Гилберт Биб. Духовная депрессия и уверенность

ДУХОВНАЯ ДЕПРЕССИЯ И УВЕРЕННОСТЬ
Гилберт Биб (1867)

Нижеследующая переписка не предназначалась для публикации; мы не спрашивали и не получали согласие нашего корреспондента выставить ее на страницах нашей газеты, но так как полное содержание его письма и нашего ответа представляют интерес для всех смятенных, трепещущих, сомневающихся агнцев стада, в надежде, что его прочтение будет полезным для других, мы берем на себя смелость представить его нашим читателям. Убирая подпись и дату, мы полагаем, что автор не обвинит нас в злоупотреблении доверием. Имея предшествующую переписку и личное знакомство с писателем, мы полностью убеждены, что он призван благодатью и является  наследником славы, несмотря на все свои сомнения и страхи.

Уважаемый старейшина Биб,
Много раз я думал, что я никогда больше не буду писать никому на темы религии, и я чувствую себя крайне неблагодарным, пользуясь Вашей добротой таким образом. Но будет хуже преступления писать, чтобы, возможно, обмануть тех, кого Вы не имеете ни  малейшего желания обмануть, или молчать, чтобы они сделали вывод, что не знают, в чем состоит наша благодарность. Я часто думаю, что я обманул Вас, хотя не думаю, что имел намерение сделать это. Я чувствую, что можно возбудить в себе полуживотные чувства, когда в действительности нет никаких изменений в сердце.  Я почувствовал в течение последних нескольких недель равнодушие ко всему; мое сердце как бы потеряло всякую чувствительность, в нем поселилось безнадежное ожидание будущего, и порой я чувствую, что меня не заботит, предстоит ли мне жить или умереть.  Я думаю, что всех состояний ума это - самое достойное сожаления.
Вечером я прочел отрывок: "Таким образом, мы видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3.19). Какое он имеет отношение к тому, о чем я говорю? Относится ли это к кому-либо из членов Церкви Божией? Если да, то что имеется в виду? Это не может быть их последним уделом, потому что Библия говорит: "они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними". И мы знаем, что все святые обретут покой, никто не утратит его.
Я часто желал другим людям почувствовать себя усталыми и обремененными. Христос говорит: "Придите ко Мне, все усталые и обремененные, и Я успокою вас". Но если бы я чувствовал усталость, о которой говорил Спаситель, то это обещание было бы очень драгоценным для меня, и все же все остается неопределенным. Я не могу позволить себе надеяться, ибо боюсь, что могу, наконец, найти себя обреченным на ад.  Вы думаете, это потому, что я смотрю на совершенство в себе, что я не считаю, что все мое утешение в Евангелии, если я вообще причастен благодати. Я не думаю, что я смотрю на совершенство в себе; я знаю, что во мне нет ничего хорошего, хотя я думаю, что если бы я был христианином, я был бы другим, нежели то, что есть. Тем не менее не значит ли это, что если я таков каков есть, то у меня нет права смотреть на Христа?  С часа моего рождения до настоящего времени я согрешал против Него. Мое сердце испытывает отвращение при мысли о моем безнадежном состоянии. Я часто чувствую, что если бы я мог поменяться местами с кем угодно в мире, для меня была бы какая-то надежда.  Вы спросите, почему не так много надежды для меня, как для других? Я не знаю, ибо Бог так далеко, что Он никогда не услышит мой крик; сверх того Он знает, как злобно и лживо мое сердце, и что я не достоин никакой Его вести. Я пытаюсь не думать об будущем, но не могу. Я пытаюсь находить удовольствие в моих прежних занятиях, но я потерял вкус к ним. Раньше я с большим удовольствием разбирался в политике, было в курсе всех вопросов дня. Теперь я не могу вынести эту тему, я чувствую, как мало я заинтересован в собственном вечном благе, при том что я знаю, что Бог всегда будет править ради Своей славы и Он, несомненно, имеет здесь Своих людей и приведет их к Себе. Раньше я думал, что приобретение знаний есть великая цель жизни, но это также потеряло свое очарование. Я посетил на днях лекцию по Посланию к Римлянам, но нашел, что мой интерес к нему угас.  