Письма 5, 6 Во 2-й Ударной

П5     2февраля  42г.


Здравствуй  Надя.
Хотя  нечего  тебе  писать,  потому,  что  нового  особенно  ничего  нет,  но  пишу, чтобы  ты  не  беспокоилась  за   мою  судьбу.  Воюем  на  том  же  участке  фронта,  о  котором  я  вскользь  писал  тебе  в  прошлом  письме.   Волхов  уже  позади.  Город  Чудов  от  нас  около  25  км. (севернее)  в  стороне.
Бои  идут  сейчас  довольно  ожесточённые. Мы  пытаемся  наступать  и  наступаем,   а  фрицы,  окружённые  нашими  частями  отчаянно  сопротивляются.  Обе  стороны  имеют  значительные  потери.
Когда  идешь  по  полю,  усеянному  вражескими  труппами,  то  невольно  думаешь: « И  нужно  было  же  этим  людям  ехать  за  смертью  в  далёкую  Россию!  Неужели  для  них  на  родине  на  нашлось  бы  по  2-а  квадратных  метра  земли  на  брата?».
Но  причем  они, эти  затянутые  в  зелёные  мундиры  людишки?  Они  безвольные  исполнители  воли  властного  хозяина,  они  жалкие  марионетки…Люди  превращенные  в  разбойников.
Эх  солдаты…солдаты…солдаты!
Надюша!  Мы  сейчас  живём  в  лесу.  Но  особенно  от  холода  не  страдаем  (хотя  бывает).  Поделали  землянки  и  …живём.
В  бане  приходится  бывать  очень  редко.  Это  приводит  к  существенным  неприятностям.  Но их  тоже  переносим.  Работа  у  меня  сейчас-  «не  бей  лежачего».
От  штаба  я  отделался,  а  лишь  командую  батареей.  Для  жизни  опасностей  не  так  уж  много.  За  месяц  боёв  моя  батарея  имела  лишь  одного  убитого.  Это  очень немного.
Раненых  нет.  Не  знаю  как  пойдут  дела  дальше.
Надя!  Через  несколько  дней  пришлю  тебе  денежный  перевод  рублей 800-1000.
А  если  задержусь,  то  числа  20  февраля  вышлю  тебе  больше.
Ты  меня  извини,  что  ежемесячно  регулярно  я  не  могу  посылать  тебе  деньги.
Ты  уж  как  либо  приспосабливайся.
О  состоянии  здоровья  не  пишу -  оно  как  часы.  Да,  а  вот  часы (  у  меня  их  осталось  двое)  оба  стоят.
Надюша!  Я  не  знаю  сколько  времени ходят  наши  письма, но  хотелось  бы  получить  скорее  хоть  пару  строк  от  тебя.  Как  живёшь ты,  в  чём  ты  терпишь  недостатки  и  лишения?  Как  живёт  мамаша?  Береги её?
Наша  встреча  видимо  предстоит  не  скоро.  Война  ещё  будет  длиться  долго.  Особенно  мне  кажется, она  упорный  характер  примет  в мае  июне  1942года.  Это  вершина  кампании.
Но  встретиться  снова  с  тобой,  с  моей  любимой  белкой,  я  не  теряю  надежды.
Надеюсь  остаться  живым.  Жить  то  ведь  чертовски  хочется.
Но  если  нужно  будет  во  имя  России  отдать жизнь -  я  колебаться  не  стану.  Люблю  свою  Родину.   Уважаю  её  народ.
И  так  кончаю.  Еще  раз  прошу -  береги  себя  и  чаще  мне  пиши.   Привет  матери.
Крепко  целую тебя.
Твой  Андрей.   


Адрес  прежний.




