Таёжные тропы

Фото из интернета - Федосеев Г.А.

Впервые «Роман-газету» я выписал по совету любителя книг топографа капитана  Петра Ананских,  когда служил  врачом топографического отряда на Дальнем Востоке. Потом, много лет, вплоть до перевода меня в Москву в середине 70-х годов прошлого века, я постоянно подписывался на неё.

Подписка на «Роман-газету» тогда стоила гораздо дешевле, чем, так называемая «обязаловка». Что это такое? Поясняю. Во время подписной компании каждому офицеру и  сверхсрочнику «рекомендовали» выписать газеты «Правда», «Красная Звезда» и, как «довесок», окружную газету «Суворовский натиск». Остальные газеты или журналы (если на них не было лимита) можно было выписывать свободно.

 Печаталась «Роман-газета» на серовато-желтой газетной бумаге низкого качества. Переплёта как такового не было. Кроме портрета автора на обложке другие иллюстрации в газете отсуствовали. Возможно, поэтому она стоила гораздо дешевле, например, «толстых» журналов («Новый мир», «Знамя», «Октябрь»). Раньше я часто видел её в Хабаровске в киосках «Союзпечати» , но она почему-то не привлекала моего внимания.

Своей домашней библиотеки, кроме детских книг сына, тогда у нас ещё не было. Книги и журналы я брал в библиотеке отряда или у товарищей. В маленьком книжном отделе военторга на полке пылились Уставы Вооруженных Сил, труды классиков марксизма-ленинизма и другая макулатура.

Когда мы стали получать первые номера «Роман-газеты» вся семья с интересом читала повести, романы советских и иностранных авторов, публиковавшиеся в газете. Читать в нашей семье любили все. Начиная с 1957 года, газета выходила два раза в месяц тиражом несколько миллионов экземпляров.

Коротко об истории газеты. Идея организации литературного журнала для пролетарских писателей пришла в голову Ленину, а инициатива в появлении на свет этого издания принадлежит Максиму Горькому. Первый номер вышел в 1927 году. «Роман-газета» постоянно издавалась в СССР, издается в России и получила статус народного издания.

За годы существования «Роман-газеты» в ней выступило более 700 авторов. Опубликовано около 1200 романов, повестей, рассказов. В газете печатали свои произведения Шолохов, Леонов, Твардовский, Распутин, Белов, Ахматова, Солоухин. Отдавали в «Роман-газету» свои романы и повести Проскурин, Солженицын, Пикуль, Алексеев, Дудинцев, Астафьев и многие другие советские писатели.

 Романы, повести, рассказы о рабочем классе, великих полководцах,  простых колхозниках и героях космонавтах, известных ученых, прочитали миллионы людей на страницах этого доступного народу уникального издания. В газете, издававшейся миллионными тиражами, были опубликованы такие  произведения, как удостоенный Нобелевской премии роман «Тихий Дон» Шолохова, поэма «Василий Тёркин»
Твардовского, повесть «Один день Ивана Денисовича» Солженицына и сотни других известных произведений.

 Однажды мы получили очередной номер газеты, в котором была опубликована повесть Григория Федосеева «Злой дух Ямбуя». Лично мне фамилия автора ни о чем не говорила. Раньше я о нем не слышал. Газета несколько дней пролежала на этажерке, заменявшей нам книжный шкаф.

Как-то вернувшись домой после беспокойного суточного дежурства по части, я прилег на кушетку и взял с этажерки газету. Подумал, что немного почитаю и, возможно, скорее смогу уснуть.

Начал читать и сон, как рукой сняло. Я не мог оторваться от книги, настолько повесть захватила меня. Во-первых, я служил в топографическом отряде и хорошо знал особенности работы военных топографов, а автор по профессии оказался  инженер-геодезист. Во-вторых, наш отряд тогда работал не так уж очень далеко от тех мест, которые Федосеев описывал в повести.

Естественно, мне захотелось узнать о нем, как можно больше. Но тогда про интернет мы еще ничего не знали - пришлось довольствоваться краткой биографической справкой, помещённой на обложке газеты.

