Время

   Я лежу на кровати в стареньком доме. Родительском доме моей жены. В очередной раз мы приехали в отпуск и я не могу так сразу привыкнуть, что у меня столько свободного времени. Нужно определиться, что с ним теперь делать. Завтра, перво-наперво, залезу на чердак и выберу себе пару книжек из старой библиотеки. Но это завтра, а сегодня потуплю, пожалуй. На дворе, в зимней кухне, хлопочут тёща с женой, судачат чего-нибудь после разлуки, жарят-парят и собирают на стол.
   Тихий-тихий вечер... Привыкнуть к тишине - тоже нужно время.

   Над дверью — часы, тикают себе уже много лет. Над кроватью, прямо над головой, висит старый светильник со шнурочком, который ведёт к выключателю. Я лежу и дёргаю за него, это отвлекает и успокаивает. Щёлк — есть свет, шёлк — нету. Щёлк — бьёт в глаза не самая яркая лампочка, щёлк — и режет глаза неожиданная темнота, продолжая висеть ярким шаром в глазах. Я убиваю время... Сегодня мне это нравится. Не хочется отвлекаться от такого времяпрепровождения. Из всех дел всего мира, меня могло бы сейчас порадовать только одно — если бы в комнату зашла жена и позвала ужинать, сказав, хитро сощурившись - «Пойдём, папа зовёт». Почему хитро? Ну так... и ему, и мне хочется выпить «по пять капель» за встречу. И не в выпивке дело, разумеется. Просто рад встрече с этими людьми. Время, проведённое в их кругу — особенное, доброе, дорогое...
   А пока, я убиваю своё время.
   
   Сколько же написано и сказано про время! От сложно-философских понятий - что «время – это форма протекания физических и психических процессов» - до самых примитивных. Сколько раз я познавал простые и даже банальные истины, что время останавливается, если чего-то ждёшь – окончание ли скучного урока, поезда ли на вокзале – и как же оно быстро летит, когда ты с девушкой на свидании и так не хочется, чтобы свидание заканчивалось. А ведь время – величина абсолютная! И все резиновые свойства времени – это всего лишь наше отношение к событиям. Банально? Ну да. Но сколько каждый из нас должен был пережить всяких событий, чтобы открыть этот простой закон?

- Пап, а когда снова ёлка и подарки?
- На новый год.
- А когда он, новый год?
- В декабре.
- А когда он, декабрь?
- Через четыре месяца.
- Это много?
- Кому как.
- Скорее бы - вздыхаю я.
- Всему своё время.- отвечает отец.
   
   
   Эх, время... Мы всегда вступаем в схватку с тобой и всегда тебе проигрываем.

   Проблема всегда в нас, а виним мы всегда время. Мы так устроены, нам проще винить кого-то. Или что-то. Смешно, наверно, и глупо винить время. Оно, как сам Бог, спокойно взирает на наши старания жить, улыбается на наши возгласы типа «Ух, как Вовка вырос, как же время бежит!» Улыбается и шлёпает дальше. А мы, уже потом, когда понимаем, что время летит быстрее космической ракеты, начинаем желать этого состояния вечного ожидания какого-нибудь поезда, когда мы на вокзале смотрим на большие, настенные часы, недоумевая, почему же время стоит? Почему состояние ожидания затормаживает течение жизни. Но сидеть и «затормаживать» время нельзя, нужно двигаться. А чем больше двигаешься, тем быстрее пролетает время. Время нашей жизни. Когда нам хорошо – жизнь тает стремительно, а когда плохо – жизнь хотя бы не улетучивается, как пыль. Что лучше – пытаться его остановить или бежать и, Бог уже с ним, пусть проходит?

 - Сын, я полы буду мыть, залезай на диван — скомандовала мама.
Мне — шесть лет. Я залез на диван и уставился на часы. Больше делать было нечего и я пытался понять, в какой же момент происходит движение стрелок. Ведь движутся же они, а совсем незаметно!
- Мам, - спросил я — а что они показывают?
- Время показывают — ответила мама.
    Тогда, в детстве, когда я постигал умение понимать значение стрелочек на циферблате, у нас был старенький будильник без секундной стрелки и время для меня не бежало. А потом купили с секундной и я завороженно стоял у часов, впервые осознав – а время-то ускользает. Вот в тот самый момент, когда пытаешься понять вечность и смотришь, как тикают секунды, ты осознаёшь одну простую (и снова банальную) вещь – конкретно вот эта самая секунда в данный момент времени,.. и вот эта, восемнадцатая и ... следующая, девятнадцатая, которая пробегает нынче двадцать шестую минуту десятого часа утра, первого дня февраля месяца, одна тысяча девятьсот семьдесят седьмого года, она уже никогда не повторится. Ни-ког-да! А ты взял и бездарно профукал их, целых сто восемьдесят шесть секунд драгоценной, неповторимой жизни, вращая глазами за стрелкой. Их больше не будет, вот штука-то. А что полезного сделал за это время? Ничего! Ну, если только пофилософствовал малость. Свистят они, свистят, как пули у виска, - классик метко подметил – а ты, вместо того, чтобы делом заниматься, пытаешься понять непонятное – быстрое и медленное одновременно, цельное и обрывистое в одном флаконе, банально-простое и ... вообще ни разу непонятное...
   А время, пока мы над ним размышляем, улыбается и идёт себе, как шло. А может и не идёт. Может и нет его вовсе? Придумали себе механические устройства, которые нам показывают – вот оно, бежит своей секундной стрелочкой...
   А может я чересчур категоричен? К чему этот вечный выбор и вечные метания? Может и правда, всему своё время - время дробить камни и время стоять, пялясь на секундную стрелку. И нет тут никаких противоречий... Так и надо к этому относиться. Ведь именно тихое тиканье часов отозвалось в душе набатом, который призывал к действию. И с тех пор, я никогда не сидел без дела. Слишком рано выработалось правило – ни одного дня не должно пройти впустую, ни одной секунды. И когда организм, загнанный бешенным ритмом жизни, хотел тупо отлежаться пару дней без движения, душа к вечеру начинала протестовать, всегда возвращая к тому детскому представлению о времени. Но делать что-либо в состоянии такой усталости – бессмысленно, поэтому всегда выручали книги. Прежде всего книги! Ну или доброе, советское кино, лучше чёрно-белое. Лучшее время — время за книгами! И тело отдыхает, и душа наполняется. Вроде ничего не делаешь, но и время не теряешь. Растёшь над собой, так сказать. Книги - вот спасение! Вот где полёт во-времени. Или по временам. Чтение – лучший рецепт чувствовать себя уравновешенным, как само время...

Эх, время, время, времечко.
Жизнь не пролетела зря.
Нда-а...


Рецензии