Когда я думаю об этих вещах, я чувствую, что во мне произошли изменения, но какое право имею я надеяться, что это те изменения, которых я желаю? Вы думаете, что я странное существо, которое пишет о создаваемых им самому себе проблемах. Я могу в полной мере оценить Вашу доброту и с удовольствием не досаждал бы Вам, если бы мог, но все, что мои друзья могут сказать мне не может освободить меня от мучений, ибо я жду, что Бог снимет мое бремя, но боюсь, что этого никогда не произойдет.  Вы говорите в своем письме, что надеетесь, что я могу быть послушным ребенком. О, как охотно я готов был бы следовать по стопам блаженного Спасителя, если бы почувствовал, что осмелюсь назвать Его своим! Если бы я знал, что хотя бы одна капля Его драгоценной Крови пролита за меня, я бы мог радоваться во все дни жизни моей, но Вы не будете просить меня следовать по следам овец, когда я чувствую, что мне нет места там. Лучше уж я останусь без всякого утешения и радости спасения, чем войду и узнаю, что я был волком в овечьей шкуре. У меня есть самый большой страх быть лицемером. Я чувствую, что это будет большое удовольствие для меня, если никто ничего не узнает о моих чувствах, и я думаю, что я бы не стал никого обманывать, но поскольку Вы так много говорили со мной на эту тему, если я обманут, мой обман очень обширен.
Могу ли я иметь основания к тому, чтобы чувствовать духовное наслаждение, хотя полнота и величие Спасителя так и не были представлены моему уму? Возможно для тех, кто получил изменения в сердце, не знать о таких изменениях? Может ли быть христианин вполне уверен в том, что он принял Христа?
Я хотел бы задать еще много вопросов, но боюсь, что могу утомлять Вас. Я часто читал "Знамения времен" и думал, что их авторы часто не знают, каково решение Господа о них. Я спрашивал себя, смогу ли я когда-либо узнать причину своих беспокойств. Как далеки от мудрости наши оценки самих себя!   С тех пор меня постигли проблемы, и я нахожу мою мирскую мудрость безрезультатной.
Прошлой осенью, когда я впервые всерьез заинтересовался своим будущим состоянием, я думал, если бы я только мог бы стать достаточно хорошо знаком с некоторыми из служителей, чтобы сказать им, что я чувствую, они могли бы решить, христианские мои чувства или нет. Я имел радость познакомиться с некоторыми, вызвавшими у меня наибольшее доверие, свободно беседовал с ними, все они произносили слова поддержки, и все же, дорогой старейшина Биб, у меня не больше надежды, чем до того, как я смог познакомиться с ними. Я чувствую, что они могли обмануться в случае со мной. Я готов допустить, что они правильно судят о других, но не обо мне.  Мое желание принять участие в работе Ассоциации было удовлетворено, я услышал то, что должно было утешить любого, если он не будет так глубоко в грехе, что его дело безнадежно. Вы видите, что я мог бы найти удовлетворение во многих вещах, но не нашел то утешение, которого искал. Уважаемый старейшина Биб, за последние четыре или пять лет я не мог слушать арминианскую проповедь с какой-либо степенью терпения. Я чувствовал, что это просто ложь. Я стараюсь просто не слушать ничего подобного, ибо мой ум чуток ко всякому слову, когда у меня есть возможность услышать Евангелие, но тогда мой ум блуждал бы так, что я бы не услышал и десятка слов. Но почему, если мое отвращение к спасению делами возникло из любви к истине, я не оценил правду, когда услышал ее? Разве вне ее не все ложь от первого до последнего?  Меня учили верить, что спасение по благодати. Но я знал букву и никак не знал Дух. Я не могу вспомнить время, когда я не мог обнаружить разницу между проповедью Евангелия и тем, что ею не было. Я никогда не ненавидел Евангелие, даже если не слишком любил его. Если бы я смог полюбить его, я бы знал, что я есть. Когда мне не больше девяти лет, я слышал проповедь, что поразила меня до глубины души. Примерно в это время я слышал, как Вы проповедуете из текста: "Христос для Иудеев соблазн, а для эллинов безумие". Эта проповедь обеспокоила меня, но я прожил двадцать лет с тех пор, и до сих пор без надежды, как безбожник в мире. Если Вы думаете, что все это достойно ответа, я был бы очень рад услышать от Вас. Я не хочу злоупотреблять Вашим терпением. Мои мысли очень бессвязны, но я не умею писать красивые письма.
