Из книги Зоhар. Ваэра 32-50

ЧЕТЫРЕ ОСНОВЫ: ОГОНЬ, ВЕТЕР, ВОДА И ПРАХ

И являлся Я Аврааму, Йицхаку и Яакову
С именем Бог Всемогущий,
А с Именем Моим Господь не открылся им.

Рабби Хизкия открыл:
Блажен человек, которому
Господь не вменит греха.

О, сколь бесчувственны те человеки,
Которые не знают и не размышляют,
С какою целью пребывают в Мире Сем,
А ведь когда Святой, благословен Он,
Мир сотворил,
Он в образе Своём соделал человека
И устроением таким его устроил
Чтоб в Торе он усердствовал
И шёл Его Путями.
 
Ибо,
Когда был сотворён Адам,
Из Праха Храма Нижнего он обустроен был:
Четыре Мира стороны соединились в Месте,
Которое зовётся Храмом.

И эти
Четыре Мира стороны соединились
Со сторонами четырьмя,
Которые собою представляют
Основы Мира:
Огонь и Ветер, Вода и Прах.

Четыре эти стороны соединились
В четырёх Основах Мира.
Из них Святой, благословен Он,
Устроил Тело Высшем устроением.

И Тело это сложено из двух Миров:
Из Мира нижнего Сего,
И Мира вышнего.
 
Сказал рабби Шимон:
Приди, узри:

Четыре первых – это Тайна Веры.
Они же – Праотцы для всех Миров
И Тайна Высшей Колесницы
Святой.

Четыре сих Основы,
Огонь и Ветер, Вода и Прах,
Сии суть Тайна Высшая.
Из них выходят
Золото и Серебро,
Медь и Железо,
А ниже этих – другие
Металлы, по их подобию.

Приди, узри:

Огонь и Ветер, Вода и Прах.
Они суть Первые и Корни
Как вышних, так и нижних –
И нижние, и вышние на них стоя;т.

И их четыре – для Мира четырёх Сторон,
И в четырёх они стоя;т, и это
Север, Юг, Восток и Запад.

Они и есть четыре Мира стороны,
И в этих четырёх они стоя;т:

Огонь – в стороне Север,
Ветер – в стороне Восток,
Вода – в стороне Юг,
Поскольку Юг жарок и сух,
Вода же холодна и влажна.
Прах – в стороне Запад.

И связаны четыре эти с теми четырьмя,
И все они – одно,
И
Четыре Металла производят,
Золото и Серебро, Медь и Железо.

И вот, двенадцать их,
И все – одно.
 
Приди, узри:

Огонь – он в Левой, Северной,
Поскольку у Огня есть власть над Жаром,
И Сухость в его власти.

Противоположен ему Север.
Смешавшись же в одно, они едины.

Вода же – в Правой, Южной стороне.
И дабы воедино их соединить,
Святой, благословен Он,
Соделал характер одного подобным
Характеру другого.
 
Север холоден и влажен – 
Огонь горяч и сух.
И Он замену сделал для Южной стороны.
Юг горяч и сух –
Вода же холодна и влажна.
Святой, благословен Он,
Смешал их воедино.

Исходит с Юга Вода
И на Север приходит,
И с Севера Вода истекает.

Исходит с Севера Огонь,
И под Юга власть приходит,
И с Юга власть Ж;ра в Мир исходит.
Ибо
Святой, благословен Он,
[Соделал так, чтоб] в долг давали один другому.
И каждый в долг даёт собрату из того,
Что полагается ему.

Подобно этому, чтоб Ветер и Восток
Давали каждый в долг собрату
И включались – этот в этот,
Соединяясь воедино.

Приди, узри:

Огонь – он с этой стороны,
Вода же – с этой стороны,
И они – в раздоре.

И входит между ними Ветер,
И обе стороны удерживает он.
И сказано об этом:
И Ветер Божий [Дух], витающий над Ликом Вод,

Поскольку сверху с этой стороны стои;т Огонь.
Вода же стои;т (над Ликом Земли).

И Ветер входит между ними,
И обе стороны удерживает,
И прекращает их раздор.

А Прах –
Вода стои;т на нём и Ветер, и Огонь, –
От всех он принимает
Силою тех трёх,
Которые стоя;т на нём.

Приди, узри:

Вот, Ветер и Восток.
Восток горяч и влажен.
И Ветер горяч и влажен,
И потому удерживается он в обеих сторонах.
И, поскольку
Огонь горяч и сух,
А Вода холодна и влажна,
Ветер горяч и влажен,
И стороной горячей он в Огне удерживается,
А стороною влажной он удерживается в Воде.

И потому он примиряет их между собою
И прекращает раздор между Водою и Огнём.

Прах холоден и сух
И всех поэтому он принимает на себя.
И все в нём совершают свои действия.
И принимает он от всех,
Чтоб вывести их силой пропитание для Мира,
Поскольку
На Западе удерживается Прах,
Холодный и сухой.
И стороной, в которой Холод,
Удерживается Севером,
Который холоден и влажен.
Поскольку Холод Холодом удерживается,
То этим свойством Север в Западе удерживается.