Федосеев родился в Карачаево-Черкесии. Окончил Кубанский политехнический институт. В 1930-х годах переехал в Новосибирск, где работал инженером, участвовал в полевых геодезических работах в Забайкалье и Восточных Саянах. Вскоре был назначен начальником отряда. Руководил топографическими работами на реках Ангаре, Средней и Нижней Тунгусках. Исследовал Яблоновый и Становой хребты, Охотское побережье, Джуджурский хребет.

В 1948 году Федосеев окончил Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии. Стал инженером-геодезистом, участником и руководителем экспедиций, задачей которых было составление карт малоисследованных районов нашей страны. Его маршруты пролегали по Хибинам и Забайкалью, по Саянам и Туве, по горам и ущельям Приангарья. Он работал с картографами, уточнявшими южные границы страны.

Во время многочисленных экспедиций, Федосеев собрал и передал в дар Академии наук большую коллекцию - экзотические растения, птицы, шкуры и рога представителей флоры и фауны Сибири, Дальнего Востока. Прежде чем стать профессиональным писателем, Федосеев около тридцати лет проработал инженером-геодезистом.

...Вернемся к повести. Она настолько поразила всех нас, что когда «Роман-газету»  прочитали  жена и тёща, я перечитал её снова. Рассказал о повести офицерам отряда, жена - сотрудникам на работе, тёща - соседкам по военному городку. И поскольку «слухами земля полнится», наша газета и библиотечный экземпляр, на полке больше не валялись. Библиотекарь вела список читателей, желающих прочитать повесть.

 Но активность читателей быстро привела к тому, что листы книги из газетной бумаги стали рассыпаться. Она стала ветхой. Сначала  листы своего экземпляра после каждого читателя я просто клеил, потом решил прошить толстыми нитками и, в конце концов, жена предложила переплести повесть. К этому времени мы с ней уже освоили  примитивную технологию переплёта книг.

 А через некоторое время какой-то «злой дух» нашу книгу потерял или присвоил – сказать трудно. Но о книгах Федосеева мы не забыли, и я при каждом удобном случае искал их в библиотеках, магазинах, на книжных развалах. Очень хотел собрать все книги, написанные Федосеевым. Но это оказалось не так просто.

Забегая вперед, скажу, что за собрание сочинений в трех томах, куда, к сожалению, не вошли многие произведения Федосеева, я недавно отдал подписное издание книг Джека Лондона (приложение к журналу «Огонек»). Не хотел расставаться с Лондоном, но Федосеев оказался для меня дороже.

Первый сборник рассказов Федосеева — «Таёжные встречи» — опубликован в 1950 году. Используя записи своего дневника, он в дальнейшем стал сотрудничать с журналом «Сибирские огни», в котором под рубрикой «Записки бывалых людей» стали печататься его рассказы.

 Годы, проведенные в неизведанных и тяжелых климатических районах тайги, не прошли даром. Федосеев тяжело заболел и в 1956 году по состоянию здоровья переехал в город Краснодар, где продолжил писать свои основные произведения. Писатель хорошо знал о своем долге перед своими героями. В романе «Смерть меня подождет» Федосеев пишет: «Это не роман и не повесть, а документальный рассказ о подвиге советских людей…».

Он просто напоминал читателям: «Я не выдумал этих людей! Они и в самом деле такие прекрасные — преданные друзья, бесконечно благородные!». Он мастерски  нарисовал удивительные портреты своих спутников по экспедициям, и в их числе своего постоянного проводника эвенка Улукиткана.

Известная писательница Мариэтта Шагинян утверждала: «Федосеев создал незабываемый образ старика-проводника Улукиткана — один из лучших образов нашей советской литературы». Думается, что эта высокая оценка мастерства Федосеева не нуждается в каких-либо пояснениях и комментариях.

