Меняю квартиру на чукотке

Меняю квартиру на Чукотке на теплый люк в Нью-Йорке. (одесский анекдот)
В России их называют «БОМЖИ».( без определенного местожительства.) В США – «HOMELESS). –тот же смысл.
Стать бездомным в США нетрудно. Я был знаком с Мишей Ш., бывшим врачом-гинекологом из Днепропетровска, ветераном войны, у которого была справка, что он – homeless. Жил он у своей подруги, к которой  приехал из Олбани после смерти жены. Подруга жила в маленькой субсидированной правительством квартирке. Обивал пороги чиновников, показывая эту свою справку. Наконец, получил квартирку в том же доме, но поздно. Диабет его доконал. Ампутировали ногу, и старый солдат выбросился из окна.
В Сан-Франциско множество бездомных. Приезжают со всех штатов. Почему? Так тепло тут, самый большой в мире Голден Гейт парк, есть где отдохнуть и спрятаться, много туристов. Подают, не жмутся, как местные. К тому же, муниципалитет платит каждому зарегистрированному бездомному $400 в месяц. Когда «утонул» «Курск», мне было не по себе, когда я узнал, что командир лодки, кпр Лялин получал зарплату в $300. Правда, это было давно, но было.
Часто встречаю на улице небольшого роста малайца, по-моему, он слеп на один глаз.  Стоит с каким-нибудь старым велосипедом, найденным в кустах. Подремонтирует частично и продает за 10-20 долларов. Обычно, когда без велосипеда, просит два доллара. Я ему даю один. Он, несмотря на погоду, всегда босой. Однажды, я принес ему свои туфли, мой 7-й размер. Подошли. Через пару дней он опять стоял босой.
Еще один бездомный всегда встречался мне во время пробежки в лесном массиве. Видать, шел на отдых в свое облюбованное место. Днем он сидит на асфальте возле русского магазина, его никто не трогает. Затем, он перемещается к магазину «Росс», где на ступеньках пьет кока-колу из «огнетушителя», как называли в Одессе пластмассовую бутыль на 1,5 литра.
 Знаком еще с одним ,сравнительно молодым, «бомжем»,по имени Марк, потерявшим все из-за страсти к алкоголю. Он мне как-то с некоторой завистью сказал, что если с бомжем у русского магазина что-то случится, то полиция будет его искать. Его никто искать не будет.
Однажды, я возвращался из магазина, держа в руке сумку с покупками. Думал о чем-то своем, по старой биробиджанской привычке перехожу улицу, не дождавшись зеленого света светофора. Какой-то человек в желтом спортивном костюме, рыжий, очевидно подвыпивший, довольно крупного телосложения стал меня обзывать плохими русскими словами за неправильный переход улицы. Сознавая свою вину, я вяло оправдывался,
- Ты одессит? – спросил рыжий. Я ответил утвердительно. Оскорбления возобновились с новой силой. Я, начиная возбуждаться, ответил, что это не его дело, как я перехожу улицу, я рискую своей жизнью, а не его. Он приблизился ко мне и попытался меня ударить. Я с трудом уклонился. В это время рядом со мной появился Марк, с которым я часто беседовал на улице. Родился Марк в штате Огайо, был мастером на все руки, часто помогал мне в ремонте велосипеда.
Марк был очень удивлен тем, что я сильно возбудился.
-Вдарить ему?-спросил он меня.
-Да нет, не надо.
Я сказал рыжему:
-Нас двое, мы тебя можем убить. Уходи, пока жив.
Рыжий отошел,  перешел дорогу, позвал какого-то собутыльника-американца, и, уже вдвоем, они вернулись ко мне. Опять посыпались оскорбления в мой адрес. Я поставил сумку на тротуар и решительно подошел к рыжему, готовый противостоять. Рыжий сделал какое-то неуловимое движение, и я почувствовал боль в виске. В ту же минуту рыжий оказался лежащим на спине прямо на тротуаре. Марк нанес ему сильнейший удар в голову. Я был в таком возбужденном состоянии, что ударил лежащего пару раз ногой в мягкое место. Марк добавил, и мы быстро ретировались, так как Марк боялся встречи с полицией. «Коллега» рыжего,  увидев такое развитие событий, повернул назад. Не знаю, чем бы закончилась схватка для меня, если бы не Марк.
К сожалению, давно его не видел. Наверное, попал в тюрьму. Он мне говорил, что его вызывают в суд.
Надо сказать, что больше половины бездомных – ментально больные люди, для которых независимость – это всё. Конечно, добыть пропитание в США гораздо легче, чем в бывшем СССР. Много еды выбрасывается хозяевами магазинов во вполне сьедобном состоянии. Например, возле моего дома после 6-ти вечера можно взять из бака магазина бублики любого вида. Их выбрасывают, потому что на следующий день их уже никто не купит.
Признаюсь, сам иногда беру пару бубликов с клюквой для себя. Больше их никто в семье не ест, боятся пополнеть.
В России стать бездомным тоже нетрудно, особенно, одиноким старикам. Это всем россиянам известно
 лучше, чем мне.
Ну, а о качестве жилья и говорить нечего. Я смотрю в интернете почти каждый день «Бира-Новости». Это новости моего родного Биробиджана, который я покинул 50 лет назад, но попрежнему люблю. Слышу, что в городе еще есть более 200 деревянных домов довоенной постройки, в которых живут люди без канализации и водопровода, а строительные организации отказываются их ремонтировать, потому что слишком это дорого. Морозы – за 40 градусов, а туалет – на улице. Мои две бабушки в таком доме и умерли. Не дожили до элементарных удобств.
Этих моих земляков бездомными никто не считает.

