт.  Я  должен  признаться,  что  на  мне  раны  хорошо  заживают.  У  нас  уже  весна. Днём  тепло.  Ходим  в  одних  гимнастёрках.  Но  грязи  по  горло.  Видимо  здесь  края  такие.  О  себе  больше  писать  нечего. Живу,  можно  сказать,  хорошо.  Что  будет  завтра - не  знаю.  На  войне,  как  на  войне.
Надюша!  Ещё  я  попрошу  тебя  -  как  будет  время  со  всего  моего  обмундирования  срежь  нарукавные  знаки  и  сними  квадраты.  Новых  пока  нашивать  не  нужно.  Но  если будут,  то  запаси  несколько  прямоугольников (шпалы)  и  хоть  одну  пару  нарукавных  знаков  «капитан».  Если  случайно  буду  у  тебя -  нашьёшь.
Надя!  Извини  в  отношении  справки -  давно  не  был  в  штабе  полка.  Как  только  буду,  сразу  же  заполучу  и  вышлю.
Ну  у  меня  и  всё.  Пиши  как  живёшь  ты.  Есть  что  одевать  в  связи  с  наступлением  весны?  Денежный  аттестат  высылать  пока  не  буду,  а  деньги буду  высылать  переводами.
Кончаю.  Хочу  чтоб  с  тобой  было  всё  в  порядке,  чтоб  сравнительно  ни  в  чём  ты  не  нуждалась.
Привет  мамаши.  Напиши  привет  Иннокентию.  Привет  Кате  Поповой, Швецову,   Тоси, Барминской. Извини,  что  спешу.  Сейчас  ухожу  на  передовую.  Через  1ч  30  мин  идем  в  наступление.  Вперед  на  Ч…
P.S. 
Адреса  менять не  буду.  Всё  равно  мне  друзья  передадут  в  любой  момент.  От  тебя  нет  писем  уже  12  дней. А  открытки  (с  хорошей  девушкой )    дошли  за  4  дня.  Пиши  жду.
Крепко,  крепко  обнимаю  и  целую  тебя
Твой  Андрей.

  Вперед  http://www.proza.ru/2015/06/19/2170

 Начало  http://www.proza.ru/2015/06/14/386


Рецензии
Ничего себе, так открыто писать. Вычитывались же письма цензурой.

Владимир Прозоров   27.10.2019 20:02     Заявить о нарушении