Совершенствование антинаркотической правовой базы

Для того чтобы грамотно заниматься проблемами совершенствования законодательства в сфере противодействия распространению эпидемий наркомании и ряда сопутствующих заболеваний (СПИД, гепатит), а также росту связанной с этим преступности в России, нужно изучить причины возникновения этих явлений, иметь представление о механизме становления наркомании, ознакомиться со статистическими данными, из которых вытекает математический закон об экспоненциальном росте (геометрической прогрессии)  заболеваний наркоманией, и всего, что с ней связано.
В числе глобальных наркопровоцирующих факторов можно назвать фактор необходимости сохранения общечеловеческих ценностей, т.е. фактор аксиологической безопасности. Идет информационная война, в ходе которой разрушаются ценности людей, которыми становится легче манипулировать тем, кто в этом заинтересован. Международный терроризм  использует и эти «тонкие» методы разрушения государства! Для исследования реальных механизмов вытеснения наркотиков из ценностного сознания социализирующихся поколений важны усилия людей гуманитарных специальностей: культурологов, философов, историков.
В  Библии говорится: «Истреблен будет народ за недостаток ведения (знания)». Вторым глобальным наркопровоцирующим фактором следует назвать вопиющую неосведомленность о механизме действия наркотических веществ не только подростков, но и тех людей, которым эти знания необходимы по роду их занятий. Это, прежде всего, сотрудники органов МВД, ФСБ и других спецслужб. Террористический акт на Дубровке мог бы закончиться меньшими потерями, если бы общество (и те, кто спасал заложников, и сами заложники) обладало необходимыми знаниями. Тем, кто выжил, и сейчас необходимы знания о том, что прием наркотических средств является токсикологическим стрессом, что его наложение на предшествующий психологический стресс может вызвать устойчивые депрессивные состояния, для лечения которых нужно привлекать специалистов психоневрологов. 
Применим к наркомании утверждение ведущих патологоанатомов России о двух параллельно протекающих процессах - патологическом и адаптационном (приспособительном), связанным с дестабилизацией гомеостатического контроля важнейших функций организма, с последующим восстановлением измененного гомеостаза и появлением наркотической зависимости.
Первопричиной развития первого патологического процесса даже при однократном приеме наркотика (включая алкоголь и табак) является нарушение жидкокристаллического состояния биомембраны, что мешает ее нормальному функционированию и прохождению через нее нервного импульса. Возникают комплексы из молекул наркотических веществ и белковых молекул организма с помощью сильной полухимической связи. Это напоминает процесс естественного старения организма, при котором увеличивается число поперечных сшивок молекул и возрастает степень кристаллизации биомембран. При взаимодействии молекул наркотиков с молекулами ДНК появляются точечные мутации. Это - «пришитая» к спиральной молекуле ДНК молекула наркотического вещества.
Далее наблюдается частичный распад синаптических мембран и грубое нарушение нервного контакта в этом участке. Говорят, что у наркомана - "дырки" в головном мозгу.  Это и есть те участки головного мозга, через которые теперь не могут проходить процессы возбуждения и торможения. Это похоже на атеросклероз. Парализуется работа мембран и клеток. Потом происходит гибель клеток и их последующее "самопереваривание". Организм уничтожает собственную ткань. Развиваются аутоиммунные заболевания, имеющие те же симптомы, что и СПИД, и приводящие к преждевременному старению и к смерти.
Второй параллельно протекающий процесс связан с тем, что в процессе эволюции в живых организмах, в том числе и в организме человека, создан уникальный механизм приспособления (адаптации) организма к любым внешним изменениям, которые совместимы с процессами жизнедеятельности.
При регулярном приеме наркотика в результате описанного выше первого процесса начинаются патологические изменения во всем организме, параллельно  функциональные системы организма борются с возникшим изменением гомеостаза. Через длительное время, когда организм запустил в действие механизм приспособления к факту постоянного присутствия в организме наркотического вещества, вырабатывается качественно новый гомеостаз, при котором функциональные системы организма следят уже за тем, чтобы наркотик все время присутствовал в организме. В этом суть наркотической зависимости. За тем, чтобы наркотик постоянно присутствовал в организме, следят посредством специальных отделов мозга специальные рецепторы. Говорят, что в организме образовались "рецепторы наркотической зависимости", а в мозгу - "центр наркотической зависимости".