ПОЯСНЕНИЕ

5января  прибывает  в  составе  2й  Ударной  армии  в  район  Малой  вишеры.
Задача  армий  Волховского  фронта  была  прорвать  оборону  противника  вокруг  Ленинграда, чтобы  снять  блокаду, спасти  город  от  голодного  вымирания. Норма  питания  работающим  была  250г.хлеба  в  сутки,  и  125гр.  для  иждивенцев. 
Не  было  авиации,  танков,  снарядов  недостаточно.  Прогрызли  в  обороне   немцев прорыв шириной  4  км. Который  позже  сумели  расширить  до  11км. И  2-я  Ударная армия  стала  постепенно,  неся   большие   потери,   уходить  вперед.  Вместо  танков  впереди  кавалерия  и  пехота. К  маю,  когда  глубина  прорыва  достигла  70  км.,  войска  выдохлись.  Резервов  не  было.  Армия  была  в  опасности.
Немцы 6  июня  перекроют  ранее  прогрызенный  прорыв  в  районе  Мясного  бора  и
 2–я   Ударная  армия  окажется  в  окружении.  Но  это  ещё  впереди.







  П6        20 марта  42  года

Здравствуй  Надюшка! 

Позавчера  послал  тебе  открытку,  которую  ты,  видимо,  уже  получила.  Завтра  постараюсь  отправить  тебе денежный  перевод  на  1500руб.  На  всякий  случай  имей  у  себя  небольшой  денежный  запас  -  ну  хотя  бы  2000  -  3000  рублей.  В  этом  есть   или вернее  предвидится  некоторая  необходимость.  Если  ты  сейчас  чуть  ли  не  регулярно  получаешь  от  меня  денежные  переводы,  то  этого  может  не  случиться  в  будущем.  Несколько  слов  о  себе.   В  силу  некоторых  обстоятельств  (  о  которых  спросишь  при  личной  встрече,  если такая  будет)  я  переведён  командиром  4-й  батареи.  Теперь  снова  начинается  моя  стихия.  Я  снова    ежеминутно  буду  лицом  к  лицу  с  врагами.  Это  конечно  меня  не  страшит,  но  гарантировать  своё  завтра  я  не  берусь.  Ведь  со  смертью  играть  можно  лишь  до  время.   Я  не  религиозный  человек,  но  некоторыми  предрассудками живу.  Ведь  по-моему,  если  суждено  повеситься,  то  не  утонешь.  Когда  однажды  (  еще  в  октябре)  я  с  двумя  бойцами  проходил  по  полю,  где  рвались  вражеские  снаряды  и  вдруг  недалеко  один  из  них  разорвался,  то  мои  спутники  моментально  легли.  Обратившись  к  ним  я  сказал:  «Друзья  мои,  если  бы  этот  снаряд  был,   предназначен  для  вас,  то  не  спастись  бы  вам  и  под  землёй».
Итак,  всему  своё  время.  Но  несмотря  ни  на  что  нужно  жить   и  за  жизнь  бороться,  а  если  волею  судеб  суждено  будет  погибнуть,  то  постараюсь  это  осуществить  без  страха  и  с  «художеством».
Моя  дорогая!  Особенно  за  меня  не  волнуйся.  Помни,  меня  не  раз  обносила  смерть.
Будем  надеяться,  что  и  в  будущем  будет  то  же.  Ведь  теперь  моя  жизнь во  многом  принадлежит  не  только  мне,  но  и  тебе.  Ура!  Будем  драться  и  жить.
А  4-ю батарею  прославим  на  всю  армию (если  это  будет  возможно).  Кое  кто  поговаривает, что  мне  на  этом  месте придётся  работать  не  долго.  Куда  то  собираются  меня  забрать.
Последнее  время  условия  борьбы  у  нас  усложнились.  Приходится  часто  жать  руки  товарищей  (теплые  или  холодные).  Жизнь  требует  борьбы,  а  борьба  уносит  людей. Весна,  всё  тает.
Ну  о  фронтовых  делах  кончим.  О  них  распостраняться  нельзя.  Надюша,  с  этим  письмом   я  посылаю  тебе  паспорт  на  твои  часы.  Я  его  долго  таскал  в  кармане,  а  теперь  забери  себе.
А  у  меня  двое  часов:  сохранились  те  (  твои  любимые) и  ещё  одни  -  ручные  (нашел  при  выходе  с  окружения).  Обои  часы  исправные,  но  без  стекол.  Поэтому  пользоваться  ими  в  моих  условиях  нельзя.  Было  еще  двое  немецких  часов,  но их  в  своё  время  я  сжил.
Надя!  Ты  пишешь  в  отношении  моих  родных.  О  них  мне  ничего  неизвестно.  Но  я  уверен,  что они  остались  на  прежнем  насиженном  месте.  Что  касается  сестёр -  не  знаю.  Может  их  уже  нет  в  живых.  Красная  армия  (  по  газетам)  от  моей  Родины  около  70  км.  Я  уверен,  что  в  тех  местах  будут  жестокие  бои  и  родных  моих  нам  с  тобой  видимо  уже  не  придётся  увидать.
На  всякий  случай  их  адрес:  Смоленская  обл., Кардымовский  район, Шестаковский  с/совет,  дер.  Митиронки.  Е.  Вас. Егорович (отец).  Если  ехать  на  поезде, то  до  станции  Присельская  Западной  жел.  дор.  (с Белорусского  вокзала.)
Что  касается  моей  средней  сестры  (  ведь  у  меня  их  три)  то  она  и  в  самом  деле  такая,  какой  она  приснилась  тебе:  глаза  голубые  и  очень  симпатичная.  Да  теперь  уже  видимо ей  лет  17.  Где  то  она  и  что  с  нею?  Пёстрая  наша  семейка.  Жаль  матери но…
Надюша!  Твои  фото  все  три  я  получил.  За  них  очень  и  очень тебе  благодарен.   Взаимностью  ответить  не  могу.  Если  и  была  возможность  сфотографироваться  в  Кирове,  Ярославле  или  Рыбинске,  то  эту  возможность  я  упустил.  А  теперь?  Не  знаю,  когда  она  представится. Поэтому  у  меня  к  тебе  просьба.  Ведь  у  меня  есть  две  фотокарточки:  одна  в  форме  лейтенанта  (  в  билете  КСМ),  а  вторая  в  форме  ст,  лейтенанта(они есть  у  меня  в  планшетке).  Ты  их  отыщи, отдай  фотографу  и  увеличь.  Особенно  ту  лейтенантскую  фотокарточку  сделай  покрупнее. Когда  либо  посмотрим  и  вспомянём. А  если будет  возможность  еще  сфотографируюсь.