Для читателей, кто пожелает ознакомиться с творчеством Федосеева, любителей приключений, увлекательных таёжных историй  и тех, кто любит необычайную природу Дальнего Востока, приведу краткий список, написанных им книг и короткие заметки к некоторым из них.

«Таёжные встречи», «Загадки леса», «В тисках Джугдыра», «Злой дух Ямбуя», «Последний костёр», «Меченый», «Мы идём по-Восточному Саяну», «Пашка из Медвежьего лога», «Смерть меня подождёт», «Тропою испытаний», «Поиск», «Живые борются». Каждую из этих книг можно перечитывать не один раз и всякий раз вы будете находить в ней что-то новое. Они не надоедают. Это не те книги, прочитав которые один раз, навсегда забываешь о них.

 В интернете практически можно прочитать или даже скачать многие из них. Почти все книги Федосеева вполне самостоятельные, хотя и родственно близки предыдущим. Но внимательный читатель заметит, что, ни и в одной книге имя Григория Федосеева не упоминается. Это почти документальные рассказы о приключениях небольшого отряда геодезистов в первозданной тайге, где порой не ступала нога человека.

 Ни в одной книге Федосеев даже не пытался изменить имена  и фамилии своих героев. Он писал: «Пусть простят мне мои спутники, что в книгах «Тропою испытаний» и «Смерть меня подождет» смещены многие фактические даты и некоторые места событий… По мотивам литературного  характера мне пришлось уплотнить материал…». Он извиняется перед соратниками и читателями.

Из многих прекрасных произведений Федосеева меня особенно тронула повесть  «Последний костер». Она целиком посвящена верному и мудрому другу – эвенку Улукиткану. Это повесть – прощание, повесть реквием. Печален конец, когда пути-дороги  Федосеева  и эвенка расходятся, как потом окажется навсегда.

 Улукиткан погиб. Он прожил девяносто лет, но не в чуме, в родном стойбище, а скитаясь по тайге, у таежных костров. Он и умер у затухающего костра. «Последний костер» оказался последним и для автора этих изумительных книг.

Известно, что повесть о волчьей стае «Меченый» Федосеев не успел закончить. Издание было подготовлено  М.Л. Гофманом, материалы к которому попали уже после смерти автора. «Местами приходилось писать самому вместо автора, — вспоминает Гофман, придерживаться его стиля. Рукопись состояла из разрозненных кусков. Автор не успел привести её в надлежащий вид».

Основные произведения писателя многократно издавались за рубежом – в Болгарии, Германии, Венгрии. Польше и других странах. Книги Федосеева выходили на  многих языках, и интерес к ним был огромный.

Узнав о трагической смерти своего верного друга проводника Улукиткана, писатель, уже, будучи тяжело больным, решил поставить ему памятник. Незадолго до своей смерти Федосеев поехал в далекий таежный посёлок и собственными руками установил на могиле Улукиткана геодезический знак.

 Улукиткан погиб в тайге. Непросто было найти в глухой тайге могильный холмик; еще труднее было доставить туда чугунные плиты, отлитые по заказу — ведь проехать туда на машине было невозможно. Но Федосеев  выполнил свой долг.
На четырех плитах надгробья — четыре надписи:
Улукиткан
1871—1963
Мать дает жизнь, годы — опыт.
Улукиткан
С тобой, Улукиткан, геодезисты штурмовали последние «белые пятна» на карте Родины.
1947—1953 гг.
Ему были доступны тайны природы.
Он был великим следопытом, советчиком, другом.
Гр. Федосеев

Так появился памятник лучшему другу — от друга, литературному герою — от писателя. Эта верность в дружбе лучше всего объясняет, почему так тепло отзывались читатели на строки Федосеева о своих спутниках.

Скончался писатель скоропостижно в июне 1968 года, не дожив до 70-летия. По завещанию, одна из двух урн с его прахом была захоронена в Саянах, в отрогах высочайшего пика Восточного Саяна — Грандиозного, на перевале Идэн, получившем впоследствии имя Григория Федосеева; другая — на Краснодарском кладбище.