После приобретения человеком наркозависимости, изменения его гомеостаза, требующего теперь на физиологическом уровне постоянного присутствия наркотика в организме человека, эта потребность в наркотике приобретает силу инстинктивного влечения, такого же, как голод, или жажда. Все поведенческие акты такого человека подчинены одной цели – достать и принять наркотик. Ради этого он способен на любые преступления против личности, против государства. Такое развитие событий является уже реальной угрозой глобальной и национальной безопасности, если учесть то, что уже сейчас число вовлеченных  в процесс наркомании составляет несколько миллионов человек, и каждые два года идет удвоение этого числа.
Если человек прекращает прием наркотика, то его организму нужно снова пройти сложный и длительный по времени путь выработки нового гомеостаза.
Если же человек приобрел наркотическую зависимость, но потом прошел дезинтоксикацию, лечение и реабилитацию, все равно в его мозгу остается структурный след памяти, то есть, след, связанный с изменением структуры в какой-то части мозговой ткани. Даже через несколько лет после прекращения употребления наркотиков любое незначительное воспоминание, встреча со старыми друзьями, с которыми пробовали наркотики, приход на ту же дискотеку,  стресс, или небольшое алкогольное опьянение дают добавление в эту матрицу памяти нового следа. У человека на физиологическом уровне «всплывают» все, связанное с наркоманией, вместе со всевозможными объединениями функциональных систем, и его организм «требует» наркотика. (Примерно так, как человек, положив новую фотографию в свой альбом, увлекся, и стал просматривать старые фотографии). Человеку становится плохо, поднимается температура, начинаются легкие симптомы «ломки». Выход - в том, чтобы таких воспоминаний было меньше. Нужно порвать с теми друзьями, по возможности изменить место жительства, круг интересов, избегать стрессов, приема алкоголя и курения. Все это – очень трудная задача. Поэтому, наркотики лучше не пробовать!               
Как использовать знания о характере патологического влечения наркозависимого к наркотику, о невозможности полного выздоровления после приобретения наркотической зависимости для разработки и применения антинаркотических законов?
Как и алкоголизм, наркомания не может служить фактором, облегчающим наказание. Но, понимая то, что криминогенность наркозависимых обусловлена физиологически, государство должно подходить предельно взвешенно в применении существующих антинаркотических законов и в принятии новых. Нужна новая правовая стратегия.
1. Наряду с выработкой новых законов важны мероприятия по первичной профилактике наркомании - по пропаганде здорового образа жизни, по просветительской работе с освещением механизма действия наркотиков. Это и работа по повышению роли культуры, религии, спорта, а также по  возрождению молодежной политики, по активизации кружковой работы. Может быть, возрождение дней производственного обучения, возрождение местных ремесел, обучение основам бизнеса с учетом местных условий и с привлечением местных же предпринимателей. Нужно не только отвлечь подрастающее поколение от возможной наркотизации, но и наполнить их существование новым смыслом. Нужны эффективные программы, включающие аксиологический, философский подходы с активным участием самой молодежи. Нужны новые законы в области первичной профилактики наркомании.
2. Особое внимание нужно уделить тем, кто только начал употребление наркотиков. Нужно бороться за каждого подростка. Если удастся остановить их, мы не получим миллионную армию преступников, чья тяга к преступлению идет на физиологическом уровне.
3. В США просчитали, что вылечить наркомана в десять раз дешевле, чем содержать в тюрьме после совершения им преступления. Специальные наркосуды, призваны стимулировать больного к лечению. Вместо принуждения судьи наркосудов используют вполне прагматическую стратегию судебного вмешательства, основанную на постоянном развитии отношений между судьей и правонарушителем и использовании как положительных, так и отрицательных стимулов для поощрения соблюдения установленных условий. В наркосуде решающую роль играет общение между судьей и правонарушителем. Увеличивая частоту судебных слушаний, а также интенсивность и длительность контактов с правонарушителем, судья наркосуда играет огромную роль в формировании у правонарушителя мотивации к реабилитации. Для успешной работы наркосуда необходимо, чтобы судья и другие сотрудники суда работали сообща, как одна команда. Это – «спектакль для одного зрителя», все участники которого считают своей основной задачей реабилитацию правонарушителя.
4. Программа замены уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия, которая включает в себя лечение, а также привитие правонарушителям социальных, образовательных и профессионально-технических навыков, представляет собой мощное мотивирующее средство реабилитации наркоманов. Хорошо бы начать ее широкое использование в России.
5.  Существующие законы должны работать. Например, статья 40-я Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» о запрещении потребления наркотических  средств  или психотропных веществ без назначения врача, практически не работает. А должны работать не только антинаркотические законы, но и Федеральный закон об эпидемии, закон о СМИ, исполнение которых касаются самого главного – преодоления вовлечения в употребление наркотиков новых и новых подрастающих поколений юных россиян.


Рецензии