Колобок. киносценарий

З А Ч И Н

Зимний пейзаж:
Снег, ночь, курится избушка. На небе тонкая старая луна, вот-вот исчезнет. Старухин голос за кадром:
«Жили-Были Старик со Старухой...»

В избе:
Ряженые в старинные вышиванки Старик и Старуха стоят напротив друг друга, Старик - в красном углу, Старуха – у печи. За окнами - Ночь. Старик кланяется Старухе в пояс и говорит:
– Из печи мне, Старая, колобок!
Старуха деланно разводит руками в стороны:
– Да из чего из печь то – муки то нету!
Старик корит Старухе пальцем и наказывает:
– Э-э-х, Старая, а ты по коробу поскреби, по амбару помети – авось муки и наберется!
Старик и Старуха чинно расходятся каждый в свою сторону.
Красный угол. Под образами на красном месте сохранённыё ещё с осени дожинный сноп хлеба. На этом фоне появляется название сказки:
К О Л О Б О К. русская народная сказка

 
Часть 1.
И С П Е Ч Е Н И Е   К О Л О Б К А

«Старуха так и сделала: по коробу поскребла…»
Руки Старухи держат короб с остатками муки - если глядеть сверху, он похож на старую луну в ночи. Старуха скребет по коробу и ссыпает муку в руку – получается пригоршня муки.
«по амбару помела…»
Руки метут веником в амбаре, сметают муку в руку – получается вторая пригоршня муки.
«…и набралось у нее муки пригоршни с две».
Старуха стоит лицом к нам и держит в левой и правой ладони по пригоршне муки.
«Замесила тесто на сметане…»
Руки смешивают муку со сметаной. Руки месят тесто.
«Скатала колобок...»
Руки катают колобок. Сырой колобок в чаще рук - колобок как раз помещается внутри ладоней.
«Изжарила колобок в масле…»
Руки Старухи открывают печь.
Огонь в печи (в первый раз изображение яркое цветное - до этого все ч/б).
Руки Старухи помещают колобка в печь.
Сырой колобок во мраке печи как луна в ночи.
Руки закрывают печь.

Испекание колобка:
Тьма - в отсветах пламени колобок. Звучит пение бабушек.
(С этого момента мы смотрим глазами колобка; изображение цветное).

Вид из печи:
Тьма, затем ослепительный квадрат света - это открылась печь.
Слышен громкий скрип открываемой заслонки.

«И положила колобок на окошечко поостынуть».
Руки Старухи достают колобка из печи и несут его на окошечко поостынуть.
Слышен скрип половиц от старухиных шагов.

На окошечке:
Вид из окна глазами колобка:
зима, ночь или раннее утро, вдали лес, на небе молодой месяц. Светает. Над лесом загорается заря.
«Надоело колобку лежать…»

Уход из избы:
Вид с окошечка на внутреннее убранство традиционной русской избы.
«он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям…»
Колобок (т.е. мы) катится с окна на лавку, с лавки на пол – «прыг через порог» –  сени – крыльцо (вид на двор, на дворе зима) – двор – ворота… Ворота сами собой открываются. Вид на улицу, вдали – лес.

«И покатился колобок дальше и дальше…»
Над зимним лесом восходит красное солнышко.

Мир (т.е. пейзаж с полем и лесом) крутится. Звенят колокольчики.

 
Часть 2. 
П У Т Е Ш Е С Т В И Е   К О Л О Б К А

1. З А Я Ц
Весна. Утро. ясное небо с облаками. Зеленеет первая травка, кое-где еще лежит снег. Журчат ручьи. По полю идет с сумой мужик и разбрасывает семена...
«Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц»…
На фоне голубого неба крупно голова зайца:
– Колобок, колобок! Я тебя съем! (голос юноши)
– Не ешь меня, косой! Я тебе песенку спою: (голос малого ребёнка)

Я колобоколобок!
По коробу скребён,
По амбару метён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
А от тебя, зайца,
Не хитро уйти!