Верьте мне. Ваш недостойный друг N.

Ответ

Мой уважаемый друг, бедный, бросаемый бурей, безутешный, Ваше письмо получено, и, по моему суждению, Вы живое дитя Божие,  но в состоянии тяжелых испытаний, вызванных сомнением и неверием. Если бы Вы никогда не переходили от смерти в жизнь, как нам объяснить такое положение вещей? Вы говорите, что чувства могут возбуждаться, когда нет никаких изменений в сердце. Я согласен с тем, что наши физические силы и нервная система могут испытывать волнения, общие для всего рода человеческого. Но это в равной степени означает, что когда причина подобного возбуждения удаляется, волнение прекращается, и ум успокаивается до своего прежнего состояния. Но это не ваш случай. Ваша любовь к обществу святых, и к учению, которое отдает Богу всю славу вечного спасения Своего народа - это не эффект  волнения животных страстей. Никакие волнения не могут изменить нашу природу так, чтобы заставить нас любить то, что наша плотская природа всегда ненавидит. Они не могут заставить нас любить Бога, Его дела, Его народ, Его истину или Его установления. У сынов Израилевых было не большее право заявить, что золотой телец, которого они сделали богом, вывел их из Египта, чем у нас приписать изменения, которые произошли в Вас, животному возбуждению. Это тоже будет идолопоклонство. Но, слава Богу, Он не даст славы Своей иному, и хвалы Своей истуканам.
Если были моменты, когда Вы чувствовали утешение - это гарантия того, что Вы родились свыше, и в такие моменты Вы были склонны искать общества сынов Божиих, следовать своему Господу и Учителю и подчиняться Ему. Но почему же, если Вы не чувствуете того же утешения в любое время, Вы отбросили все, что Бог сделал для вас, и почти отрицаете то, что Он вообще это сделал? Правильно ли это? Вы, видимо, не выбрали, ходить ли верой или видением. Если да, то почему Вы обращаетесь от веры к видению и настаиваете на неких доказательствах того, что якобы можно постичь силой рассуждений? Как Вы думаете, если бы был послан ангел с неба и Вы могли бы увидеть его своими глазами, и своими ушами слышать, как Он скажет: ты дитя Божье и наследник славы - это удовлетворило бы Вас? Если это все, что требуется, то Ваша уверенность стоит не на вере, а на видении. Но "если человек видит, то для чего ему надеяться?". Божий народ должен жить по вере, а не ходить видением. Отрывок из Евреям 3, на который Вы ссылаетесь - это полное наставление для Вас. Сыны Израилевы - это образ и характер всего народа Божьего. Они не могли войти в покой из-за неверия. Ханаан был прообразом евангельского покоя, но те, кто верили в обетование Божье, были оправданы, а кости остальных пали в пустыне. Это так и в случае с духовными детьми Божьими, ибо лишь постольку, поскольку наша вера торжествует над нашими страхами и неверием, мы можем войти и наслаждаться субботним покоем от наших дел, а также мыслей и слов. Вы не можете отрицать, что всякий раз, когда Вы получали возможность верить, Вы были предметом благодати, и чувствовали покой. Вы можете отдохнуть в обетовании, которое дал вам Бог, и в сладком утешении обрести надежду. И Вы продолжали отдыхать надежно и сладко, пока Ваше неверие не начало оспаривать Вашу веру и уверенность в Боге. И как только Вы начали сомневаться, Вы стали тревожны и беспокойны. Ибо как возможно для чада Божия покоиться в Искупителе, если оно не верит в Него как своего Искупителя?
