Идеи и диваны. Ответ Владимиру Григоряну

                Стрелков погиб в Славянске.
                Не стоит путать с мутным Гиркиным,
                любимцем украинской пропаганды. 

                В. Григорян
          

    Владимир Григорян больше двадцати лет пишет в "Вере", "христианской православной газете севера России", и я всегда с интересом читала его тексты. Он умеет писать о людях, а это самое важное умение профессионального журналиста. я работала редактором православной программы на тв и писала для "Веры" и других сми, но по образованию филолог-древник, и поэтому даже на тв, куда пришла из университета, больше просвещением занималась, нежели журналистикой. 

    Когда началась война - по его совету я прочитала донбасский репортаж Марины Ахмедовой "Бессилие насилия", прочла и другие репортажи Марины Ахмедовой. В них упоминался Стрелков. Один раз прошлым летом она мельком видела его в Донецке, прошёл рядом с ней со своей охраной.

   Второй раз в "Начальнике Донбасса", в интервью с Александром Захарченко. Захарченко сказал, что для него Стрелков чужак, и только чужаку могла придти идея взорвать в целях обороны дома на окраине Донецка.   

   Последний её репортаж из Чечни, "Похожий на Кадырова", я тоже прочла.

   И могу сказать, что её тексты полная противоположность "Запискам отморозка" Стрелкова о чеченской войне. Для Марины Ахмедовой чеченец чеченцу рознь, она всматривается и вслушивается в людей - на то она и журналистка.

   Для автора "Записок отморозка" все чеченцы - враги. Автор не журналист, хоть и писал для "Завтра" репортажи с той войны. Но в этих репортажах нигде нет психологических портретов отдельных людей, тем более - чеченцев. Он военный, и со своей колокольни смотрит на мир и описывает его!
 
   Так что, Володя, отдели мух от котлет. Я-то пообщалась в реальности с Игорем Всеволодовичем Гиркиным (Стрелковым). Думаю, ты и сам знаешь, что виртуальное общение реального не заменяет.

    Твоя реакция - чисто виртуальная, и я бы её поняла, если бы не одно НО: прошлым летом  "300 стрелковцев" не удержали Славянск и не погибли все, как спартанцы в Фермопилах. Теперь вопрос: как ты думаешь, эти билборды согласовывали Просвирнин и К со Стрелковым и другими добровольцами?

   Я думаю, что нет. Это беда нашего времени: рекламный стиль, подмена и засада. Часто вспоминаю покойного игумена Германа Подмошенского, друга о. Серафима Роуза. Во время оно была с ним на встрече в МГУ и никак не могла взять в толк, о чём он говорит, почему мы в России счастливые люди.

    Тогда только развалился Союз, всех "прелестей" мы ещё не вкусили, но уже не так чтобы совсем безпроблемно жилось. А он - "счастливые". Мне наоборот казалось, что это они, русские эмигранты, счастливые: свободные люди в свободном мире.

   Но после до меня дошло, о чём он тогда говорил: когда всё заполонила реклама, я поняла, что без неё легче дышалось. А ведь есть молодые люди, которые в этой отравленной атмосфере  сформировались, тот же Просвирнин, редактор "Спутника и погрома", причастный к билборду со "стальными русскими".

    Вопрос на засыпку: какая часть русской молодёжи, по твоему мнению, читает православные газеты вроде вашей "Веры" и какая ежедневно травится иными прочими?

    Вы много лет тянете свою лямку по своей борозде. Но когда на марш памяти Немцова идут дети "православных журналистов", то возникает вопрос: у родителей точно всё в порядке с воспитанием собственных детей и, может, стоило с них начать, прежде чем читателей поучать?

   Прошлым летом (14-го) дочка у меня собралась к подружке в штаты, на что я ей написала:

   - Ты в своём уме? Какие сейчас полёты?   

  Она мне ответила:
 
   - Мамочка, не суди о том, чего не понимаешь.

   Слетала, вернулась. По дороге, правда, потеряла в Париже при пересадке чемодан, благо, подружка посоветовала ей в салон взять свадебное платье, а то бы не в чем и замуж было выходить. Привезла мне по моей просьбе толстую газету, где в одном номере несколько материалов про то, какие страшные Путин и Россия.

