День рождения Третьяковки

22 мая мы с подругой Леной посетили Третьяковскую галерею, по-домашнему  Третьяковку — в День ее рождения. 22 мая 1856 года купец Павел Третьяков купил первые картины в свою коллекцию, послужившую основой будущей государственной картинной галереи — национального музея русского изобразительного искусства 10–21 веков.
В Третьяковку такси довезло нас быстро. Остановились возле кафе с интересным названием «Тесто & Мясо». Там какой-то мужчина пиарил это заведение. Он так настырно зазывал людей, что я подумал: наш пациент, т.е. потенциальный житель психо-неврологического интерната. Он буквально ко всем приставал. И добился своего: мы все же зашли в это «Тесто & Мясо» и купили шоколадное мороженое. Один маленький рожок стоил 150 рублей! По-моему, это дорого. После перекуса отправились в галерею.
Работники Третьяковки действовали четко: дежурный позвал администратора,  администратор Елена вышла к нам и позвала женщину-лифтера, а охранник повел нас к подъемнику по узким коридорам с черного входа. Там оказался настоящий лабиринт. Я заметил под лестницей много новых инвалидных колясок. Это на всякий случай, вдруг у какого-нибудь визитера-колясочника своя сломается. В коридорах стояла тишина. Мне показалось, мы идем в какой-то военный бункер.
 Затем мы подошли к главному входу. На первом этаже я заметил музей старинных икон. Мы решили сразу подняться на второй, пока сотрудники помогали нам. На лестнице был закреплен необычный подъемник. Чтобы он двигался, надо все время нажимать на рычаг. Когда мы поднимались, это делала моя подруга Лена, потому что я вначале испугался сам нажимать (боялся этот рычаг свернуть), чтобы не сломать. Мы поднимались долго, около 5 минут. А обратно я сам нажимал локтем, и у меня отлично получалось.
 На втором этаже нас проводили к началу осмотра. В первом зале находились картины- иллюстрации к мифам Древней Греции. Мне показалась интересной картина «Дедал привязывает крылья Икару». Она написана в 1777 г. художником Петром Соколовым. Легенда, по мотивам которой написана эта картина, красивая. Дедал сконструировал крылья, на которых можно летать, а птичьи перья скрепил воском. Мудрый наставник сказал сыну: «Высоко к солнцу не поднимайся, иначе воск растает от жара и ты упадешь». Юный Икар вначале старался быть осторожным, но восторг полета взял свое и он взлетел к солнцу. Воск расплавился, Икар рухнул на землю и разбился. Почему люди не летают? На картине изображено, как Дедал надевает крылья на Икара. Выражение лица Икара мне подсказало, что он в последний раз видит отца.
 Потом мы осмотрели около десяти залов портретов. Мне врезались в память три портрета русских императриц: Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Второй. Любопытно их отношение к символу царской власти — державе. Анна Иоанновна властно возложила на нее руку, будто боясь утратить («Портрет императрицы Анны Иоанновны», Луи Каравак, 1730 г.) Елизавета обращает взор на державу, но не держит ее в руках («Портрет императрицы Елизаветы Петровны», Иван Вишняков, 1743 г.) Она горда собой и тем, что имеет этот символ. А Екатерина на державу даже не обращает внимания («Портрет императрицы Екатерины», Федор Рокотов, 1763 г.). Делает вид, что на эту власть ее пригласили и уговорили, и вовсе не она сама ее добилась, уничтожив физически двух законных императоров — Петра III и Ивана VI. Какая же это была эпоха — век женского правления!
 Мне приглянулась картина Георга-Христофа Грота «Портрет В.А. Шереметевой» (1846 г.), где изображена дама в серебристом платье. Я подумал: бедная женщина, сколько же это платье весит, не меньше, чем рыцарские доспехи. Мне показалось, это настоящие серебряные нити, ведь Варвара Алексеевна Шереметева — дочь богатейшего вельможи.
 Запомнилась картина «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи (1882 г.). На берегу реки ночь. Темнота, светлая луна. Чувствуется дыхание лета.
