Григорий Распутин и Московский комсомолец

Литературный дневник

                Бред «спецкора» о покушении в 1914 году

С опозданием почти на год довелось мне прочитать «псевдосенсацию» «Московского комсомольца» о якобы появившихся новых обстоятельствах первого покушения на Григория Распутина, совершенного в июне 1914 года. Я понимаю, что есть желтая пресса», и что некоторые из читателей «Московского комсомольца» «всё схавают», если журналистскую бредятину подать «под сладким сексуальным соусом».
Я не понимаю, почему бы не завести в «МК» рубрику «Бредятина специального корреспондента»? Или, например, раздел «Мы сейчас врать будем». Есть еще вариант: «Извращение отечественной истории». Дарю идеи бесплатно и перехожу к изложению бредятины.

                Врет, как «Московский комсомолец»

К столетнему юбилею со дня первого покушения на Григория Распутина, летом 2014 года «МК» решил порадовать своих читателей «гулкой сенсацией». Газетный заголовок гласил: «История покушения на Распутина получила интимный оборот». Радостное предвкушение от прикосновения «к интимным тайнам» рождалось от чтения строк:  «Спустя 100 лет ученые раскрыли тайну ранения «царского друга»: его планировалось оскопить».
Приведу несколько цитат, чтобы не читавшие могли получить некоторое представление: «Уголовное дело о покушении на фаворита императорской семьи Григория Распутина, заведенное сто лет назад, 29 июня 1914 года, впору пересматривать! Ученые обнаружили медицинские документы, которые в деталях раскрывают подробности инцидента. Изучив секретные бумаги, современные судмедэксперты пришли к выводу: напавшая на Распутина женщина хотела не убить его, как считалось ранее, а лишить мужского достоинства. А мотивом преступницы была женская месть… Подробности «удара ниже пояса» самому загадочному деятелю царской России начала XX века выяснила спецкор «МК».
Далее в статье приведена выдержка из материалов уголовного дела: «29 июня 1914 года в селе Покровском крестьянин Григорий Распутин-Новый в 4 часа дня отправился на телеграф подать телеграмму. На улице к нему подошла сызранская мещанка Хиония Гусева и, выхватив из-под юбки кинжал, ударила им в живот Григория Распутина-Нового. Раненый побежал по улице, а Гусева с кинжалом в руке погналась за ним, но была задержана собравшимся народом. Григорию Распутину-Новому была оказана медицинская помощь, и при судебно-медицинском освидетельствовании у него оказалась на животе резаная рана, отнесенная врачом к разряду тяжких». Исторический документ остался без извращений и это уже радует. 
Но дальше «спецкора понесло»: «Чего только не писали про мотивы покушения на Распутина за эти сто лет! Но все сходились во мнении — Гусева должная была стать исполнителем фактически заказного убийства. В том смысле, что действовала по приказу одного иеромонаха или (по другим данным) группы религиозных фанатиков. Версия, что Хиония просто была обижена на Распутина как женщина и хотела оскопить его, озвучивалась, но очень неуверенно, некоторыми специалистами и до сих пор ничем не была подкреплена. И вот совсем недавно у ученых появился веский повод вернуться к ней...».
Действительно, «чего только не писали» исследователи первого покушения… но все они основывали свои позиции на документах. И нигде в подлинных исторических документах про «женскую обиду» безносой Хионии Гусевой на Григория Распутина не упоминалось. «МК» на них не было с его тягой к извращению исторической действительности.  Приведу еще фрагмент «спецкоровской» безудержной исторической фантазии, вкрапленной в документ.
«Вот то, с чего все началось, — телеграмма из села Покровского. Это родное село Распутина, где он жил до переезда в Петербург. Там у него был дом, родственники, друзья, и в июне 1914-го он туда как раз наведался. В телеграмме, подписанной доктором Владимировым и адресованной в Тюменскую больницу, сказано, что Распутин находится в тяжелом состоянии. Второй документ — бланк городской больницы города Тюмени, на котором подробное описание операции, которая была в этот день выполнена Распутину.
Вот что пишет доктор А.С.Владимиров: «29 июня 1914 года я был вызван по телеграфу к раненому Распутину-Новых (Новых — родовая фамилия, а Распутин — псевдоним, его придумали односельчане в связи с поведением Григория. — Прим. авт.). Куда и выехал с фельдшерицей. Раненый лежал на кровати с наложенной на живот повязкой, живот вздут, есть рвота, общий вид угнетенный. По снятии повязки — на три поперечных пальца выше лобка резаная рана, идущая косвенно от средней линии вправо длиной три см. Из раны торчит жировая клетчатка, признаки непроходимости кишок. Решено немедленно сделать чревосечение под хлороформным наркозом. Чревосечение по средней линии, разрез от раны до пупка длиной два вершка. Ущемленная петля извлечена из брюшной полости. На брожейке найдена царапина, проникающая под серозный покров. На брюшину наложен кетгутовый шов, а на апоневроз — шелковый. Больной оставлен на попечении участкового врача. 3 июля утром больной на пароходе доставлен в больницу Тюмени».
Вы спросите, где же «спецкоровское вкрапление»? Да вот же оно – «в примечании автора»: «Новых — родовая фамилия, а Распутин — псевдоним, его придумали односельчане в связи с поведением Григория».
Современная поговорка «Врет, как «Московский комсомолец»  имеет полное право на существование…