В  ближайшие  дни  я  получу  очередное  воинское  звание  «капитан.»   Уже  где  то  это  дело  оформлено  (  мне  сейчас  неофициально  сообщили).
Ну,  пожалуй,  о  себе  и  всё.  Здоровье  прекрасно. Дух бодрый.
Пиши  о  себе.  Ты  пишешь,  что  пожертвовала  моим  ремнём  ради  сапог.  Ну  и  чтож?
Неужели  ремень   дороже  тебя?   Ведь  в  этом  же  была  необходимость.  Если  будет острая  нужда,  можешь  мои  хромовые  сапоги  переделать  для  себя.  Маме  корову  помоги  приобрести  для  себя.  Она  очень  будет  вам  кстати.  А  в  случае  если  в  Устюге  будет  неподходяще,  то  и  сама  всегда  можешь  забится  к  матери  в  деревенскую  глушь.  Скоро  будет  обмен  аттестатов  (  по  которым  получаешь  деньги)  -  я  снова  тебе  вышлю  рублей  на  700.  Вот  и  всё.  Желаю тебе  наилучшего.  Привет  Тоси,  мамаше,  Швецову  и  другим.  Сообщи  мне  адрес  Иннокентия.
В  своих  письмах  можешь  мне  «новых»  клятв  не  давать.  Неужели  ты  думаешь,  что  я  не  уверен  в  тебе  (  хоть  за  тебя  я  и  очень  болею,  но  только  не  как  о  женщине,  а  как  о  самом  любимом,  близком  дорогом  друге).  С  тобой  связаны  мои  самые  светлые  мысли.  И  если  суждено  скоро…..?,  то поверь, ты  и Россия будут  предметом последних  мыслей.
 Люблю   тебя.   Итак  всего.  Ложусь  спать,  а  завтра  с  утра  буду  фрицев  окапывать.  Пошлю  им  несколько  гостинцев.
Обнимаю  и  крепко  целую  тебя -  твой  Андрей.
(адрес  пока  старый)




 
Вперёд http://www.proza.ru/2015/06/16/1443

Начало  http://www.proza.ru/2015/06/14/386


Рецензии