   У дочери в разных концах света подружки оказались: одна в Таиланде, другая в штатах. Штатовскую я меньше знаю, а ту, что в Таиланде - хорошо. Несколько лет в общежитии в одной комнате вместе с моей дочкой жила, но на пятом курсе бросила архитектурный и пустилась в свободное плавание. Красивая примерная девочка, мама её поваром в сельской школе работала, денег на компьютер у них не было, а какой архитектор без компьютера.

   Я тогда переживала за эту девочку, полтора года всего недоучилась. Но не так уж плохо сложилась её жизнь, видно, многому успели её в институте научить, а навыки важнее диплома.

    И вот что сказала мне дочь на мой отзыв на её рассказы о жизни подружки в штатах: квартира в аренде, автомобиль в аренде, болеть нельзя, а то вылетишь в трубу.

  - Бедная девочка, одна в чужой стране как былинка в поле, случись что - и пожалеть некому!

  - Мамочка, сейчас везде одинаковая жизнь.

   Они, молодые, не знают другой реальности, красивые слова - это красивые слова, а в реальности - банки, проценты, аренда. Всё можно измерить в деньгах.

   Я и Стрелкова отношу к молодым, тем паче, что он - москвич, а москвичей порча раньше коснулась. Это в провинции можно жить по-другому, вроде моих родителей: зимой в квартире, летом на даче, заодно и меня подкармливали, когда то теряла я работу, то не платили за неё.

   А молодёжи этот образ жизни уже чужд, сейчас даже в деревне молодые семьи попадают в "социально опасное положение", словно и нет у них земли под носом.

   Пока можно заработать в городе и купить продукты в магазине - я уверена, что подавляющее большинство горожан не вернётся к привычному нашим предкам крестьянскому образу жизни и соответствующему этому образу жизни независимому образу мыслей.

    Пока человек может сам себя прокормить - он независим, и для меня самыми свободными людьми изо всех, встреченных за жизнь, остаются старики-староверы, жившие не только "без патефонов и электричества", но и без пенсии от государства, за которое некоторые и повоевать успели. То есть воевали-то они за родину, а пенсию от безбожного государства отказывались получать: жили по-старинке, огородом, лесом да рыбалкой-охотой.

   Стрелков не такой. Он не умеет жить на подножном корме или деньги печатать. Для него и для нас ничего другого не остаётся, как зависимость от государства. И вот тут засада. Для меня нынешнее российское государство (РФ) мало чем от нынешнего украинского отличается. Что высказывания Стрелкова цитируют украинские сми, поскольку он критикует российскую позицию по Донбассу - неизбежно и закономерно. Я, правда, их больше не читаю.

   Прошлым летом читала и даже слушала: переговоры Бородая с Чеснаковым, что, дескать, деньги кончаются, и надо, чтобы Стрелков Путина публично похвалил. Ну, он и похвалил... Путин - это человек, которому подчиняется начальник пенсионного фонда, из которого я получаю свою северную российскую пенсию. А поскольку я ещё и белорусскую зарплату получаю, то за обоих президентов периодически воздыхаю:

 - Вразуми их, Господи, а то ведь без них мы сами себя не прокормим!

   Я не знаю, чем всё это закончится. В Апокалипсисе написано - чем, но я надеюсь, что мы до этого не доживём. В том числе и потому, что вопли Стрелкова, пусть и через украинские сми озвучиваемые, услышат те, кому они предназначаются - российкие власти.
            
    Ведь глобализация - это когда не знаешь, на что твои подати идут: на помощь Донбассу или тем, кто там второй год расстреливает мирных жителей. Если ты знаешь ответ, на что именно - поделись, расскажи, как должен был Стрелков конвертировать свалившуюся на него славу, что делать, кроме того, что делает: собирать помощь Донбассу и писать, кричать, вопить о том, что нельзя так поступать, обнадёжить Крымом и спустить на тормозах "собирание русских земель".

   Возможно, он наивнее нас с тобой и верил, что Россия поможет Донбассу отстоять независимость. Возможно, просто поддался порыву.