                Несут же люди чушь на всю Россию…


… И плюют при этом на опубликованные документы… Понимаю, что не каждый журналист готов и может изучать архивы в поисках исторических фактов, а «спецкорам МК» это, наверное, вообще запрещено приказом главного редактора. Но документальную литературу журналистам пока читать не запретили. Или я что-то пропустил и такой запрет давно существует?
Откроем на стр. 10 книгу  М. Смирновой и В. Смирнова «Неизвестный Распутин.P.S.». Исследовали, создавшие музей Г. Распутина в селе Покровском, со ссылками на Российский государственный архив древних актов (РГАДА фонд 280 опись 3 дело 682) цитируют опись вотчин тобольского архиерея: «1765 году сентября 22 дня в силу инструкции и пунктов Тобольскаго дому  митрополитанскаго Покровской слободы и к ней приписанных деревень Усальской и Искинской крестьянской староста Василей Калганов, десятники Дмитрей Андронов, Андрей Зырянов,…лутчие люди крестьяне Иван да Мирон Роспутины… по бывшей  де в 744 году ревизии показано в той Покровской слободе 327 душ». Убедительно авторы показывают, что «предки Распутина еще за четыре поколения до рождения Григория Ефимовича числятся среди лучших людей слободы Покровской. Это ли не доказательство того, что фамилия Распутин не связана этимологи чески со словом развратник. Фамилия же Распутин была распространенной как на Урале, так  и в Сибири». Корни ее относятся к слову "распутица"*
Внимательный читатель вправе заметить, что после покушения 1914 года во всех полицейских, судебных и медицинских документах Григорий Ефимович именуется как Распутин-Новый. И этому есть объяснение подтверждение историческими документами. Еще одна цитата из книги «Неизвестный Распутин.P.S.»: «В 1906 году, еще задолго до гонений, Григорий Ефимович написал Николаю II прошение: «Проживая в селе Покровском, я ношу фамилию Распутин, в то время, как и многие односельчане носят ту же фамилию, от чего могут возникнуть возможные недоразумения. Припадаю к стопам Вашего Императорского Величества и прошу: дабы повелено было дать моему потомству именоваться по фамилии Распутин-Новый. Вашего Императорского Величества верноподданный  Григорий». И вновь авторы дают ссылку на документ, хранящийся в Государственном архиве Российской Федерации (фонд 601 опись 1 дело 1088 лист 1).
 
