Мамочка моя

  Этот рассказ о моей маме. О её нелёгкой жизни. Это её зовут Маргарита. Рита, Ритка, Маргаритка. Почему её так назвали ,да ещё в тридцатых годах, когда повсюду было засилье Маш, Анн,Нюр, В крайнем случае Ноябрин и
Сталин(а), никому неведомо.

Так вот .Мама в семье была старшая, а детей было четверо. Ох, и намучилась ,по расссказам мамы, она с малышнёй! Взрослых дома вечно не было. Отец ездил на работу, в Москву, из области. Работал в Бутырской тюрьме охранником. А мама тоже возила в Москву коровье молоко в бидонах.

-Вот, бывалыча уедут родители, а я одного в комод, в ящик, другого в другой ящик, запихну и прикрою. Да покрикиваю чтоб не вылезали, они в темноте и проспят часа два. А мне и свобода! У меня ещё по дому дел невпроворот! И воды принести и прибраться , и в огороде что поделать. И всё до мамы надо успеть! А уж мама приедет, тут нам и праздник! Достанет белый хлеб из сумки, намажет тонко маслом, вкусно! Лучше всякого пирожного. Молоком запьём ,вот, и обед!

Незнаю, уж, как там мама справлялась тогда с малышами, но детей , с тех времён, она особо не любила.

В сорок первом началась война. Отца забрали на фронт, а они, четверо, с мамой остались. Пишу, а у самой мороз по коже! В мирное-то время как с четырьмя, а уж в войну! Может и обошлось бы всё как-нибудь.

Да случилась беда. Горе-горькое.

Мама их в сорок втором, поехала вещи на хлеб менять. Народу поехало много из деревни. Все в кузове грузовика, а он на повороте и перевернулся. Да маму их и придавило насмерть. Моя мама рассказывала , что очевидцы потом рассказывали как она кричала: Детки, детки мои! Остались они одни. Из родни никто не берёт, самим есть нечего, на дворе сорок второй год. Так никто и не отважился кроме отцовой матери, их бабушки.

Забрала она всех к себе. И сама уж с ними голодовала, бедовала. А жила она в семье старшей дочери, муж у неё был фин. И жила она всегда сытно и хорошо, очень он был проворный и рукастый. Было у неё две дочери.

- Вот подглядываем мы в дырочку из своей каморки-рассказывала мама. А тётя Клава своих девчонок молоком поит, а мы голодные, преголодные, плачем. А бабушка кричит: Клава, что же ты делаешь? Сирот обижаешь. Господь ведь всё видит и сама плачет.

Маме и здесь досталось больше всех, она ведь старшая! Бабушке надо помогать. В двенадцать лет сама в Москву на паровозе ездила. За хлебом ,в очередях стояла. Потом рассказывала:

-Везу этот хлеб, а в животе всё от голода урчит. Я с одной стороны отщипну, с другой отщипну, с третьей, с четвёртой. А потом откушу кусочек ,разжую и залепливаю откусы. Привезу хлеб, а бабушка ругается:

Опять отщипывала!

- Ох, и тяжело было. Такой голод и вши на нас навалились!- вздыхала мама. Бывало ляжем спать, одеялом накроемся, а оно всё шевелится от вшей.Потом стали малыши болеть. Маленького в детдом отдали, там хоть врачи есть. А двух других я в сад возила, на станцию, за 3 километра.

После войны пришёл отец с фронта.А вскоре и мачеху в дом привёл. Как без женщины, с четырьмя! А маме исполнилось как раз шестнадцать, она , не спросив отца, забрала брата из детдома. Отец злился на неё за это.

А мачеху ребята не приняли. А особенно моя мама. Да и как её принять? У неё своих детей сроду не было. Да и хозяйства своего она не вела. Но я вам про неё плохого говорить не буду. Ко мне она хорошо относилась, любила. Была мне настоящей бабушкой. Когда я сильно заболела, выходила меня хоть и врачи уже от меня отказались. Больших она не смогла полюбить, а меня как я у мамы родилась, сразу полюбила.

-Намоет тебя, переоденет, накормит, а ты спишь! Ручки в разные стороны, щёки красные!-вспоминала мама.

Дорогая моя бабулечка , помню и люблю тебя!

А до моего рождения приключилась у мамы большая любовь. Полюбила она моего отца сильно.

