Либеральная историография в начале 20 века

 В исследовании Н.П. Павлова- Сильванского(1869-1908) "Феодализм в древней Руси" раскрыта система феодальных отношений. Периодизация русского исторического процесса представляется здесь как ряд переходов царской монархии к буржуазно-парламентским формам политической власти. Первый период начинается с доисторической древности и завершается в 12 веке. Основным содержанием этого периода является государство общинного строя. Второй период ( 13- первая половина  16 в.) имел своим содержанием борьбу между общинным строем и княжеской,боярской вотчиной. Основным содержанием третьего периода  являлась победа сословного государства. Этот период распадается на две тесно связанные между собой половины: эпоху московской сословной монархии и петербургского абсолютизма, это время 16-19 веков. В течении всех трех периодов происходит смена общественных организмов-мира ,боярщины, государства. Последний государственный , период замыкается переходной эпохой разрушения старого,сословного строя и связанного с ним абсолютизма и образования после 1861 г. " нового свободного гражданского порядка ". Так все все содержание русского исторического процесса завершается переходом к буржуазно- правовой монархии. В книге "Феодализм в удельной Руси" Павлов- Сильванский утверждал ,что община есть не только русское явление ,как утверждали славянофилы. Члены общиныц владели землей по праву собственности,община была поземельной единицей,существовавшей в самое древнейшее время. Но в средние века произошло разрушение древних общинных союзов под давлением крупного землевладения. Русская барщина,пишет ученый ,"несомненно представляет собой учреждение с западной сеньорией". Юридические отношения владельческих крестьян к господам у нас и на Западе были одинаковыми,начиная с 13 века. Павлов- Сильванский понимал русский феодализм как дробление верховной власти,разделение страны на множество независимых владений. " Главной чертой феодализма,-пишет он,следует признать раздробление верховной власти или тесное слияние верховной власти с землевладением".      
 В работах профессора Петербургского политехнического института А.А.Корнилова (1862-1925) был впервые систематизирован материал по истории России 19 века и истории общественного движения. Лекционный "Курс  истории 19 века" составлен под влиянием концепции  В О Ключевского. В монографиях "Крестьянская реформа" (1905), "Очерки по истории общественного движения при Александре 2 " он восхвалял реформы как путь " к полному торжеству принципов свободы и гражданской равноправности". 
 Среди либеральных историков оригинальностью своих взглядов выделялся профессор Петербургского университета А. Е. Пресняков (1870-1929). В монографии " Княжное право в древней Руси " (1909) он защищал положение о решающей роли великокняжеской власти в Киевской Руси. Ученый отверг теорию " родового быта "     С.М.Соловьева  и славянофильскую теорию " общинного быта" и рассматривал древнюю Русь как " семейную вотчину", распавшуюся на ряд отдельных волостей. Княжеская власть  выступает в древней Руси не в сфере общественно-экономических отношений, а в сфере" особого княжьего права" Под этим термином Пресняков понимал " совокупность отношений,слагавшихся вокруг князей, по обычным нормам,независимым от обычного права народных общин ".


Рецензии