                …Ревнуя о правде Христовой, решила убить его,
             подобно тому, как Св. Илья Пророк ножом убил 400 лжепророков


Показания Хионии Гусевой о мотивах ее показания на убийство Григория Распутина давно опубликованы. И везде указывается только на религиозный мотив – «Ревнуя о правде Христовой» хотела убить лжепророка». Если бы только безносая Гусева могла себе представить как через стол лет этот ее «высокий» религиозный мотив «по спецкоровски цинично» будет извращен и сведен к мести «за поруганную женскую честь», она наверное ужаснулась бы… Женщина мнила себя «божьей мстительницей» и «борцом с Дьяволом», а ей  «спецкор МК» приписывает желание мужика кастрировать на почве мести... 
Фактические мотивы достаточно подробно описаны в самых разных источниках. Бывший друг, а потом заклятый враг Распутина, а также религиозный наставник Хионии Гусевой, иеромонах-расстрига Иллиодор, поносивший Распутина, позднее в своей известной книге «Святой черт» писал: «Она часто прерывала мои речи и горячо-горячо говорила: "Дорогой батюшка! Да Гришка-то настоящий дьявол. Я его заколю, как пророк Илья, по велению Божию, заколол 450 ложных пророков Вааловых! А Распутин ещё хуже их».
Цитата из другого документа – «МНЕНИЯ врача Томской окружной лечебницы для душевнобольных А.Иванова о состоянии душевного здоровья Х.К.Гусевой, обвиняемой в преступлении, предусмотренном 9 и 1454 ст. Уложения о наказаниях».
     «Обстоятельства дела следующие: 29-го июня 1914 года в селе Покровском крестьянин Григорий Распутин – Новый в 4 часа дня отправился на телеграф подать телеграмму. На улице к нему подошла Сызранская мещанка Хиония Гусева и, выхватив из-под юбки кинжал, ударила им в живот Григория Распутина-Нового. Раненый Григорий Распутин – Новый побежал по улице, а Гусева с кинжалом в руке погналась за ним, но была задержана собравшимся народом. Григорию Распутину – Новому была оказана медицинская помощь и, при судебно-медицинском освидетельствовании у него оказалась на животе резная рана, отнесенная врачом к разряду тяжких.
     При допросе в качестве обвиняемой Хиония Гусева признала себя виновной в предъявленном ей обвинении и объяснила, что Григория Распутина она узнала в Царицыне, куда последний приезжал к епископу Гермогену и иеромонаху Иллиодору. Отношения между Распутиным и бывшим епископом Гермогеном и иеромонахом Иллиодором сначала были дружественные, но затем они разошлись, и результатом этой размолвки было то, что и епископ Гермоген и иеромонах Иллиодор пострадали: и тот и другой были удалены из Саратовской епархии. Она знала, что Григория Распутина – Нового считали за пророка, но сама она считала за лжепророка. Ревнуя о правде Христовой, она решила совершить над ним суд Божий, т. е. решила убить Григория Распутина, подражая святому пророку Илье, который заколол ножом 400 лжепророков. Чтобы привести в исполнение свое намерение, она купила в Царицыне на базаре за три рубля кинжал у неизвестного ей человека и поехала разыскивать Распутина – Нового, с какой целью была и в Ялте, и в Петрограде. Не найдя Распутина в Ялте и в Петрограде и, имея сведения, что последний в с. Покровском, она 16-го июня приехала на пароходе в с. Покровское, где в течение недели следила за Распутиным – Новым, выжидая удобного случая для приведения в исполнение своего намерения. Таковой случай представился ей 29-го июня, когда Распутин - Новый шел на телеграф подать телеграмму. Когда Распутин – Новый возвращался обратно, то она поджидала последнего у ворот его дома, где и ударила его кинжалом в живот»...