Пока колобок поет песенку, показывается весенняя природа. В конце песенки - заяц скачет по полю.
Мир крутится. Звенят колокольчики.


2.  В О Л К

Лето, полдень. В зеленом лесу поют птички. На поле зреет-колосится хлеб-батюшко. Слышатся дальние раскаты грома.
«Катится колобок по тропинке, а навстречу ему серый волк.»
На фоне голубого неба крупно голова серого волка:
– Колобок, колобок! Я тебя съем! (голос мужика)
– Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою:

Я колобоколобок!
По коробу скребён,
По амбару метён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
А от тебя, волка,
Не хитро уйти!

Пока колобок поет песенку, показывается летняя природа.
Мир крутится. Звенят колокольчики.


3.  М Е Д В Е Д Ь

Осень. Вечер. Бабье лето. Красно-желтый лес. На поле снопы убранного хлеба.
«Катится колобок по дорожке, а навстречу ему медведь. Идет хворост ломает, кусты пригибает.»
Идет медведь по лесу.
На фоне вечереющего неба крупно башка медведя:
– Колобок, колобок! Я тебя съем! (голос деда)
– Не ешь меня, косолапый! Я тебе песенку спою:

Я колобоколобок!
По коробу скребён,
По амбару метён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
А от тебя, медведь,
Не хитро уйти!

Пока колобок поет песенку, показывается осень.
Мир крутится. Звенят колокольчики.


4.  Л И С А

Поздняя осень. Закат. Листва с деревьев в лесу облетела. Поле голо. Иней. Воет вьюга...
«Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса»
На фоне заката крупно голова лисы:
– Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький! (голос старухи)
А колобок опять запел свою песенку.

Я колобоколобок!
По коробу скребён,
По амбару метён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
А от тебя, лиса,
И подавно уйду!

Пока колобок поет песенку, показывается начало зимы...
По окончании песенки опять лиса. Голос Старухи:
«– Славная песенка! Да то беда, голубчик, что я стара стала – плохо слышу. Сядь-ка мне на носок да пропой еще разок».
Колобок (т.е. мы) прыгает на нос лисы, откуда открывается прекрасный вид:
Убранное поле, за ним - лес. Красное солнышко низко-низко над лесом. Солнце находится над самой высокой елкой как колобок на носу лисы.

Голос колобка-ребенка:
- Я колобоколобок…

Солнце закатывается за лес. Тьма.
«А лиса «Ам!» - и съела его».
Руки старухи со скрипом закрывают печь.


Э П И Л О Г

В отсветах пламени колобок. Опять пение бабушек.
На этом фоне появляются титры.
Пейзаж как в начале: Зима. Ночь. Избушка. На небе старая луна.
В избе Старик велит Старухе:
- Испеки мне, старая, колобок!»
За-на-вес!


Примечания к постановке:

Роли:
В роли Старика и Старухи – настоящие старик и старуха в нарядной крестьянской одежде. В роли зверей – живые звери (их можно взять из фильмов про животных).

Голоса:
Текст за автора читает старуха. Колобок – малыш, который только-только научился говорить. Старик и Старуха – старик и старуха. Заяц – мальчик, Волк – мужик, Медведь – старик, Лиса – старуха.

Концепция:
Колобок – путешественник во времени. Поэтому для показа четырёх времен года можно взять один и тот же пейзаж с полем и лесом. Через изменение природы подчеркивается круг солнца – круг хлеба: посев – рост – жатва – еда.
Колобок после испечения не показывается – все видится глазами колобка.
Поскольку сказка четко делится на две части «до» и «после» испечения, то для контраста пусть будет изображение до испечения колобка черно-белое (за исключением пламени печи), после – цветное.
Для съемки сцен в избе нужна «образцовая» традиционная русская изба.

 


Рецензии