О фильме Битва за Севастополь

Есть несколько стратегий выживания государства в постоянных войнах, самая неудачная была продемонстрирована империей Ацтеков. захватить как можно больше земли и людей, создать империю на штыках, где провинции ненавидят метрополию. Такая империя может быть огромной, но как только появляется серьёзная сила, угрожающая метрополии, то провинции поднимают восстания, или их солдаты бросают оружие и дезертируют. Так и произошло с этой империей, которая, хоть и имели миллионы подданных, была разбита небольшим отрядом. Одна из черт такой империи - неспособность выработать адекватную, не кровавую культуру. Культ массовых жертвоприношений не приносит никакой общности, таких людей ничего не связывает, а только разъединяет. СССР по сути проводил туже политику. Её можно описать так: Воровать, врать, угрожать и убивать. СССР после пакта Молотова-Риббентропа напал на Польшу, украл её территории. Обвинил Финляндию в агрессии и развязал против неё войну. Аннексировал Эстонию, тоже с помощью вранья. Аннексировал Бессарабию и проч. На захваченных землях развернулись массовые репрессии, что очень плохо сказалось на лояльности населения. Кто хочет быть союзником такой страны? Только тот, кто сам исповедует такую же политику, удивительно ли, что после этого у СССР ни осталось ни одного союзника по выбору, а не по несчастью? Что бы было, если бы СССР имел не деструктивную культуру, умел находить союзников? Даже если бы были подписаны секретные протоколы к пакту, то можно было бы сохранить часть Польши, Финляндию и Румынию до какого-то момента в союзниках. Это значит иметь буфер в 200 км в виде Польши, что несколько бы снизило дальность первых авиаударов в войне - радиус действия одномоторных истребителей Германии тех лет был порядка 400 км, а также уменьшило бы глубину авиаразведки. Аэродромы Финляндии могли бы служить не Рейху, а СССР, с финских островов можно долететь до северо-востока Германии на истребителях дальнего радиуса действия. Не меньшее значение имела Румыния. В 1939 году она могла бы стать союзником России, но аннексия её территорий с последующими репрессиями настроили многих граждан этой страны против СССР, что отчасти и стало причиной её союза с Рейхом, а это не только помощь в войне против СССР солдатами и военно техникой, это поставки нефти, которые обеспечивали десятки процентов потребностей Рейха, именно эта нефть позволила сформировать запасы для нападения на СССР, и вести длительную войну. Потребности Рейха в этой войне были очень велики, нужно было заправлять не только танки, грузовики и самолёты для восточного фронта, но и подлодки, авиацию ПВО, технику на средиземноморье, снабжение войск в Африке требовало иногда сотен самолётов, танкеры с топливом часто терялись из-за действий союзников, Рейх быстро стал топливо дефицитной страной. Но, чтобы не потерять румынскую нефть, нужно оградить нефтепромыслы от бомбардировок, а с Севастополя можно было отправлять бомбардировщики в сопровождении дальних истребителей к этим нефтепромыслам. Поэтому было важно взять Севастополь, его длительная оборона позволила оттянуть на себя много сил, что дало время для подготовки обороны Москвы. Эта оборона была героической, однако с эвакуацией раненых и пленных вышло хуже, чем в Одессе. В фильме «Битва за Севастополь» это показано. Увозили только самых ценных людей, использовали подлодки, авиацию. Очень правильный вопрос задал эмигрант из России главной героине(приблизительный текст): «Вы просите оружия, военной помощи, но сами нападаете на других, это правильно?» В фильме мы не дожидаемся оправдательного ответа по существу. Может быть, тут и нет оправдания. Интересен диалог лётчика и врача Бориса, который уверен, что войны не будет. Лётчик его говорит, что война уже идёт, только тот не хочет этого признавать. Видимо, имеется в виду аэрофотосъёмка советской территории, производимая незадолго до войны, которая почему-то не стала поводом для подготовки к отражению агрессии.
Главная героиня — Людмила Павличенко. Что мы о ней знаем? Практически ничего, кроме того, что у ней суровый характер, упорство в учёбе, отец — солдафон НКВДшник, который, видимо, хотел мальчика и разочаровался в дочери, хотя делал из неё мальчишку. Ещё она стрелять умеет. В этом её особый талант, попадать в цель и маскироваться. Это делает её особенной. Уметь убить человека, лицо которого видишь, непросто. А если это делать постоянно, то можно увлечься. Когда она идёт на задание с напарником и начальником Леонидом, стреляет по ногам солдата и смотрит на Леонида с улыбкой, которой хочет сказать: «Да, есть во мне немножко садизма, но тебе это не угрожает». Её нарушение душевного равновесия показано и в сцене, где она стреляет по стене, несколько опасно, понимает это только тогда, когда близко к мишени выбегает ребёнок. То есть она сама о себе ничего особенного рассказать не может, но становится объектом внимания разных людей, как так происходит?


Рецензии