   Не появись он в Славянске - что изменилось бы? Его отличие от Алексея Мозгового или других полевых командиров, одновременно с ним сформировавших вооружённое сопротивление киевскому режиму, лишь в том, что прошлым летом он получил бОльшую поддержку в российских сми.

   Насколько я понимаю, для самого Стрелкова его известность стала неожиданностью. И сейчас, после гибели Алексея Мозгового и других командиров ополчения, не говорю уже о гибели сотен и тысяч других, безвестных жителей Донбасса, у тебя есть ответ на вопрос: что нужно было делать, чтобы защитить их? - отличный от того, что есть у Стрелкова.

    Его-то ответ простой: надо было вслед за Крымом брать Новороссию, а не признавать Порошенко "партнёром". Не скажу, чтобы меня этот ответ устраивал, потому что к кому относится это "надо"?

    Если к российской элите, то им оно надо? Нет. Им совсем другое надо. Ну а с другой стороны: что реально можно ещё сделать, как не апеллировать к власти до последнего? Где этот последний рубеж - вот в чём вопрос...


Рецензии
Наташа, я высказался намеренно резко, чтобы расставить точки над i, на самом деле мое отношение к Стрелкову намного сложнее.

Нет, я не виню его в том, что он не погиб в Славянске, ты не совсем верно меня поняла, точнее абсолютно неверно. Обвинял его в этом Кургинян, к которому я отношусь еще хуже, чем к И.И., и во время известного наезда Кенгуру по поводу оставления славянских позиций, целиком поддержал именно Стрелкова. Это, ко всему прочему, далеко за пределами моей компетенции, нужно было уходить или не нужно. Соответственно, никаких выводов на этот счет делать не могу. Речь совсем о другом. Стрелков, ты это хорошо показала в своем сегодняшнем тексте, офицер, который, грубо говоря, хорош, когда не думает, а делает. Людей он не видит от слова "вообще", и это, возможно, нормально для офицера. Опять за пределами моей компетенции, но верю, что командир Игорь Иванович хороший.

Мы оба с тобой в этом сошлись, как я понимаю, и в том, что военный он не из последних, и в том что людей не видит, не очень понимает, что за пределами войны, он не великая фигура. Я бы добавил, мягко выражаясь, не великая.
Тем не менее, он, на своем авторитете, мог продолжать бороться за Новороссию, собирая помощь, принимая тяжелораненых, устраивая в больницы и так далее. Это тоже важная работа, которая в целом укладывалась бы в образ Стрелкова. Здесь, надеюсь, у тебя тоже возражений нет.

Что же вызвало мой гнев, почему я назвал его "мутным Гиркиным"? У тебя, как мне показалось, высказывается догадка на этот счет, что Стрелков оказался в оппозиции к Кремлю, и вроде как это меня покоробило. Нет, Наташа, не это. Я тоже в оппозиции, более того, в ярости, что наша власть позволяет больше года убивать наших на Донбассе, что не ввела миротворцев весной прошлого года, что убивает командиров Ополчения, пытаясь все взять под контроль, и т.д. и т.п. Как раз в этом вопросе наши взгляды с И.И. не сильно-то и расходятся.

В чем же дело?

"Твоя реакция - чисто виртуальная"

Нет, моя реакция не виртуальная. Все в точности наоборот. Это реакция на виртуализацию Стрелкова, на его превращение в не очень умного блогера и довольно глупого политика. Долго объяснять, как он стал любимцем украинской пропаганды. Если кратко, сначала он заявил, что гражданской войной Украина целиком обязана ему - полковнику ФСБ. Не Донбасс восстал, а величайший из великих пришел и устроил войнушку. Без него и его российских орлов там все бы давно успокоилось. В Киеве только что не выли от счастья, прочитав этот бред. Но Игорь Иванович, довольный успехом, на этом не угомонился. Он рассказал, как силой присоединял Крым, вошедший в состав России якобы добровольно. Поведал как нагнул сомневавшихся крымских депутатов. В Киеве уже не выли даже, там просто обалдело хлопали глазами, не веря своему пропагандитскому счастью. Чем еще отметился И.И. на ниве политики и блогерства? Спутался с мутнейшим из мутных Эль-Мюридом, сделав ему рекламу. Попытался принять участие в Русском марше, что вызывало, мягко говоря, удивление, ведь Ополчение, Антимайдан строго интернациональны, в отличие от "Азова" и т.д. Насилу отговорили И.И. от этой глупости, но осадок у многих остался отвратительный. И дело даже не в марше. Просто накатывало понимание, что насколько И.И. хороший офицер, настолько он кошмарен, как блогер и политик.

