Лето на Куршской Косе

     Это был конец 70х годов прошлого века, когда как-то вдруг начала пропадать мечта о коммунизме и всемирном человеческом единении в счастье. К тому же всё чаще стали бередить болезни, порождённые недостатком витаминов в голодном военном детстве. Мой муж перенёс очень сложную операцию, долго лежал в больнице, лечился в санатории, а теперь ему нужна была реабилитация со сменой своей морской профессии на что-то земное, близкое к природе. На удачу, удалось получить место начальника турбазы на Куршской косе.

     Куршская Коса - узкая, шириной от 400 метров до 3,8 км, полоска суши между солёным Балтийским морем и пресноводным Куршским заливом. Залив получил своё название по имени древних прусских племён «куршей», живших вокруг богатого рыбой залива до колонизации пруссов немцами. Длина косы - 98 километров и тянется она от города Зеленоградск в Калининградской области до литовского порта Клайпеда.

     Нам предстояло жить в посёлке «Лесное» - самом узком месте Косы. Турбаза военно-охотничьего общества предназначалась для высшего комсостава.  Гости  время от времени приезжали на рыбалку. Обслуживающий персонал был из местных, так что в домике администрации мы обустроились с полным комфортом. Обрадовало и наличие просторных вольеров, где можно было оставлять наших собак на время поездок для ознакомления с Косой.

     Это было доперестроечное время, когда Литва входила в состав СССР. Так что с первых же дней мы на мотоцикле стали обследовать всю Косу с её достопримечательностями. Первым же утром мы с собаками познакомились с превосходными местами для купания. Естественные пляжи были на всём протяжении берегов, так как основу почвы составляла сплошная полоса песка. Для выбора себе комфорта купания в зависимости от ветра мы установили на воротах турбазы флюгер, и в дальнейшем и для нас, и для отдыхающих не было проблемы с выбором пляжа.

     Рельеф Куршской Косы уникален - песчаные дюны по всему побережью, сосновые леса и березняки, высаженные для укрепления дюн. Это создаёт особый микроклимат, благоприятный для птиц и зверей, поэтому фауна Косы разнообразна. Охота в заповеднике была запрещена, и непуганые косули и олени часто приходили в посёлки, а на шоссе можно было столкнуться с переходящими дорогу кабанами.

     Вокруг нашего месторасположения было много грибов и ягод, но за особо вкусной земляникой, белыми грибами и рыжиками надо было ехать километров за  10 от турбазы. Вместе с нами приехал друг-биолог, который проводил нам мастер-классы по поиску и приготовлению деликатесных грибов. Так мы узнали гриб-зонтик, очень похожий с виду на большую поганку, из которого получалось прекрасное жаркое с нежнейшим вкусом.

     Друг писал докторскую диссертацию по орнитологии. И мы, конечно, побывали на Орнитологической станции на 23-ем километре Косы. Это была самая старая в мире Орнитологическая станция по кольцеванию и исследованию миграции перелётных птиц. Она была создана в 1901 году и называлась «Фрингилла» по латинскому названию зяблика - самой распространённой на Косе птицы.

     Вспоминаю свой первый поход к самой высокой 68-ми метровой дюне Эфа у посёлка «Морское». Названа эта дюна в честь немецкого лесовода Франца Вильгельма Эфы, посвятившего свою жизнь изучению и закреплению движущихся песков. Наверное, сейчас на дюнах проложены дорожки, мостки и смотровые площадки. Но в то время всё было девственно чистым и сложно проходимым. Ноги утопали в звенящем песке, а вокруг, куда ни кинешь взгляд, молодая поросль будущих лесов. Кульминацией трудного восхождения был удивительный вид на всё это сказочное царство. Справа виднелась неоглядная даль моря, прямо внизу слева притягивали своим спокойствием воды залива, а между этими двумя водными артериями - зелень леса и змейка асфальтированного шоссе, по которому спокойно семенила семейная пара кабанов с полосатым своим выводком. Спускаясь, обнаружили неоглядную россыпь чуть присыпанных песком зеленушек. Хорошо, что с собой был большой пакет, который очень быстро мы наполнили вкуснейшими грибами.


     Но главное чудо Косы нас ждало на обратном пути, километрах в 6-и от  «Морского». Это был танцующий лес, местные жители называли его «ведьмин». В этом месте была «пролысина» между укреплёнными дюнами. Ветра здесь постоянно меняли направление, а попадая вглубь «пролысины», крутились смерчем. Вот деревца и клонились в разные стороны и даже скручивались винтом. Так талантливый скульптор-ветер вылепил настоящее танцующее чудо.  Ходит уже современное поверье, что надо пролезть в кольцо, образованное из сплетённых деревьев, чтобы жизнь удалась.

     К сожалению, мой отпуск пролетел быстро, и я вернулась к своей обычной жизни, лишь изредка выбираясь навестить мужа. Да и он, быстро набрался сил на просторе благодатных мест и, не дожидаясь положенного срока реабилитации, вскоре привычно ушёл в море. Так закончилось наше знакомство с уникальным природным чудом - Куршской Косой!


Рецензии