Обзор фильма Пионеры-герои

Пионеры-герои

"- Вот ты в детстве о чём мечтал?
- Подвиг совершить.
- Да, я тоже.
- Ну и как, совершила?
- А ты?
- Вот, в Москву приехал.
- Все в Москву приехали..."

Уже завтра в большой прокат выходит отечественная драма Натальи Кудряшовой "Пионеры-герои" - фильм о современных тридцатилетних, вечных октябрятах и пионерах, заставших развал Советского Союза с не успевшими запачкаться пионерскими галстуками.
История сосредоточена на трёх друзьях детства - Оле, Кате и Андрее, уже давно переехавших в Москву и прочно там обосновавшихся. Оля - актриса, страдающая клаустрофобией. Катя - пресс-секретарь крупного PR-агентства, злоупотребляющая алкоголем. Андрей - политический аналитик и заядлый компьютерный игроман. Все они успешны, но при том - категорически не удовлетворены собственной жизнью. Словом, типичные яппи. Это бывшие октябрята, некогда мечтавшие о светлом, большом и великом будущем. Фильм о тех, чьё детство пришлось на советскую эпоху, но мечты о подвигах были похоронены в бесконечных офисных джунглях из стекла и бетона, заменившись стремлением к стабильности и ипотекой.
Сразу скажу - для меня "Пионеры-герои" стали лучшей отечественной картиной последних лет после "Территории" Александра Мельника. Невероятно пронзительная, искренняя, душевная и жизненная история - обо мне лично, обо всех моих сверстниках, обо всём поколении тридцатилетних, местами потерявших себя и свои детские мечты. О нас - забывших, что нужно делать. Фильм о том, как жизнь съедает работа, о том, что всё, вроде бы и нормально, но "заколебало" до чёртиков. О смысле жизни. О кризисе среднего возраста. И герои для иллюстрации этих проблем подобраны просто идеально - яркие, типичные для времени, в самом рассвете сил и психологических проблем. Которые знают, каково это - когда всё, что нужно для счастья, вроде бы, есть, а самого счастья - нет. Пустые внутри, потерянные и оторванные от жизни. Люди без надежды, без мечты. Они больше не стремятся к великому. Их подвиг теперь - благополучие и стабильность. Они просто существуют, и ни на что большее у них тупо нет времени. И песня группы "Кино" "Кончится лето" звучит в этом антураже как никогда актуально и в тему.
Но фильм не лишь о настоящем. Наталья сделала очень грамотный ход и переплела в картине не только современные истории трёх друзей, но и показала зрителю детство героев - тот самый переходный период между октябрятским значком и алым пионерским галстуком, что с гордостью повязывался советским детям. И эта часть фильма невероятна. Самая настоящая машина времени! Добрая, бесконечно трогательная, исключительно аутентичная, реальная и невероятно... советская - в точности в духе тех самых старых фильмов нашего детства! Декорации, стилистика, костюмы, съёмка - всё максимально достоверно, реалистично и вызывает неконтролируемые приступы ностальгии, пробирая до мурашек. Я словно провалился в состояние девятилетнего Игоря - дружный класс ребят-октябрят, страшные шпионы и чёрные Волги "ССД", глобальные цели и та самая детская искренность и непосредственность. Я практически прослезился, сидя в кресле кинотеатра и улыбаясь до ушей этим минутам воспоминаний. Искреннее счастье!! Маленькое путешествие в машине времени. Чудо и волшебство! Дух Советского Союза и советского кинематографа передан блестяще и очень точно - вплоть до настроения картинки. Приятно, когда фильм о тебе снимает твой ровесник, который изнутри знает и понимает всё, что происходит на экране. Никаких фантазий - это жизнь. Наша с вами жизнь.
Что меня в картине поразило - так это игра актёров. И взрослых, и, особенно, детей. Мало того, что маленькие актёры были подобраны исключительно похожими на своих коллег из "будущего", так они ещё и сыграли если не ярче них, то уж точно на уровне. Я искренне был восхищён игрой Симы Выборновой, Никиты Яковлева и Вари Шаблаковой, сыгравших юных Олю, Андрея и Катю, соответственно. Потрясающе искренние герои и мощная эмоциональная отдача. Удивительная проработка характеров и управление чувствами, мимикой и энергией. Мечтатель Сергеев с великим планом по спасению всех людей в мире, действенная неусидчивая Оля и переживающая честная Катя - герои, достойные любой советской ленты!
Не разочаровали и актёры, сыгравшие повзрослевших пионеров. В частности, поразила игра Алексея Митина. Да, его герою совсем не симпатизируешь. Но понимаешь, потому что эти люди окружают тебя. Он невероятно настоящий, знакомый, живой и от того - вызывающий сочувствие и принятие. Шикарная игра и образ!!
Понравилась и Ольга Натальи Кудряшовой - со своими проблемами, кризисами и фобиями. Узнаваемая героиня, искренняя, очень запоминающаяся игра и сильная эмоциональная встряска. Хотя, честно скажу, над её беседами с фрейдистским психоаналитиком, роль которого блистательно исполнил Александр Усердин, я откровенно хохотал. Прекрасный стёб на серьёзную тему. Впечатлила и её сцена в метро - сильно, проникновенно, натурально.
И весьма интересная героиня Дарьи Мороз. Постепенно раскрывающаяся всё больше и больше на протяжении ленты. Интригующая и самая непонятная из троицы. Если с маленькой Катей всё было ясно с первых кадров, то повзрослевшая девушка вызывала куда больше вопросов и смутных чувств. Великолепная игра и очень интересная героиня.
Очень порадовал образ, который воплотил на экране Юрий Кузнецов, а за плюшевое сердце художнику Асе Давыдовой вообще отдельную благодарность необходимо выразить - это было нечто!
Понравился мне в фильме и саундтрек - весьма атмосферный и приходящийся очень к месту - стопроцентное попадание в картинку, события и настроение каждого момента! Отличная и очень качественно проделанная работа.
А вот работой оператора Руслана Герасименкова я, напротив, остался совершенно недовольным. Дрожащая камера, выхватывающая какие-то как будто случайные планы и обрезающая всё, что только можно было обрезать, безумная и очень неприятная стилистика съёмки встреч Оли с психоаналитиком в стиле интервью и псевдо-реалити-фильмов, постоянно меняющаяся стилистика съёмки в пределах одной сцены. Очень отвлекало и безумно раздражало. Как и работа монтажёра, обрезающего кадры на половине движения. К счастью, таких моментов в фильме, всё же, было очень мало.
Ну и конечно же - финал. Он выбил меня из колеи. Абсолютно непредсказуемый, но поразительно сильный и достойный - очень приятно, когда кино не "проваливается" в конце. Мощное эмоциональное потрясение - я откровенно привстал в кресле, как и многие из зрителей. Аплодирую Наталье стоя! Молодец - она сделала картину реально качественной и интересной от самого начала и до конца.
Вообще, по настроению я бы сравнил "Пионеров-героев" с песнями Земфиры - как-то они тематически и эмоционально очень близки, похожи. И цепляют. По-настоящему цепляют.
Так что, однозначно рекомендую фильм для просмотра всем тридцатилетним - кризис среднего возраста никто не отменял, а вот оказаться на пару часов, которые, кстати, пролетят совершенно незаметно, в самой натуральной машине времени - это возможность редчайшая и, от того, магическая. 10/10 - однозначно, моё кино!! Фильм-откровение, фильм-притча. Фильм-жизнь!

"Евгений Борисович, я устала осуществлять круговорот говна в природе."


Рецензии