Парные портреты

Рассказы Немиловой о картинах в Эрмитаже.
Перефраз главы «История парных портретов супругов Строгановых. Работы Элизабет Виже – Лебрен».
В Эрмитаже прекрасно представлены работы модной художницы Элизабет Виже – Лебрен, которая получала заказы и в Париже и в Вене. Особенно много русских портретов она создала во время пребывания в Петербурге. Лучшим произведением, из числа картин Элизабет представленных в Эрмитаже, считается великолепный портрет Григория Александровича Строганова. Фактура этого портрета широка и живописна. Картина написана в Вене в 1793 году. Сначала портрет принадлежал семье Строгановых, затем В. А. Шереметьеву, а в 1920 году поступил в Эрмитаж.
Я считаю, что картина эта очень красочна. При взгляде на неё сразу веет стариной. Калейдоскоп ощущений от этой картины совершенно разнообразен. Кажется, что с одной стороны на этом портрете показана мода одежды того времени, а с другой стороны, если не знать дату создания картины, можно подумать что кто-то из современности решил выделиться из общей массы однообразия в стиле нынешней одежды и окунулся в атмосферу прошлого. Когда смотришь на эту картину, кажется, что время остановилось: ведь, если не знать, не догадаешься, что здесь за век и что за человек. Но от картины чувствуется невероятная энергия творчества, видно сколько невероятных усилий и эмоций было вложено художницей в эту работу.
Все сведения об этой картине были настолько ясны (о ней много упоминаний в литературе 19 века), что казалось, ничего нового о ней узнать не возможно, если бы в дневнике Виже – Лебрен не было записи о существовании парного портрета, изображавшего жену Григория Александровича Анну Сергеевну Строганову.  Этот портрет поступил в музей в 1931 году из собрания Строгановых. Портрет Анны Сергеевны Строгановой с сыном на руках появился в Эрмитаже одновременно с портретом Екатерины Николаевны Меньшиковой, держащей на руках ребёнка, также работа Виже-Лебрен. Эти портреты были перепутаны из-за схожего описания, и портрет Строгановой под именем Меньшиковой оказался в Эрмитаже, а настоящий портрет Меньшиковой был отдан в другой музей. Портрет Строгановой находился в Эрмитаже под чужим именем до 50 годов 20 века. Когда справедливость была восстановлена, этот портрет записали как парный портрету Григория, но в 60 годах исследователь Немилова усомнилась, что этот портрет парный с портретом Григория. Во-первых, портрет Анны Сергеевны, в отличие от портрета Григория Александровича, был прямоугольным, а не овальным и, во- вторых, был написан позднее. В – третьих, он более подходил к петербуржской серии портретов Виже-Лебрен, а не к венской. Вскоре второй портрет Анны Сергеевны был найден искусствоведом Немиловой. Он полностью соответствовал портрету Григория Александровича и по своей форме, и по периоду своего написания. А вот парный портрет Григория к первому портрету Анны так и не был найден.  Судьба этого портрета навсегда осталась неизвестной.
Что касается первого портрета Анны Сергеевны Строгановой с сыном на руках, то мне он почему-то напомнил икону Богородица с младенцем. Оба этих портрета: и портрет Григория Александровича Строганова, и портрет его жены с сыном на руках, да и вся эта глава «История парных портретов супругов Строгановых» из книги Немиловой доставили мне удовольствие при просмотре и прочтении.



5 апреля 2014 года.


Рецензии