 Больше всего меня впечатлила картина «Развал» Евграфа Сорокина (годы создания картины 1859 — начало 1860-х). На развале продают всякий хлам, а в сердце его — цельный церковный иконостас, тоже выставленный на продажу. И вокруг продаваемых вещей в числе покупателей я заметил священников. Мне показалось, что это дико — священники в церковном облачении на развале. И развал близ церкви, она тщательно выписана на заднем плане. Я задумался, рассматривая эту картину. Почему у нас в 1917 году случилась революция и последующая кровавая гражданская война и разруха? В том числе и потому, что народ отошел от Бога. С этой картиной перекликается шедевр Василия Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862 г.). Толстомордый священник степенно пьет чай, к нему подходят нищие за милостыней, но он не удостаивает их вниманием, даже глаза отводит в сторону, а его кухарка сурово отгоняет их, вместо того, чтобы хотя бы дать мальчику-нищему баранку или кусок сахара. Эти две картины напоминают фарисеев, распявших Иисуса Христа.
 Запал в душу «Портрет княгини М.В. Воронцовой» Сергея Зарянко (1851 г.). Красивая молодая женщина в белом платье, таком ярком, что у меня возникло ощущение, будто художник только что написал эту картину.
 Мне стало любопытно при виде картины Федора Матвеева «Вид Рима. Колизей» (1816 г.): прямо перед римским Колизеем — икона Божией Матери. Как-то необычно. Наверное, художник хотел показать, как много христиан погибло в этом месте. Картина насыщена мелкими деталями.
 Чрезвычайно интересна картина «Красная площадь в Москве» Федора Алексеева (1801 г.). На этой картине бросается в глаза Лобное место, где раньше казнили людей, и это сразу навевает грустные мысли и образ смерти.
 Очаровал портрет А.С. Пушкина кисти Ореста Кипренского (1827 г.). Великий поэт выглядит как живой. Очень молодой, привлекательный, задумчивый взгляд голубых глаз. Я заметил маленькую деталь: у поэта длинные ухоженные ногти на руках. Это было модно у дворян тех лет.
Я обратил внимание на картину Василия Тропинина. «Свадьба в селе Кукавка Подольской губернии» (1810-е годы). Она напомнила мне родные места, я же из Подольска. Пейзаж не изменился. Я вспомнил парк и знаменитую церковь-корону в Дубровицах. Главное на этой картине — двухэтажный особняк с колоннами. Сзади усадьбы простые дома, аккуратно подстриженные кусты. Три музыканта. Один играет на гуслях, другой на скрипке, третий на виолончели. По дороге идут казаки, танцуя с казачками.
 Развеселила и другая картина Василия Тропинина — «Слуга со штофом, считающий деньги» (1850-е годы). Пьяница считает медяки на ладони. Мне кажется, он последние деньги отдает за выпивку. А под мышкой зажата пустая бутылка, которую он жаждет наполнить. Выражение лица слуги говорит: «Жалко отдавать, а выпить хочется».
 Заставил улыбнуться «Натюрморт» художника Волкова, созданный в середине 19 века. Там три бутылки и закуска: колбаса, сыр на тарелке и три разномастных емкости: две  рюмки и стакан. Натюрморт написан аккуратно и строго. Неясно, кому из многочисленных художников, носивших в 19 веке эту фамилию, должен быть приписан этот натюрморт.
 На картине Михаила Лебедева «Аричча близ Рима» (1835 г.) великолепная природа, много зелени. Картина насыщена красотой.
 Поразила картина Вячеслава Шварца «Иван Грозный у тела убитого им сына» (1864 г.). Эту картину мы с Леной увидели впервые. Мне показалось, что она необычная. Иван Грозный сидит на стуле у гроба своего сына. Гроб стоит в богато украшенных палатах. Сын лежит на медвежьей шкуре. Рядом с гробом монах, читающий молитву об упокоении. Чуть-чуть поодаль — бояре. Я заметил, что художник нарисовал лицо Ивана Грозного похожим на лицо его сына. Картина богата мелкими деталями.
