Джордже марьянович

Концерты Ив Монтана  буквально ошеломили москвичей. Парижские мелодии напевали все - от мала до велика:  "Когда поёт в Москве Монтан, пустым становится студентческий карман, и сокращаются расходы на питанье, когда поёт в Москве Монтан"- распевали студенты. Раскованность, доверительность,  элегантнось и лёгкость артиста покоряли, в то время, как об одном нашем артисте, гастроливавшем за рубежом, пресса написала:" Советский Монумент" впечатления не произвёл!" Приоткрылся  "железный  занавес", и мы теперь могли наслаждаться, и( да простят меня  коммунисты)по учиться у мастеров "загнивающего Запада". Лично для меня, примером для подражания стал артист, который вскоре  после Монтана приехал из братской( но тогда загадочной) Югославии-  Джордже Марьянович.  На мой взгляд, Джордже никогда не был просто вокалистом, он был великолепным
эстрадным артистом ,умело и талантливо использующий материал песни, причём стихи , мне кажется, имели для него значение первостепенное.
Джордже  много раз приезжал в Россию с гастролями и обожал Москву. Когда я пою:"Три года ты мне снилась, а встретилась  вчера",- говорил он в одном  интервью, я пою не
  любимой  женщине, а любимой  Москве. Позже в Белграде Джордже  рассказывал, как в период, когда его не пускали в Россию (Был такой период!), он поменял свою квартиру на другую, рядом с Советским  Посольством, и "вылавливая" в толпе  россиян, зазывал в гости, чтобы  послушать милую его сердцу русскую речь.               
Только контрамарки," выцыганенные" у гл.  администратора(М,Б. Муляж) позволили нам попасть на концерт Марьяновича в "России". Всё в нём восхищало и, в тоже время,  несколько удивляло! Его манера одеваться , признаюсь, на всю жизнь врезалась в память, и часто, примеряя новый сценический наряд, я задумываюсь, а надел бы это  Джордже Марьянович? Его невероятное сценическое обаяние и раскованность обвораживали: он мог задумчиво стоять у портала, а затем усаживался на авансцену, свесив ноги, а исполняя песню о жарком Сингапуре,   Марьянович элегантно раскинулся на полу сцены, как на пляже. Я был восхищён тем, как этот артист  работаетет  со зрителем, выходя  в зал. Признаюсь ещё, одну мизансцену, когда Джордже в зрительном зале протягивает руки к сидящим на балконе и, естественно, не дотягиваясь, залезает на спинку  кресла, я, мягко выражаясь, позаимствовал у Мастера и пользуюсь до сих пор. В антракте в курительной комнате я увидел, пыхтящего трубкой,  похожего на Хеменгуэя,  Валю Терехова - дипломата, работавшего несколько лет в Белграде, и он, облабызав, пригласил нас с Розой на ужин, который они с Наташей  (женой- кареглазой мадонной," заразившей меня" Игорем Северяниным,   которого знала наизусть и великолепно читала в кругу друзей)  устраивают  в честь Марьяновича, с которым  подружились в Белграде.  К моей великой радости я познакомился с Джорджем лично и подружился, как  оказалось , на всю оставшуюся жизнь.
                В этот  приезд в Белград мы с Розочкой работали сольные концерты в роскошном  концертном зале только что построенного  отеля "Югославия". На первом же концерте я увидел в зрительном зале Джордже. -:"Друзья!"- обратился я к залу,-"В этом зале великолепное освещение, но у меня, видимо, что-то со зрением? Мне показалось, что в 13 ряду сидит Джордже Марьянович!" Зал разразился овацией. Джордже приподнялся, раскланялся и собрался  было  сесть на место , но я настоятельно попросил его подняться на сцену. Песню югославских цыган "Джелем" мы пели вместе с Джордже Марьяновичем! ( подпевал весь зал). У меня с собой были сувениры( балалайка, матрёшки и.т.п.- обычный  набор туриста), я их вручил
     Джордже, а он пршептал:"Не отдавай всё, завтра будем также!" 27 концертов было по плану- Джордже приходил 26 раз,( на один концерт  несмог придти и при этом ещё  извинялся). На следующий день меня разбудил телефон, звонил Марьянович уже из хола гостинницы.Спустившись, я  увидел такую картину:вокруг Джордже собрались, одетые во всё чёрное, женщины, приехавшие из дальних селений на поклон "Тито гробу"( недавно умер Тито). Поговаривали, что Джордже Марьянович популярен только в Москве, а в Югославии про него давно забыли, так вот ,я собственными  глазами увидел, как обажают Марьяновича и Сербы и Хорваты и Черногоцы... Простые крестьянки старались прикоснуться к его одежде, заглядывали ему в глаза, и при этом их глаза светились счастьем, как будто перед ними стоял не  Джордже Марьянович, а сам Иосиф Броз Тито.   