-Я его ещё в школе заприметила. Шустрый, весёлый,красивый и сильный!- рассказывала она. Полюбила она его так, что не задумываясь, всю себя и отдала. А он и взял. Через некоторое время у мамы живот на нос полез. И началось у моей мамы славное время. То есть слава о ней прокатилась по всей деревне и соседние ещё захватила.

Тогда мамин отец начал разборки: Сделал девку брюхатой, бери в жёны! Долго скандалили две семьи между собой. Папина семья не хотела маму. Отец -красавец. А мама худенькая, маленькая, востроносенькая, как мышка серенькая!

Мама так и говорила: Отец-то видный! Все девки его! И я не пойми что...

Ну в конце концов после скандалов всяких да позора порешили наконец о свадьбе. Мне тогда уже год был.

Отправились мама с папой в сельсовет, а на папе лица нет. Мама не могла этого перенести и говорит:

- Володя, если ты не хочешь, давай не пойдём! Он и не пошёл. Потом, позже, стало ясно, у него уже другая была.

 Родителям ничего не сказали. Сыграли свадьбу. Через некоторое время мамин отец узнал, что в сельсовете они не были и не расписывались. Что было! Отец чуть ли не убил маму и выгнал её из дома вместе со мной. И началось наше, с мамой, житьё по подружкам, да по чердакам. Я плохо помню, маленькая была, но какие-то чердаки в моём сознании иногда вырисовываются.

Папина родня в конце концов, то ли от разговоров по деревне: Мол, жалко девку! То ли от жалости приняла маму к себе в дом. Вроде стали жить. Да только папа, маму, совсем не любил. А мама была гордая! Взяла и ушла сама, да незнала ,что уже беременная моей младшей сестрой.

А у папы вовсю уже любовь была с маминой школьной подружкой, которая часто приходила со мной понянчиться. -Уж больно ты ей нравилась маленькая!- рассказывала мне мама. Да любовь -то у них получилась серьёзная, на всю жизнь!

Вскоре мамин отец сжалился и принял в дом мою беременную маму со мной. Потом родилась сестрёнка. У мамы ни денег, ничего. Работать надо, а помощи ниоткуда. В своей семье она стала из-за своих необдуманных поступков почти изгоем. За ней так и закрепилось: Дура- Маргаритка.

Решила мама сестрёнку до трёх лет в дом ребёнка отдать. И опять по деревне слухи пошли: Эта непутёвая рожает и потом сдаёт! Потом мама её конечно забрала. Ох, намучились мы первое время с ней! Привезли её , а ей дом наш старый, тёмный не понравился.Как давай она плакать: Хочу назад к ребяткам! Долго привыкала. Я
тогда была ещё маленькая, но сильно  жалела её.

Потом у мамы просвет наступил. Так она и рассказывала: Наконец, в моей жизни просвет наступил! Просветом была комната с соседкой , в коммуналке, которую мама получила от типографии, где работала. Да ещё еле дали! У мамы не хватало лет( выработки) для получения комнаты. Тогда мама пришла на комиссию и сказала:Я
живу в таких условиях, что если не дадите жилплощадь, повешусь! Там сразу все притихли и ,конечно, дали.

А, условия, в которых мама жила, действительно, были ужасные. Через три дома от нас жил её любимый, мой папа, с новой женой, маминой подругой, и всё у них было хорошо. Любили они друг друга. Да и Нина та, была красавица. Всё при ней. И видеть всё это маме не было никаких сил. Как помню маму из своего детства никогда она не улыбалась. Всегда была грустная, грустная, худая, худая, моя бедная мамочка! Мама и вешалась и топилась, да только спасала её всегда мачеха, всегда оказывалась рядом:Рита, Рита, ты что это удумала!
 Мне , маленькой , глядя на маму ,всё время хотелось плакать, что я часто и делала. Да и в доме скандалы её замучили. Отец мамин как напьётся, так давай её выгонять из дома, да за волосы таскать.

Переезжали мы на грузовике. Вещей почти нет. Едем мимо папиного дома, а там папина мама стоит: Маргарита, постой! Я вот тебе приготовила тут!- Она сунула ей тридцать рублей в тряпице, фикус, да ватное одеяло. (продолжение следует)
 


Рецензии