 Хочу поделиться своими мыслями о картине Григория Чернецова «Парад по случаю открытия памятника Александру I в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади» (1834 г.). Художник нарисовал много солдат. Ему удалось изобразить каждого из них в отдельности. Мне это понравилось — уважительное отношение к защитникам Родины. На картине невольно обращаешь внимание на небо. Черные облака на этой картине на три четверти, и лишь на четверть голубой просвет. Мне кажется, художник хотел отразить в том небе характер правящего в то время Николая I. Голубое небо —  это как ласка, доброта, а черные облака — это строгость, умение держать власть в кулаке. А главный герой картины — Александрийский столп, каменная колонна, стоящая без опоры под тяжестью собственного веса, чудо инженерного расчета тех лет.
 Сохранилась в памяти картина «Крестьянская девушка за вышиванием» Алексея Венецианова (1843 г.). Там изображена крестьянская девушка: уставшая, заморенная, грустная. Одета в традиционный деревенский наряд: рубаха и сарафан. Ей, по-моему, лет пятнадцать. В руках у нее игла, старательно вышивает узор на белом холсте. Может, приданое себе готовит? А лицо задумчивое, и будущее вряд ли ей видится лучезарным.
Картина «Новый Рим. Замок Святого Ангела» написана Сильвестром Щедриным примерно в 1823 г. Вдалеке виднеется Собор св. Петра, а вблизи — замок св. Ангела. Около замка течет река Тибр. На берегу много фигур людей — ловят рыбу. Небо голубое, с облаками. На другом берегу реки стоят богатые жилые дома. Между замком и домами — Тибр, через него перекинут трехарочный мост. Мне кажется, художник хотел показать повседневную жизнь. И благодаря ему мы представляем, как жили люди в те времена. В картине есть гармония, люди делают свою работу.
 Мне показалась интересной картина Николая Ломтева «Три отрока в пещи огненной» (1858 г.). Есть такая библейская история, как три отрока — Анания, Азария и Мисаил — за отказ есть идоложертвенную пищу были брошены в раскаленную печь. За их спиной появился Ангел, и видно, что они находятся в прохладе. В середине картины изображено пламя, а они стоят в пламени, как будто оно не жжет. На переднем плане — народ испуганно смотрит на отроков в огне, не понимая, в чем дело. Мне показалось, три отрока вместе с Ангелом — это рай, а около огня — это ад. Вся картина между раем и адом.
На картине Ивана Крамского «Лунная ночь», (1880 г.) есть какая-то тайна. Девушка в парке сидит на скамейке около пруда лунной ночью. На ней белое платье. Сзади молодой девушки — лес. Около скамейки — заросли кустарника с белыми цветами, отражающими лунный свет. На водной глади пруда плавают кувшинки, которые тоже отражают лунный свет. Девушка сидит задумчивая. Ее взгляд устремлен на воду. Мне показался интересным сам лес — дремучий и таинственный. Когда смотришь на эту картину, возникает ощущение вечного покоя.
 Потом мы спустились на первый этаж, где расположена коллекция древних старинных икон. Впечатлила «Троица» Андрея Рублева. Я давно мечтал увидеть подлинник. Мне показались интересными их лики: у трех Ангелов лики разные, но все очень мудрые.
 Я увидел икону Донской Божией Матери. Запечатлелся в памяти деисусный ряд с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей. Его тоже написал Андрей Рублев. Там изображена такая странная вселенная, что мне по ассоциации вспомнился Казимир Малевич.
 Так мы отпраздновали День основания Третьяковской галереи. Я был там во второй раз. И в этот раз меня никто не торопил, и я посмотрел много картин не спеша. Мы прекрасно провели этот день. Спасибо всем, кто мне помогал. И хвала основателям Третьяковки — братьям Павлу и Сергею Третьяковым.

22 мая 2015 г.


Рецензии
Очень интересно, как будто сам посмотрел картины.

Александр Михайловъ   07.07.2015 20:33     Заявить о нарушении