                В нашем, к счастью, просторном и красивом "люксе" мы пели, Роза учила Джордже танцевать по-цыгански, я переписывал ему тексты наших песен. Мы рассматривали фотографии наших и его   детей, с которыми познакомились позже у него в доме. В одном   интервью на вопрос не боится-ли популярный артист стать дедушкой, имея взрослых дочерей, Марьянович   пошутил:"Я не боюсь стать "дедушкой", но не понимаю, как я буду спать с "бабушкой!" Время близилось к обеду   и, признаться, очень хотелось есть. Конечно, Роза давно уже приготовила на маленькой плитке, работающей на спиртовых таблетках, огромную кастрюлю борща( на балконе, чтобы не дать возможности дежурной по этажу насладиться волшебным  ароматом), но стеснялась предложить" трапезу" гостю, однако, Джордже с радостью согласился оценить кулинарные способности цыганской "королевны", очень хвалил и попросил научить его жену(Элли- белокурую красавицу из Белоруссии)  готовить борщ  по-цыгански. Гастроли кончились. 
Расставались тяжело...  Джордже  явился с огромной бутылью(четверть!)Сливовицы- ракии.   Выпили по рюмке-:"Остальное- на  дорожку. Выпьешь со своими артистами за моё здоровье"- грустно сказал Марьянович, и видно было, как заблестели его глаза. -:"На вокзал я не поеду, ведь поезд отправится в Москву, а мне туда нельзя...".  Затем Джордже, вдруг резко повернулся к Розе и попросил-:"Погадай, ведь ты же знашь, колдушка?" Роза посмотрела на протянутую ладонь-:"Вот видишь, эта линия говорит, что мы скоро встретимся... но не здесь... не на твоей земле... Мы встретимся в Москве!", и
своим,   уже тоже влажным, носовым платочком смахнула слезу со щеки  Джордже Марьяновича ."   
                В молодёжной редакции  ЦТ, где нас с Розой часто  снимали, с  интересом слушали наш рассказ  о Джордже Марьяновиче, и главный редактор Евгений Петрович Широков , взмахнув руками, сжатыми в кулаки, изрёк:" Э то надо снимать!", а спецкор Регина Ильченко( автор передач  "А ну  ка, девушки", "Браво, артист!", "Когда поют солдаты" и др.), продолжила, повторив  интонацию шефа -" А у меня сюжет почти готов!".
-:"Алло, Печка!",- так, дурачась, называл меня Марьянович,-"Твоя колдушка нагадала правду! Я еду в Москву!"
            Сюжет отсняли очень быстро, на одном дыхании - Джордже Марьянович во всей красе(режиссёр- Оля Маркичева) предстал перед телезрителями: "Хотят-ли русские и югославские.  хотим-ли мы, друзья, войны?!!
Командировку Джордже оформили на 10 дней, и у него  оставалась  уйма свободного времени, которым он, по-моему не очень понимал, как  надо распорядиться , а у нас, как назло, началась "праздничная компания"( артисты "Москонцерта" знают!), и я не нашёл ничего лучшего, как пригласить Джордже на последний концерт( а было в этот день-5)    в" Доме Журналистов", где мы после и поужинаем в уютном ресторанчике.
День выдался дождливый, на дорогах пробки, в  общем,    мы ужасно торопились, опаздывая на концерт, сидя в машине в концертных костюмах. Бегом поднимаясь по мраморной лестнице " Домжура", я услышал свою "Джелем" - пел Джордже Марьянович!  Дождавшись окончания песни, под оглушительные апплодисменты    Марьяновичу, мы с Розой, как ни в чём ни бывало, вышли на сцену и уже втроём, совершенно триумфально закончили концерт. -:"Понимашь, этот  паразист!( пародист-Вадим Армянинов) начал дразниться на меня! Лёг на сцене и сказал, что он - Джордже Марьянович! Что он недавна приехал из границы, с Мытишчи!"- смеясь, рассказывал за ужином, заглянувшему на наш огонёк Кобзону, Джордже.-"Я пошёл на сцену и сказал, что    я- Джордже Марьянович, и это я приехал из Белграда к друзям цыганским -Розе с Печкой!" 
Наши пути в творчестве, к счастью, пересекались на протяжении всей жизни: "Мелодии друзей", фестиваль "Славянский  базар", "Друзья встречаются вновь" и много, много эстрадных галоконцертов, в которых Джордже Марьянович был желанным гостем и украшением,   но   один звонок   остался  в памяти    до сегодняшнего дня:  - «Алло, привет старых щаблет! Узнаёшь?»  (Два часа тому назад умерла Роза).-:  «Как там наша колдушка,   чево наколдовала?»-: «Она умерла…» выдохнул я в телефонную трубку и   услышал, как на том конце провода трубка упала на пол.                               


Рецензии
У Вас редкий дар писателя. Мне жаль Розу. Сочувствую и скорблю со всеми, кто был причастен к ней. С уважением Светлана Юшко

Светлана Юшко   23.06.2015 19:00     Заявить о нарушении
СПАСИБО, ВЫ ОЧЕНЬ ДОБРЫ!

Пётр Деметр   23.06.2015 22:20   Заявить о нарушении