 В Саянах друзьями и соратниками Федосеева был поставлен обелиск из золотистого оксидированного металла, в восьмигранном основании которого была замурована одна из урн с прахом писателя. Геодезисты выполнили последнюю волю товарища.

Памятник возвели верные, испытанные в совместных походах друзья, герои его книг. Их знали читатели в разных концах Земли по книгам, которые выходили на разных языках. В книгах они были выведены под собственными именами. Построить памятник Федосееву, помогли вертолетчики, доставившие их и грузы к перевалу. Помогли друзья, сыновья, совсем незнакомые люди, которым была дорога память о писателе-геодезисте. Над прозрачным горным озером, где когда-то горел походный костер изыскателей, поднялся обелиск из серебристого сплава. Он виден издалека и может служить ориентиром для путников и топографическим знаком для геодезистов.

Писатель Смердов так описывает памятник:
«На одной из металлических плит пьедестала отлиты барельеф, даты рождения и кончины вожака землепроходцев-современников и певца этих суровых и величавых вершин, на другой — его мужественные, сильные своей жизненной убежденностью слова: «… Карта… Как просто на нее смотреть и как не просто, порою мучительно трудно создавать ее!..».

Кроме того, в честь писателя названа вершина одного из хребтов. Перевал носит имя героя произведений Федосеева — Улукиткана. В Краснодаре открыт музей всемирно известного писателя, одна из улиц краевого центра, перевалы в горах Западного Кавказа и Памира носят его имя, а могила, согласно постановлению Правительства Российской Федерации, нанесена на карту российских достопримечательностей.
 
Писателя давно нет с нами, а книги его продолжают жить. Они рисуют героические характеры таежных следопытов, поэтически отображают природу Сибири, снова и снова заставляют переживать драматизм событий, выпавших на долю изыскателей.

Пожалуй, точнее всех сказала о книгах Федосеева Мариэтта Шагинян: «Книги бывают разные. Одни подобны окнам, сквозь стекла которых (светлые или мутные) читатель лишь наблюдает людей и природу, какими их описывает автор. Другие — словно раскрытые двери, и вы сразу, с первой страницы, входите в них: дышите свежим воздухом, ощущаете землю под ногами, слышите говор людей, птиц, шум реки, шум леса, словно вступили в реальную жизнь — не читателем книги, а ее участником. Вот таким свойством вовлечения в свой мир обладает Г.А. Федосеев, свойством, надо сказать, очень редким и драгоценным у рассказчика. Я раскрыла его книгу «Тропою испытаний», стоя у письменного стола, с намерением только посмотреть, полистать… Но… пахнуло ледяной свежестью, снежным бураном на далекой маленькой станции, кинулись навстречу собаки Кучум и Бойка, заскрипели полозья под грузом экспедиции, все задвигалось, ожило, потянулось вперед — и я, потянувшись вместе с ними в мир настоящих, захватывающих приключений, так и осталась стоять у стола, погруженная с головой в книгу…».

Лучше сказать невозможно…


Рецензии
А я познакомилась с Федосеевым через фильм, снятый по его повести "Злой дух Ямбуя" . Ниже оставлю ссылку на фильм, может кому-то пригодится, можно смотреть и подросткам.
Роман-газету родители выписывали в восьмидесятых. Очень интересные произведения печатали, но к сожалению, на плохой бумаге. Сейчас она пожелтела так, что читать сложно. Часть Роман-газет я оставила, часть отдала сборщикам макулатуры. Просто выкинуть или сжечь рука не поднималась, нашла в интернете обьявление: "Приедем и заберём ненужные книги, журналы". Позвонила - приехали на легковой машине, забрали, вынесла им мешок к подъезду. Сказали, что собранное сортируют, кое-что отдают в букинистический, остальное по весу сдают на переработку.

Ссылка на фильм по повести Федосеева.
"Злой дух Ямбуя 1977 Полная версия" на YouTube
http://youtu.be/lIUPqjyx5ZI
С уважением.

Наталья Крылаткова   26.09.2021 09:40     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.