Вся наша вера есть плод Духа, Который рождает нас от Бога. И все наши сомнения от наших плотских умов, которые закону Божию не покоряются, да и не могут. В каждом чаде Божием есть две эти противоположные и противоречивые природы. Плоть его воюет против духа, а дух - против плоти. Но помните, что эти две вещи не могут быть найдены в том, кто не рожден от Духа. Поэтому сильный конфликт в Вашем уме, который Вы считаете свидетелем против Вас, на самом деле есть положительное доказательство того, что Вы рождены свыше. Силы плоти противостоят свидетельству Вашего небесного рождения, и иначе быть и не может, ибо Ваш естественный разум не может принять того, что от Духа Божия, и не разумеет, ибо об этом нужно судить духовно. Но Вы, как капризный ребенок, лелеете свои сомнения, страхи и неверие, и отказываетесь от тех утешений, которые Слово предоставляет Вашей вере. И почему? Только потому, что Ваш природный ум не может воспринимать их.
Если бы мы с вами могли быть полностью лишены эгоизма нашей плотской природы, могли подняться над ним,  у нас не должно было бы возникнуть никаких проблем и затруднений из-за нашей собственной личной заинтересованности в Иисусе, ибо мы могли бы предать все наши беды в руки лучшие и более надежные, чем наши,  и мы должны смотреть с радостью и восхищением на то, что вера представляет нашему уму - на нетварную славу нашего дивного Бога и Спасителя. Вот действительно покой! Все наши заботы Он призывает нас возложить на Него; Он говорит, что этого достаточно; Он печется о нас. Почему же тогда, если мы можем доверять Ему, мы должны так заботиться о себе? Разве не Он кормит воронов, одевает красотой лилий и защищает мелких птиц? Можем ли мы, заботясь, добавить к своему росту локоть или сделать хотя бы один волос черным или белым? Тогда пусть сомневающееся чадо Божие запретит своим страхам, ибо все, что от Бога, есть у него. Та безнадежность в отношении будущего, о которой Вы говорите и которая в большой степени охватила Ваш ум - это всего лишь естественное следствие неверия. Пусть же вера в Вашем сердце скажет: почему ты смущаешься, душа моя, и что тревожишься? Уповай на Бога (не на себя),  ибо я буду еще славить Его, Кто есть сила моя и Бог мой!".
Но если у Вас не то беспокойство, о котором говорит Спаситель, то о чем же Он говорит и что у вас за беспокойство? Может ли оно найти облегчение где-либо еще, кроме как в Иисусе? Зачем Вы позволяете своему неверию и искусителю критиковать и извращать благословенные слова, которыми дети Божьи питаются, и процветают?
Вы не можете позволить себе надеяться, опасаясь, что в конце концов окажетесь обречены на ад? Но что общего между адом и Вами? Если бы Иисус не искупил Вас от ада, Вы никогда не поняли бы своего потерянного состояния, никогда не были бы труждающимся и обремененным, Вы никогда не жаждали бы правды,  никогда бы не потеряли вкус ко греху, Вы никогда не любили бы общину святых и не желали принадлежать к ней, Вы никогда не увидели бы красоту в святых таинствах Евангелия, и не увидели бы Царство Божие. Страх ада никогда не может сделать никого любящим святость или желающим общения с детьми живого Бога. Ничто, кроме любви Божией, излитой в Ваше сердце, не может внедрить в вас любовь к Богу, Его слову, Его людям или Его установлениям. Вы говорите, что не ищете совершенства в себе, но думаете, что, будучи христианином, Вы были бы кем-то иным, нежели то, что есть. Именно так сказал бы каждый христианин на земле. Спросите любого из них, и даже Павел сказал вам, что он не считает себя чего-то достигшим, ибо не может делать то, чего он хочет. И вот Вы спрашиваете: имею ли я право обратиться ко Христу? Это больше чем  право, ибо Он повелел вам сделать это. "Ко Мне обратитесь, и будете спасены, ибо Я Бог, и нет иного" (Ис. 45.22). Бог Сам говорит, что Он спасает грешников; Вы грешник, и поскольку нет никакого другого Бога, бесполезно искать любой иной источник спасения. Он говорит: Я Бог, и кроме Меня нет Спасителя. Это означает и Ваше право, и сам факт, что у Вас нет претензий к Богу, доказывает, что Вы грешник, но грешник призванный, ибо Иисус пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. И еще один безошибочный знак у Вас есть, что Вы именно такой грешник. Иисус пришел, чтобы спасти худших из грешников, но Вы знаете, что именно таковы, Вы чувствуете в своей душе отвращение к своей подлости и ничтожеству, чувствуете себя гораздо худшим, чем кто-либо другой, Вы часто хотите  поменяться местами с кем-либо в мире; разве Ваш случай не дает повода для надежды? Разве Вы не верите сказанному: "Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир, чтобы спасти первого из грешников?".