Честно?

У меня нет особых сомнений, что его используют наши враги. Не враги Кремля, а НАШИ враги. Их ходы, методы не трудно просчитать, там свои шаблоны. И все, что со Стрелковым происходит, к сожалению, в эти шаблоны целиком укладыватся. Лично он мне весьма симпатичен, того восхищения, как прежде, конечно, нет, но все-таки обаятельнейшая фигура. Но... лишенная того стержня, который помог горстке людей в Российской империи сохранить верность государю. И.И. к сожалению "думающий" офицер, как только лишается, хотя бы ненадолго, дела, так и начинает "думать". И вот такие "думающие" и устроили у нас революцию. Точнее их руками ее устроили. Я отношусь к этой породе людей без презрения, без какой-то неприязни, там масса замечательных личностей была, тот же генерал Корнилов. Но они определенно не мои герои, а нередко ситуативно оказываются врагами моей страны. Не осознанно, а потому что что-то отсутствует маленькое, но важное в душе, в голове, какая-то хреновина, которая у графа Келлера была, а у Корнилова ее не было. Отсюда и мутность и всяческие глуповатые глупости.

Владимир Григорян   16.06.2015 16:25     Заявить о нарушении
А "НАШИ" - это кто? То есть кто это - МЫ?
Про госпитали и помощь раненым -согласна, так ведь он это делает, очевидно, ты имеешь в виду, что больше надо делать, меньше говорить.
Когда мы вышли от Стрелкова, муж мне сказал:

- Надо же, до сих пор добровольцев переправляют, а потом без рук- без ног они остаются.

На что я ответила:

- Взрослые люди сами за себя отвечают.

В принципе я понимаю, о чём ты:Стрелкову не хватает сострадания, мудрости и прочих замечательных душевных качеств, которые раньше были у некоторых доблестных русских офицеров. Ну вот раньше были, а сейчас нет. Я ведь об этом и написала: надо принимать молодёжь такой, какой она сформировалась в том числе и по нашей вине. Возможно, ты так не чувствуешь. А я вот так чувствую: то, что происходит сейчас, расплата за нашу, мою, глупость и соглашательство.

Что кто-то вертит Стрелковым - я не верю, он сам по себе такой, для него существует его мнение - и неправильное. Возможно, через эту слабость и можно его подцепить. Но ты пропустил то, что для меня главное: кто там его цитирует, украинская пропаганда или российская - для меня большой разницы нет. Ну, наговорил лишнего. Обижается, что не пускают на госканалы, не показали в фильме про Крым. Ну так что теперь: его слабости не заслоняют для меня его сильные стороны - умение действовать решительно в нужный момент.

Для тебя эта решительность, как я понимаю, называется иначе - безрассудство. Ну тогда объясни, как правильно...

Вообще-то особого смысла нет, Стрелков не прислушается. Но я всегда за диалог!

Наталья Чернавская   16.06.2015 17:04   Заявить о нарушении
Проблема не в решительности, а в том, что таких людям, как он нельзя соваться в политику, в том числе через блогерство. Своими неумными высказываниями Стрелков принес очень много вреда. Он создал картинку, что вот есть такой полковник ФСБ, который присоединил Крым и поднял восстание на Донбассе. Это неправда, которая принесла огромный вред Донбассу и России в информационной войне с Западом и Киевом. Не он присоединил и не он поднял. Мне после этих выходок трудно говорить о его пользе для дела. Такие вещи не прощаются, именно потому что слишком много вреда. Причина по которйо Стрелков все это нес - его самолюбие. Для офицера жертвовать делом, ради самолюбия - непростительно. Мне тяжело о нем говорить, если честно.

Владимир Григорян   17.06.2015 01:44   Заявить о нарушении