                «БОМЖ»-ДЕЛЕГАТ!
Сколько я его помню, все звали его «Валентин Павлович», даже маленькие дети а, иногда, и дочери.
Родился Валентин в 1927-м году. Родители рано умерли, остался с бабушкой в селе, возле г. Киржач Владимирской области. Голодал. В школе почти не учился, до сих пор читает очень медленно, почти по складам, но очень любит читать, любознателен. Призвали в армию, служил на Западной Украине проводником служебной собаки. Искал бандеровцев по лесам, был контужен. Причислен к участникам войны. Рассказал мне историю. Однажды его пригласили на встречу ветеранов войны. Каждый там рассказывал о савоих подвигах.
--Я послушал, послушал, понял, что мне там делать нечего. Какие у меня подвиги?
Ушел Валентин Павлович, и больше там никогда не появлялся.
После войны закончил вечернюю школу за пару лет и поступил в Киевский Институт физкультуры и спорта. Приехал в Одессу на работу в мореходное училище технического флота (мореходное техническое училище) преподавателем физкультуры. Ходил в морской форме. Женился, родилась дочь, жили у тещи, которая после войны поселилась у своего родственника. Этот родственник в конце концов захотел избавиться от квартирантов и подал в суд. Теща с мужем в этот момент получили квартиру, а Валентин с женой и дочерью был выброшен на улицу судебными исполнителями. Жили в палатке, поставленной возле дома. Вскоре после выселения жену Валентина -Свету , как бригадира бригады коммунистического труда Одесской кондитерской фабрики, отправили на сьезд профсоюзов в Москву. Она там выступила, сообщала об успехах бригады. О своих бытовых условиях, о том, что семья живет на улице – ни слова! Вы удивлены, дорогой читатель? Я – нет.
Прожили они на улице месяца два, до холодов. Дали двухкомнатную квартиру, наконец. Были неимоверно счастливы.
Где я познакомился с Валентином Павловичем?
В пионерском лагере, где я работал баянистом, а он – физруком. Лет 10 жили в одной комнате в лагерный сезон. Вместе играли с детьми в футбол, ходили в походы, устраивали спартакиады, соревнования, шахматные турниры, заплывы на море, оба любили эту работу , да и работа любила нас. Но трудное голодное детство дало о себе знать достаточно рано. Стало трудно работать. Аденома предстательной железы не давала возможности отдохнуть ночью, хотя Валентин старался меньше пить жидкости. Сегодня, с высоты моих лет, я понимаю, что это было ошибкой. Наоборот, пить нужно было ему больше, даже перед сном.
Валентин ушел на пенсию в 60 лет. Я встретил его перед отьездом за границу. Вот его рассказ:
 Я бегал каждый день по часу. Однажды, выполнив свою норму, шел домой. Встретил друга, который предложил еще побегать с полчаса. Я согласился. Пришел домой, стал задыхаться. Проблемы до сих пор, больше не бегаю, лечусь уринотерапией. С сердцем плохо.
Примерно, через год я позвонил из Сан-Франциско в его квартиру в Одессе на улице Космонавтов:
Ответила его младшая дочь Инна:
- Можно Валентина Павловича?
Бросила трубку.
Мир праху его.
P.S.

Недавно встретился с Марком. Судья дал ему выбор для годичной отсидки: 1. Местная тюрьма Marin county Jail 2.Федеральная тюрьма возле Сан-Франциско  -San Qventin - всемирно известная. В местной содержатся мелкие преступники, имеющие короткий срок заключения. Заключенные -целый день в камере на двоих с туалетом. Прогулка - час в день. В федеральной тюрьме - камера на двоих с туалетом, содержатся рецидивисты: убийцы, насильники, грабители, некоторые с пожизненным сроком заключения. Много черных и латинос. Большинство. Но - свежий воздух, есть баскетбольная площадка, приличное питание. Марк выбрал San Qwentin. Попросил в долг 10 долларов. я дал ему в придачу пару банок пива.
Как поется в песне группы "Бутырка":
-Три года - то не срок, а жизненный урок!
А тут всего год дали. Буду ждать.
 Больше некому.

:  vova1937@sbcglobal.net


Рецензии
Очень интересно. Несмотря на то, что в Штатах бывал не раз, видел страну, как бы, с другой стороны.

Михаил Бортников   04.04.2016 20:39     Заявить о нарушении