Какое у Вас есть право сказать, что Бог так далеко, что Он не услышит Ваш крик? Вы, несомненно чувствуете, что Вы далеко от Бога, потому что Он так свят, и Вы чувствуете себя настолько мерзким, но это делает Бог, что производит в Вас и хотение и действие по Своему благоволению. И если бы Он не знал, как злобно и лживо Ваше сердце, и что сами по себе Вы совершенно недостойны Его внимания, Ваше дело было бы действительно безнадежно, ибо если бы Он не знал Вашей болезни, то как Он стал бы ее лечить? Кто, как не Бог произвел в Вас стремление увидеть, почувствовать и признать, как Вы мерзки и греховны? Кто, как не Бог послал этот голод и отвратил Вас от всех земных сует, которых Вы некогда так жаждали? Кто, как не Бог, дал Вам страстное желание быть христианином? Это мог сделать кто-то еще, нежели Бог, сотворивший Вас? Вы говорите, что у Него несомненно есть здесь Свой народ, и Он приведет его к Себе. Вы не сомневаетесь в этом, Вы этим полностью удовлетворены, и я тоже. Но какие доказательства у Вас, что это правда, в большей мере, что того, что Вы один из Его людей?  Ибо без исключения все они имеют тот же опыт, необходимый в каждой частности, что и тот, что пережили Вы. Насколько же легче для нас быть удовлетворенными опытом других, нежели своим собственным! Вы вынуждены признать, что в Вашем собственном состоянии имела место перемена. То, что вы когда-то любили, теперь Вы ненавидите, Ваши взгляды, вкусы,  желания, надежды и страхи совершенно иные, нежели прежде, и все же Вы спрашиваете, имеете ли право надеяться, что это то изменение, которого Вы желаете? Любой оживотворенный таким образом человек обретает надежду, и у меня сложилось впечатление, что, несмотря на все свое беспокойство, Вы можете и должны надеяться; но беда в том, что, как и все другие, которые имеют эту надежду, Вы встречаете противостояние ей со стороны тьмы и неверия своей собственной ветхой природы, и, возможно, с сомнениями и страхами такого рода Вам придется сражаться, пока Вы остаетесь здесь во плоти. Поистине слова всех друзей бессильны, если Бог Духом Своим не применит их к утешению Вашего сердца.
Я никогда не стал бы призывать исповедовать веру в Господа Иисуса никого, не обладающего таким опытом, призывать креститься тех, кто никогда не чувствовал искреннюю любовь к народу Божию, ибо мы считаем, что невозможно, чтобы по-настоящему любил братьев тот, кто не перешел от смерти в жизнь, и что может любить их тот, кто не любит Господа Иисуса Христа и Его повеление: если любите Меня, соблюдите заповеди Мои.  Он не говорит: если вы чувствуете себя достойными, если у вас нет сомнений и страхов, если вы знаете, что Моя драгоценная Кровь пролита специально за вас,  но просто, если вы будете любить Меня, потому что если вы Его людите, это положительное доказательство, что Он прежде возлюбил нас и предал Себя за вас, и не просто одна капля, но весь богатейший источник Его Крови излит для прощения ваших грехов. 
Если бы Вы были лицемером, то пытались бы обмануть и обмануться. Боязнь ошибиться и впасть в заблуждение -  это знак чистоты и истины. И, конечно, лицемер или волк в овечьей шкуре не может найти удовольствие среди тех, кто спасается во Христе, не имея цели рассеять и пожрать Его стадо. Вы не можете скрыть свою любовь к народу Божию, и желание быть причисленным к нему, ибо Ваша речь, взгляд и действие прямо говорят об этом.
