Скандинавская ходьба по финским тропам

(Для Fontanka.fi)

Я люблю ходьбу, и Финляндия - отличная страна для пеших прогулок: чистые дорожки, тропинки, лес, холмы, озёра. Видя местных жителей, идущих с палками, понимаешь – это для них образ жизни, традиция, часть культуры.

Дорога отвлекает от суеты, настраивает разум. Скорее всего, я бы не начал ходить на большие расстояния, но завёл собаку - русского охотничьего спаниеля. Пёс лениться не позволяет. Рано утром лижет лицо, требует прогулки. Каждое утро прохожу по пять-десять километров. Собака пробегает все двадцать. Засекает мое направление, уходит вбок и гонит из леса живность. Часто бывает, под ногами оказывается растерявшийся заяц. Остановится от неожиданности, смотрит испуганными глазами, резко дёргает в сторону. Через полминуты и пёс выходит: вертит хвостом, в глазах - шальные искры. Мне это нравится.

Мне долго казалось, что длительная утренняя прогулка по какой-нибудь финской лесной дорожке - это исключительно мое изобретение. Я здесь отдыхаю, а местные - живут, работают. Казалось, но произошел такой случай: как-то раз подвозил своих друзей-финнов в город. Примерно 40 километров безлюдной дороги. По обочине шел пожилой человек. Мои пассажиры замахали ему руками через стёкла, но тот не замечал, шёл себе дальше. Я сказал: "Наверное, стоило его подвезти, ведь до города далеко". Но друзья мне ответили, что беспокоиться не надо. Юха - так звали пожилого человека - каждый день проходит этот путь. Он на пенсии, ему нечем заняться, поэтому он ходит. Для удовольствия и поддержания здоровья. Теперь я знал, что хожу не я один.

Мой знакомый Калле - строитель. Летом рубит дома, сараи, бани, а зимой обычно бездельничает и выпивает. Летом тоже выпивает, но в меру - так, чтобы утром быть трезвым и успеть вовремя на работу. Ему около пятидесяти лет. Калле, зная, что я люблю ходить, спросил меня как-то, какое расстояние я обычно преодолеваю за утро. Я не без гордости ответил: до десяти километров. Калле совсем не удивился. Сказал, что сам часто по утрам проходит все двадцать. И мне стало ясно, почему так одобрительно кивают финны, узнавая, о моей любви к ходьбе. Потому что это понятное им увлечение, близкое по духу.

Новое мое личное открытие случилось, когда я заинтересовался происхождением скандинавской ходьбы - "ходьбы с палками". Я, конечно же, знал, что многие знаменитые лыжники - родом из Финляндии. Это всегда было само собой разумеющееся. Здесь даже в школах в феврале есть "лыжные каникулы"; родом отсюда легендарные лыжи Karhu. Узнав, что скандинавскую ходьбу придумали финские лыжники, подумал: "Ну, конечно! Где как не здесь!" Изначально скандинавская ходьба (sauvak;vely) использовалась лыжниками для тренировок, когда нет снега, в дальнейшем, во многом благодаря тренеру Маури Рэпо (Mauri Repo), превратилась в отдельный вид спорта, популярный во всем мире. Когда в 1997 году фирма Exel Oyj выпустила первые палки для скандинавской ходьбы, начался настоящий бум. К 2004 году в Финляндии насчитывалось 760 000 любителей этого вида спорта - огромная цифра.

Мой возрастающий в то время интерес к ходьбе совпал с частыми поездками в Лапландию. Значительная часть северо-западной Финляндии отведена под национальные парки и так называемые "дикие зоны" - места, где обязательно надо побывать, если вы любитель рыбалки, охоты или просто пешего туризма, в частности, трекинга. В трекинге, который пришёл из США, тоже используют палки, но другие, исторически - от горных лыж. Различия между трекингом и скандинавской ходьбой довольно существенны. Сами палки - тоже разные. Трекинговое снаряжение призвано помочь в дальних походах в сложной местности, особенно в горах, поэтому палки металлические и вдобавок складные – для компактности. Конструкция прочная, но тяжелая. Главная назначение таких палок – служить опорой.

Скандинавской ходьба - это спорт, близкий к фитнесу, подойдет любому, кто хочет поддерживать себя в форме. Палки для этого вида ходьбы сделаны из стекловолокна и карбона, поэтому они лёгкие и упругие. Во время занятий скандинавской ходьбой задействована большая группа мышц, тренировка происходит за счет движения, не за счет работы с весом палки. При этом упругость карбона гасит удары о землю, не передает их в руку, что делает ходьбу комфортной и безопасной для суставов.

Основы техники скандинавской ходьбы освоить легко. Если совсем кратко, то совершайте те же движения, что и во время лыжной прогулки. То есть, делая шаг, чередуйте движения рук, в которых вы держите палки: одна рука, чуть согнутая в локте – вперед, палка под углом; другая рука – назад, палка за спиной. Стопа должна двигаться с пятки на носок.

Ну, а главное мое личное открытие в том, что ходьба - совсем не монотонное занятие, если вы умеете видеть природу. Одно и то же место, каждый день разное. Ведь меняется погода, распускаются листья, растут цветы, грибы. Теперь я знаю, что, если выйти пораньше - больше шансов встретить лису или зайца, особенно в начале лета; знаю, какие места любят змеи, где чаще выходят из леса лоси. А еще, можно просто выйти к озеру и искупаться. Попробуйте ходить - уверен - понравится.


Рецензии