А Юг горяч и сух,
И из-за Сухости своей удерживается
Тем же свойством Сухости на Западе,
Его другою стороной.

И сторонами этими двумя удерживается Запад.
 
И так же Юг удерживается Востоком,
Поскольку Юга Жар
Удерживается в нём Жаром
Востока.

Восток же Севером удерживается,
Поскольку его Влажность
Удерживается Влажностью Севера.

Теперь находим:
Южное – с Восточным,
Восточное же – с Северным,
Северное – с Западным,
А Западное – с Южным.
И все они включаются взаимно, это в это,
Сплетаясь – одно в одно.
 
Подобно этому соделывает Север Золото,
Поскольку Золото соделано от силы
Огня.
И сказано об этом:
От Севера приходит Золото,
Поскольку
Огонь удерживается в Прахе,
И Золото соделывается.
И сказано об этом:
И в Прахе его – Золото.
И это – Тайна
Двух Херувимов золотых.
 
Вода удерживается в Прахе,
И Холод во Влажности соделывает Серебро.

И вот, теперь удерживается Прах
В двух Сторонах,
В Золоте и в Серебре,
И пребывает между ними.

Ветер держится за Воду,
И за Огонь он держится,
И он выводит их обоих как одно,
И это – как медь блестящая.

А Прах, когда, как мы уже сказали,
Один, сам по себе,
То в Холоде своём и в Сухости своей
Выводит он Железо.
На это и указано тебе [в стихе]:
И если затупится железо…
 
И этот Прах удерживается в них во всех,
И все они соделывают в нём подобие своё.
Приди, узри:

Без Праха нет ни Золота, ни Серебра, ни  Меди,
Поскольку
Одалживают каждый, один другому,
От своего,
Чтоб связь возникла у одного с другим.

А Прах удерживается во всех,
Поскольку
Удерживаются в нём две стороны:
Огонь, Вода.
А Ветер
Приблизился к нему,
Поскольку
[Соединяет] эти два,
И в нём деяние своё соделывает.
 
И вот, находим,
Что когда соединился с ними Прах,
Соделал он и породил металлы
Другие, по их подобию.

Подобной Золоту Прах породил Окалину,
Зелёную, как Золото сам;.
Подобным Серебру он породил Свинец,
Подобным Меди Высшей породил он Олово,
Которое зовётся Медью Малой.
Подобным же Железу он породил Железо,
На то указывает [стих]
Железо острит железо.
 
Приди, узри:
Огонь и Ветер, Вода и Прах –
Одно в другом удерживаются все,
И в связь они вступили, этот с этим,
И нет меж ними разделения.

Но в тех, которых порождает Прах затем,
Нет связи одного с другим, как в высших.
На это и указано тебе [в стихе]:
Оттуда же и дальше разделялась на четыре
Головы.
И есть меж ними разделение.
 
И так как Силой этих высших трех
Прах порождал,
Четыре вывел он Реки,
В которых Камни драгоценные находят –
В одном, однако, Месте,
Как сказано, что там
хрусталь и камень оникс.

Число камней тех драгоценных –
Двенадцать,
И на четыре Мира стороны они.
И соответствуют они двенадцати коленам,
Как сказано:
Должн; камней сих быть двенадцать,
По именам сынов Израиля,
По двенадцати их именам.

И это – те двенадцать
Быков, которые под Морем.

Приди, узри:
Хотя, как мы сказали,
Четыре высших Стороны
Одна с другою все взаимно связаны,
И ими существуют вышние и нижние,
В существованьи Мира Главное есть Дух,
Поскольку
Всё существует Им.

И нет существования Душе
Без Духа,
И, будучи лишённой Духа хоть на миг,
Существовать Душа не может.
И в этом Тайна [стиха Писания]:
Нехорошо Душе без Знания –
Нехорошо Душе – без Духа
Существовать она не может.

Приди же и узри:
Что те двенадцать, о которых мы сказали,
Двенадцать тех камней –
Они и есть двенадцать
Быков, которые под Морем.
Поэтому двенадцать предводителей их возложили
Во всесожжение – всего двенадцать тельцов.

И всё это [о чём сказали мы], есть Тайна высшая.
И кто слова постигнет эти,
Постигнет Тайны Высшей Мудрости
И суть всего, что в ней.
 
Сказал рабби Шимон:
Так рабби Хизкия сказал:
Когда Святой, благословен Он, Человека сотворил,
Из Праха Храма Нижнего тот сотворён был.
Душа же ему была дана
Из Праха Храма Вышнего.

И так как сотворён он
Из Праха нижнего,
То три Основы Мира с ним соединились.

И так как сотворён он
Из Праха Вышнего,
То три Основы Мира с ним соединились,
И Человек восполнился.

И сказано об этом:
Блажен человек, которому
Господь не вменит вины,
В чьём духе нет лукавства.

Когда Господь не вменит вины?
Когда лукавства в духе его нет.

===========

Файл в формате PDF с комментарием Й. Ашлага "Сулам" здесь:
https://yadi.sk/i/WrBluqZjgzMSG


Рецензии