Из рапорта Прокурора Омской Судебной Палаты Министру Юстиции от 7 июля 1914 г, № 2521
«Имею честь донести Вашему Высокопревосходительству, что 29-го минувшего июня, около 3 часов дня крестьянин с.[ела]. Покровского, Тюменского уезда, Тобольской губернии Григорий Распутин, вернувшийся накануне из Петербурга в названное село, вышел из своего дома на улицу за ворота. В это время к нему подошла мещанка [из] гор.[ода] Сызрани Симбирской губернии Хиония Козьмина Гусева и, выхватив из-под платка кинжал, ударила им Григория Распутина в живот. Распутин бросился бежать по улице. Гусева погналась за ним, но Распутин, схватив с земли палку, ударил ею Гусеву по голове. Сбежавшимся на крик народом Гусева была задержана. Распутину оказана медицинская помощь сначала врачом села Иевлева Высоцким, а затем, по доставлении Распутина в Тюмень, хирургом Тюменской юродской больницы Владимировым, но степень тяжести причиненного Распутину поранения пока не определена. Предварительное следствие производится Судебным Следователем Тюменского уезда. Гусева привлечена к следствию в качестве обвиняемой в покушении на убийство Распутина с заранее обдуманным намерением и виновной себя в этом признала, причем дала следующие объяснения: Распутина она узнала в 1910 г., когда он приезжал в гор.[од] Царицын и посещал дом Наталии Толмачевой, в котором она, Гусева, жила келейницей. Уезжая из Царицына, Распутин обещал вновь приехать к ним, однако же, он долго не приезжал и она, Гусева, узнала от иеромонаха Иллиодора[,] что Распутин поссорился как с ним, Иллиодором, так и с архиереем Гермогеном. Услыхав оттого же Иллиодора мнение о Распутине как о развратнике и прочитав в газете «Свет» статью под заглавием «Иллиодор и Гриша», в которой подробно была описана жизнь Григория Распутина и его развратное поведение, она, Гусева, сочла его за лжепророка и поэтому, «ревнуя о правде Христовой, решила убить его, подобно тому, как Св.[ятой] Илья Пророк ножом убил 400 лжепророков». С этой целью она в гор.[оде] Царицын купила за 3 руб. кинжал и поехала в село Покровское, куда прибыла 21–22 июня, когда Распутин еще не возвратился. 29 июня, узнав, что Распутин вернулся в село Покровское, она взяла кинжал и стала ожидать выхода Распутина на улицу, когда же он вышел, она пошла к нему навстречу и ударила его кинжалом в живот, а когда он бросился бежать, погналась за ним, чтобы нанести ему смертельный удар, но в это время сама получила от Распутина удар палкою по голове».
Где – в исторических документах или в голове «спецкора МК» - можно найти «интимные подробности» и желание Хионии Гусевой «лишить мужского достоинства» Григория Распутина? Ответ на этот вопрос читатели могут дать сами.
И через сто лет в истории первого покушения на Григория Распутина много загадочного и неясного. Например, не ясно каким образом и для чего в селе Покровском перед покушением Гусева на Распутина оказался «спецкор» «Петербургского вестника», немедленно опубликовавшем «интервью» с арестованной Гусевой? Интервью в реальности не было, и полиция опровергла факт «интервьюирования» арестованной. Но ведь зачем-то летом 1914 года «многознающий спецкор» столичной газеты потащился из Петербурга в тюменскую глушь и несколько дней терпеливо ждал в селе Покровское результатов будущего покушения? И кто позаботился, чтобы этого столичного «спекора» полиция быстро выпустила после задержания?
Вот еще один архивный документ из следственного дела о покушении на убийство Г. Е. Распутина:

"Акт дознания

1914 года июня 30 дня. Село Покровское. Тюменский исправник производил дознание по делу о покушении на убийство крестьянина Григория Ефимова Распутина-Новый. По дознанию оказалось:
Поздно вечером 29 июня Исправником получена от г. начальника губернии телеграмма немедленно выехать в Покровское для производства дознания и вызвать врача для оказания раненому Новых помощи. По справке оказалось, что в Покровское для указанной цели выехал тюменский врач-хирург Владимиров.
...
Приступая к дознанию, исправник немедленно проверил население с. Покровского с целью установления, не имеется ли здесь еще лиц без документов или подозрительных; проверка дала отрицательные результаты, здесь оказался только журналист редакции „Петербургского курьера“ мещанин г. Липовца Киевской губернии Вениамин Борисов Дувидзон, у коего установленного вида на жительство не оказалось, а в подтверждение своей самоличности он предъявил метрическую выпись и удостоверение причта Виленского воспитательного дома Иисус Младенец и др. бумаги, по коим личность Дувидзона не вызывает сомнения, хотя сведения о нем запрошены через Петербургское сыскное отделение, за проживание же без вида на жительство он привлечен к ответственности».
Врать в газетах про Распутина Дувинзон будет долго, тщательно, с упоением и за деньги. Опровержения оклеветанный не дождется… и столетие люди будут верить бредятине «спецкора Дувинзона» «о пьянице, развратнике и тобольском конокраде Гришке Распутине»…
И не многие задумаются, откуда у нищей швейки Хионии Гусевой в 1914 году появились деньги на поиски Распутина по всей России, включая далекую Сибирь. Купив на базаре кинжал за три рубля, Гусева выехала из Царицина (ныне - Волгоград), в поисках будущей жертвы, Гусева побывала  в Ялте, потом – в Петербурге, затем отправилась в Тюмень, оттуда – в село Покровское. Кто «спонсировал» ее передвижения по великой империи? Кто заботливо снабжал ее информацией о местонахождении Распутина? По каким причинам иеромонах Иллиодор, сразу после покушения покинул Россию и предпочел отсиживаться в Скандинавии, пока уголовное преследование против него за подстрекательство к убийству не было прекращено Временным правительством? Почему в марте 1917 г. министр юстиции Временного правительства Керенский сразу после отречения Императора Николая, телеграфом потребовал освобождения Гусевой из психиатрической больницы?
Вопросы, вопросы, вопросы… Но все они не имеют «интимного оборота» и «сексуальных раскрасок», а поэтому и не представляют интерес для желтой прессы и «спецкоров», подобных «Дувинзонам».

                Фатальная невезучесть противников войны

Летом 1914 года как-то уж слишком не везло – вплоть до смертельных исходов – противникам будущей Мировой войны.
Наследник Австро-Венгерского престола Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф фон Габсбург эрцгерцог д’Эсте, не любивший русских, а также сербов, но выступавший против войны  с Россией,  28 июня 1914 года в  Сараево, в результате террористического акта, получит смертельное ранение. Его смерть станет поводом к началу первой Мировой войны.
31 июля 1914 года в парижском кафе от выстрела фанатика-националиста погиб решительный противник втягивания Франции в мировую войну, видный деятель французского социализма Жан Жорес. Будучи убежденным пацифистом, он сделал основным направлением своей деятельности в 1905-1914 годах борьбу за предотвращение надвигающейся войны в Европе. Жан Жорес призывал правительство достичь взаимопонимания с Германией. На следующий день после его убийства, войска Германии без объявления войны вторглись в Люксембург, выдвинув ультиматум Бельгии о пропуске германской армии к границе с Францией, а 3 августа Берлин официально объявил войну Франции.
Напомню дату покушения Гусевой на Распутина – 29 июня 1914 года. Читатель вправе спросить, что же общего между наследником австро-венгерского престола эрцгерцогом Францем Фердинандом, лидером французских социалистов Жаном Жоресом и русским крестьянином Григорием Распутиным? Общее у них было одно – желание удержать Австро-Венгрию, Францию и Россию от вступления в Мировую войну.
Однажды – в 1912 году - у Распутина это получилось и он сумел удержать Императора Николая II от вступления в Балканскую войну. Не случись этого, Мировая война началась бы еще в 1912-м…
Но это уже другая история…

Примечяания
* Распу;тица — период, когда грунтовые дороги становятся непроходимыми или труднопроходимыми вследствие сезонных погодных изменений. Преимущественно термин распространяется на Россию, Белоруссию и Украину (северные широты).


Рецензии