Потому на Ваши вопросы я отвечаю: невозможно обладать даже частицей духовного наслаждения тем,  кто не рожден от Бога. Повторяю: "душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом надо судить духовно". Эта мера духовного наслаждения есть залог нетленного наследия славы,  и мы можем добавить, по словам поэта: "То, что мы устоим до конца, так же верно, как залог, данный нам, и мы менее счастливы, но не менее безопасны, чем духи на небесах".
Возможно, Вы спросите: может ли тот, кто получил изменения в сердце, не знать о таких изменениях? Есть свидетельства, данные всем,  кто перешел от смерти к жизни, такие, как я уже перечислял, но ксть тысячи людей, которые, как и Вы, с недоверием относятся ко всему, что свидетельствует об этом Писание и на что они могут с уверенностью полагаться, такие, как любовь к братьям, стремление к святости,  отвращение к плотским наслаждениям, даже если прежде они были их главной радостью, и видение красоты тайн Церкви Божией. Некоторые из них очень неожиданно открыли свет и свободу Евангелия, и могут назвать день и час, место и обстоятельства, когда их избавление пришло, но другие, и их счет идет на тысячи, могут не иметь оснований думать так и никогда быть в состоянии сказать, когда они перестали ненавидеть, и когда они стали любить Спасителя, и Его народ. Но то, что они любят Христа и имеют желание чтить и слушаться Его, есть столь же надежное и библейское  свидетельства того, что они рождены от Бога, как если бы ангел спустился с небес и объявил это.
Опять же Вы спросите: "Может ли христианин когда-нибудь чувствовать себя уверенным, что он принят во Христе? Да, есть времена, когда христиане могут пользоваться полной уверенностью веры, но в большинстве случаев эти драгоценные времена невелики и далеки друг от друга. Всякий раз, когда они склонны советоваться с плотью и кровью, возникают сомнения, страхи, что ничего не уластся, и неверие начинает править бал, пока вера не возрождается и не смотрит за завесу, а затем она обращает наши сомнения в бегство, и мы снова входим в покой.
Опять же, Ваш случай не является чем-то отличным от всех детей Божьих потому, что Вы остро чувствительны, когда слышите, как истина хулится арминианами, но при этом можете быть вялы и невнимательны к проповеди Евангелия. Разглагольствования арминиан отталкивают Вас и стимулируют к познанию истины, но проповедь Евангелия должна быть оживлена Духом, прежде чем она сможет оживить и накормить нас. Опыт показывает, что никто, не наученный спасению по благодати, не может обнаружить какую-либо духовную ошибку, если она не так велика, чтобы быть очевидной даже для природного ума и суждения. Вы можете не помнить времени, когда бы ненавидели Евангелие, но, конечно же, Вы пришли в мир с ненавистью к нему. Ваши изменения в сердце могли произойти раньше восьми-левяти лет, и именно поэтому уже тогда Вас могла обеспокоить моя проповедь, или, возможно, в результате этого слова Вы были отосланы домой с силой Божией, которая оживила Ваше сердце.
В заключение позвольте мне сказать, что у Вас нет никаких оснований лелеять неверие и неверность нашего плотского ума и отвергать признаки, по которым Вы можете положиться на Божие оправдание. Мы оправданы, если мы любим Бога, Его народ и Его истину, видим красоту в Его законах и заповедях, данных Им всем, кто любит Его, и мы будем искушать Бога,  говоря, что, если Он не может дать нам больше свидетельств, чем  дал для других, или таких, что будут ощутимыми наших умственных способностей, мы не будем соблюдать Его заповеди. Фома сказал: если я не увижу следы от гвоздей, я не поверю, что Христос воскрес. Было ли это похвально для него, и будет ли такой подход похвален для нас?
Здесь я должен заканчивать с этим вопросом, ибо вне зависимости от того, продолжится ли наш разговор и примете ли Вы эти доказательства, я не сомневаюсь, что Вы получили спасительную благодать, и хотя искуситель может стараться заставить вас думать, что разумно отбросить имеющиеся доказательства Вашего согласия с Богом, и требовать больше или другого рода свидетельств - я лишь напомню, что Вы поймете тогда, что путь беззаконных тяжек. Заботьтесь же глубже о Вашем духовном благополучии.
Ваш искренний друг и брат во Христе, Гилберт Биб

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии