Виноват Шукшин
Аня, невысокая худощавая женщина тридцати лет, работавшая бухгалтером на кирпичном заводе, мечтала выйти замуж, родить ребенка, а еще лучше - двух. Девушка часами ходила по городу, надеясь, что к ней подойдет какой-нибудь хороший парень и познакомится с нею. Но время шло, а парень не подходил. Других мест, кроме городских улиц, где можно было познакомиться с парнем, мужчиной, Аня не знала. Она чувствовала себя неполноценной, ущербной, а после того как ее лучшая подруга Галина, тоже бухгалтер, вышла замуж за учителя физкультуры и вскоре родила чудесную девочку, она почувствовала себя совершенно одинокой и впала в отчаяние. Порой ей просто не хотелось жить.
Как-то она посмотрела фильм Шукшина "Калина красная". Его очаровал герой фильма Егор Прокудин - ироничный, артистичный, смелый, сильный, волевой, благородный... Сильнейшее впечатление произвел на нее эпизод, когда Егор одним взглядом остановил разъяренного бывшего мужа Любы - Николая, который с колом шел на Егора. "Мне бы такого мужа", - подумала она о Егоре. С этого дня она стала мечтать о знакомстве с заключенным.
Как все бухгалтеры, она каждый день работала за компьютером и имела доступ в интернет. После колебаний и сомнений она зарегистрировалась на сайте знакомств с заключенными, где вскоре познакомилась с Виктором.
Через полгода она получила послание: "Жди, приезжаю 25 мая.Поезд прибывает на вокзал в 9. 00. Вагон 5. Буду в джинсах и зеленой рубашке. Виктор".
Аня долго не могла заснуть: ее воображение рисовало, как Виктор гладит ее волосы, целует губы, грудь, как она в подвенечном белом платье сидит за столом рядом с Виктором, а гости кричат "Горько!", как она носит под сердцем ребеночка, и ее грудь распирал восторг.
Аня волновалась, когда следующим утром подходила к вокзалу. Она боялась, что они не узнают друг друга. Но ее страхи оказались пустыми. В мужчине, вышедшем из пятого вагона она сразу узнала Виктора и решительно подошла к нему.
- Вы Виктор? – спросила она.
- Да, - ответил мужчина низким надтреснутым голосом. – А Вы Анна?
- Да. - На лице ее вспыхнула милая детская улыбка.
Среднего роста, крепкий, симпатичный, с узкими светло-голубыми глазами, с короткой стрижкой, Виктор сразу ей понравился. "Не хуже, чем Прокудин", - мелькнуло у нее в голове.
Они приехали к ней домой. Она усадила его за стол, выставила вино, разнообразные блюда (Аня хорошо готовила).
За столом они разговаривали о жизни, о родственинках.
Виктор был честен с нею. Он не скрывал, что сидел за убийство.
- Как это произошло? - спросила она.
- Он оскорбил меня... ударил. Мне пришлось защищаться.
Аня понимала, что нехорошо оставлять у себя ночевать малознакомого мужчину, но Виктору некуда было пойти. Не посылать же его в гостиницу...
С этого дня Виктор стал у нее жить.
В воскресенье, в выходной, они пришли в парк "Победы". Виктор зашел в универмаг, чтобы купить еды и питья (он предложил устроить маленький пикничок), а Аня осталась на улице поджидать его. Она подошла к речке и стала смотреть на уток, плавающих рядом с берегом. Вдруг к ней подошел парень лет двадцати пяти, спортивного телосложения, и стал к ней приставать.
- Девушка, хотите покататься со мною. У меня машина на стоянке стоит.
- Нет, не хочу. Я не одна.
- Не одна? Может, занять очередь. Кто последний?
- Молодой человек, оставьте меня в покое, - сказала она резко.
Вдруг сзади появился Виктор. Он, видимо, слышал разговор.
- Слушай ты, пидар, ты что пристаешь к девушке? - угрожающе сказал он парню.
- От пидара слышу! - ответил парень нагло.
В воздухе мелькнул кулак Виктора. Через мгновение тело парня растянулось на асфальте. Виктор с безумным лицом набросился на валяющегося парня и ногой нанес ему сильный удар в живот.
- Витя, ты убьешь его! - крикнула Аня в ужасе.
Она схватила его обеими руками за бока и потянула назад.
Виктор подчинился, отошел от парня.
- Давай скорее уйдем скорее, - просила она.
Когда они дошли до железного моста, Аня обернулась: парень стоял на ногах. Она облегченно вздохнула: "Слава богу, жив".
По мосту они перешли речку, скрылись за деревьями.
- Давай уйдет отсюда, - просила Аня. - А то вдруг милиция приедет...
Виктор не стал спорить. Они спешно перебрались в другой парк.
Этот эпизод произвел на Аню двойственное впечатление. С одной стороны, Виктор вырос в ее глазах. "Такой не даст в обиду", - думала она. Но с другой стороны, когда она вспоминала, как обезумевший Виктор бьет парня ногой в живот, ей становилось жутко.
Виктор устроился работать автослесарем. Через месяц он сделал ей предложение, и она приняла его.
Узнав о решении Ани выйти замуж за Виктора, Галина, с которой Анна продолжала дружить, попыталась ее отговорить:
- Не делай этого. Подумай сама: он же человека убил!
- Тот сам был виноват, - сказала Аня. – Он первый бросился на Виктора. Ему пришлось защищаться.
- Но как он мог ударить ножом!
- Всякое бывает, - говорила Аня. – Каждый человек может ошибиться. Надо уметь прощать.
- Аня! Не спеши с замужеством. Ты еще встретишь порядочного мужчину! Ты же умная, симпатичная.
- Я люблю его. Я хочу иметь семью, детей. Ведь у тебя есть муж, дочь… Галь, ну почему ты так враждебно настроена против Вити? Вспомни наш любимый фильм «Калина красная». Его герой тоже был бывшим заключенным. Но когда встретил порядочную женщину, то изменился. Витя тоже стал другим.
Галина сокрушенно покачала головой и, раздосадованная, пошла домой.
Ане не сомневалась, что с Виктором она обретет настоящее семейное счастье.
Первые полтора года семейной жизни Виктор вел себя хорошо: выпивал редко, зарплату отдавал жене. Правда, и в это время в его поведении Аня заметила некоторые странности. Давали о себе знать лагерные привычки.
Как-то раз, придя домой с сильно побитым лицом, он взял на кухне острый нож, подошел к зеркалу и проколол под глазом кожу. Из ранки потекла кровь.
- Зачем ты это сделал?! – поморщившись от отвращения, спросила Аня.
- Чтобы фингала не было, - объяснил муж.
Родился первенец. Аня была на седьмом небе от счастья. Но вскоре ей пришлось спуститься на грешную землю. Виктор все чаще и чаще приходил домой пьяным. Аня долго терпела, затем не выдержала, упрекнула его:
- Витя, ты слишком часто выпиваешь. Не забывай, у тебя семья.
- Заткнись, дура! - в ярости закричал Виктор.
После этого разговора он стал пить еще чаще, а в пьяном виде он становился невыносимым. Он без всякой причины скандалил, оскорблял Аню.
Как-то раз она попыталась приструнить его:
- Витя, как ты разговариваешь со мной! Разве так можно вести себя!
- Замолчи, тварь! Признавайся, б...,с кем трахаешься! Я тебя сейчас зарежу.
Он побежал на кухню за ножом. Аня, охваченная страхом, спряталась в спальне.
Виктор с самого начала невзлюбил Галину. Он считал, что она настраивает Аню против него.
- Чтоб ноги ее здесь больше не было. Если эта б... хоть раз зайдет к нам в гости , я ее зарежу, - предупредил он свою жену. – А если ты к ней пойдешь, зарежу обеих!
Чтобы не дразнить мужа, Аня перестала приглашать подругу к себе домой, перестала ходить к ней в гости. Теперь они общались лишь на работе.
Ей бы сразу подать на развод, но она терпела, продолжала надеяться, что муж исправится.
Родился второй сын. Забот прибавилось.
Виктор совсем перестал отдавать ей зарплату, все деньги пропивал, но каждый день требовал от нее изысканных блюд. Как-то он пришел пьяным. Она поставила перед ним жареную картошку и селедку.
- Где мясо, тварь! – взревел он.
- А где я тебе денег возьму на мясо! Ты же мне ни копейки не даешь! – возмутилась она.
- Ах ты, сука! Да я тебя сейчас зарежу!
- Успокойся!
Чтобы досадить жене, он схватил за ноги трехмесячного Сашу и стал с огромной скоростью кружиться с ним по комнате. Малыш дико верещал. Аня оцепенела от ужаса.
Она поняла, что с Виктором жить невозможно. Он был опасен не только для нее, но и для детей. Она не понимала, как она могла когда-то любить этого человека. Сейчас он вызывал у нее только одно чувство - страх и жгучую ненависть. Ей хотелось взять на кухне тяжелую сковороду и со всей силы ударить его по голове.
Она возненавидела Шукшина, все его рассказы и особенно фильм "Калина красная". "Обманул. Исковеркал мне жизнь", - думала она о великом русском писателе.
Посоветовавшись с Галиной, она подала на развод. Суд развел их с первой попытки.
Хотя брак был расторгнут, она по-прежнему продолжала жить с бывшим мужем в одной квартире. Он занимал одну комнату, а она с детьми – другую.
- Витя, уйди, - просила Аня. – Ведь это же квартира моей бабушки. Ты же к ней никакого отношения не имеешь.
- Я прописан в ней. Я такой же хозяин, как и ты. Ясно? Хахалей хочешь водить? Не получится.
- Давай разменяем, - предложила Аня. – Мне с детьми однокомнатную, а тебе комнату с подселением.
- А зачем мне идти в комнату с подселением. Я и здесь живу в комнате с подселением. В отдельную квартиру пойду, а в комнату с подселением – хрен тебе.
- Но ведь нашу хрущовку без доплаты невозможно разменять на две однокомнатные, - говорила она в отчаянии. - Ты доплати, возьми в банке ссуду, а я не буду на алименты подавать .
- Тебе нужно, ты и доплачивай! Мне и здесь хорошо.
Он не давал на содержание детей ни копейки, и, чтобы заработать деньги на жизнь, ей до окончания декретного отпуска пришлось выйти на работу.
Место в яслях трудно было выбить, и она привезла из деревни свою тетю Марию Трофимовну – безотказную худенькую старушку семидесяти восьми лет, божий одуванчик, которая согласилась присматривать за малышами. Виктор сразу ее невзлюбил. Он считал, что та вмешивается в его отношения с бывшей женой.
Как-то раз вечером, возвращаясь с работы, Аня увидела Марию Трофимовну, сидевшую на скамейке возле их подъезда.
- Тетя, ты почему здесь сидишь? – удивилась она. – А где дети?
- Да Виктор утром выгнал меня из дома, - сказала старая женщина. – Говорит: «Убирайся, старая карга, а то горло перережу».
- А дети с ним?!
- Да.
У Ани внутри похолодело. Она бросилась наверх. Дети были, слава богу, живы.
- Ты что делаешь! - крикнула она бывшему мужу. – Ты почему тетю на улицу выгнал!
Глаза у Виктора злобно сверкнули. Он схватил нож и бросился с ним на Аню. Защищаясь, она подставила руки. Лезвие полоснуло по ее ладони.
Через две недели Анна попросила у тети денег взаймы, чтобы купить кровать.
- Денег у меня нет. Я их Виктору отдала, - сказала старушка сокрушенно.
- Как отдала! - рассердилась Анна. – Зачем ты это сделала! У тебя что, пенсия большая?
- Каждый день он у меня требует денег на похмелку. Как я ему откажу. Он же меня убьет. А когда напьется на мои деньги, снова издевается надо мною. Говорит: «Приживалка! Когда ты отсюда уберешься? Едь в свою деревню, карга старая».
Скандалы и разборки происходили почти каждый день. Такая жизнь не могла продолжаться вечно. Рано или поздно должна была произойти кровавая развязка - и она произошла.
В тот вечер Виктор, как всегда, вернулся домой пьяным. Ему захотелось поиграть с малышами. Он взял резиновый мяч и запустил его в детей. Он не рассчитал силу удара, и оба сына, как подкошенные, упали на пол и от испуга заплакали. Аня схватила годовалого Сашу на руки. Но Виктор вырвал его, лег с ним на пол и продолжил игру. Он подбросил сына вверх, но не рассчитал, поймать не смог. Сын ударился головой о пол. Аня подскочила к ребенку, но Виктор не дал ей взять его на руки. Она едва успела увернуться от удара ногой. Из спальни вышла Мария Трофимовна.
- Ну как тебе не стыдно. Это ж твои дети. Что ж ты их так обижаешь. Ты же отец, - укоряла она Виктора.
Нервы у Ани не выдержали. На бывшего мужа обрушились гневные тирады:
- Негодяй! Ты же хуже зверя. Звери своих детенышей защищают. А что ты делаешь, изверг. Ты же их погубишь!
В ответ Виктор разразился матерной бранью.
- Я вам сейчас глотки перережу! – крикнул он. Глаза у него были совершенно безумные.
Он бросился на кухню – они уже знали - за ножом.
Чтобы спастись, Аня с детьми и старушкой бросились к выходу. Но им не удалось выскочить из квартиры. Виктор догнал их в коридорчике возле входной двери. Он подскочил к старушке и молча ударил ее ножом в живот.
- Ань! Ударь его чем-нибудь! – в отчаянии крикнула старушка.
Аня схватила утюг, оказавшийся поблизости, и три раза ударила им по голове, а один раз по руке ненавистного мучителя. Но удары были недостаточно сильными. Виктор не упал, а нож остался в его руке. В ярости он бросился на бывшую жену. Чудом она уклонилась от удара ножа – лезвие полоснуло по ее ладони. Из раны потекла кровь.
Виктор переключился на старушку. Он схватил ее за шиворот и, не выпуская нож из руки, матерясь, начал таскать по квартире. Дети в ужасе ревели на весь дом.
- Брось нож! - в исступлении повторяла Аня.
Раздался стук в дверь. Аня бросилась открывать ее: появился шанс спастись.
В квартиру зашла соседка Анастасия Васильевна, импозантная женщина лет шестидесяти, вооруженная комнатным тапком.
- Отпусти меня, отпусти, - стонала старушка.
На ее лице застыла гримаса страдания.
- Оставь бабушку, - бесстрашно крикнула Анастасия Васильевна. – Как тебе не стыдно обижать старого человека!
Она решительно подошла к Виктору и шлепнула его тапком по плечу.
Он отпустил старушку и повернулся к соседке.
- Ты хочешь, чтобы я и тебя зарезал?! – спросил он Анастасию Васильевну.
И тут только она увидела окровавленный нож в его руках. От страха она оцепенела. Пальцы ее разжались, и тапок, ее единственное оружие, упал на пол.
Придя в себя, она стремительно побежала из квартиры. Виктор, матерясь, побежал вслед за нею.
Воспользовавшись передышкой, Аня вместе с детьми и тетей заскочила в спальню и подперла дверь кроватью. Тетя упала на постель и стала громко стонать.
К комнате приближались тяжелые шаги Виктора.
- Открой! Я вам глотки перережу, - донесся до них его угрожающий хриплый голос.
- Уйди, Витя! Тетя умирает. Вызови скорую.
- Пусть подыхает!
Когда шаги Виктора удалились (видимо, он пошел на кухню), Аня бросилась к окну и закричала в отчаянии:
- Люди, помогите, спасите! Нас убивают.
Ее услышали: из соседнего дома вышли жильцы.
- Ради бога, вызовите скорую и милицию! – молила их Аня. – Ради бога, скорее!
Они выполнили ее просьбу, но до приезда милиции Ане пришлось еще минут двадцать сдерживать осаду спальни.
Виктора арестовали, повезли в милицию, а Марию Трофимовну отправили на скорой в больницу.
Через три дня старая женщина скончалась от раны, а спустя полгода состоялся суд над Виктором. Его во второй раз приговорили к восьми годам лишения свободы. Наконец, Аня избавилась от ненавистного соседа, но слишком высока была цена освобождения – жизнь любимой тети. Молодую женщину мучили угрызения совести. Она считала, что тетя погибла по ее вине.
Весной она с сыновьями сходила на кладбище, привела в порядок могилу Марии Трофимовны, мысленно попросила у нее прощения, а на обратном пути зашла в храм и поставила свечку за упокой ее души.
Свидетельство о публикации №215061700376