Официально- охранительное направление

Представителями этого течения в отечественной историографии были С.Ф.Платонов,М К  Любавский,Н К Шильдер и С С Татищев.      
С. Ф. Платонов (1860-1933) по праву считался историком "смуты" . В "Очерках по истории смуты в Московском государстве XVI - XVII веков" (1899 г.)он утверждал, что Русь во второй половине XVI в. переживала внутренний политический кризис. "Выражением кризиса явился насильственный переворот в сфере княжеского и вообще служилого землевладения, известный под именем опричнины". Переворот привел к полному ослаблению боярской аристократии и к образованию в Москве нового слоя дворцовой знати. Кризис XVI в. явился не только политическим, он был одновременно и социальным, представляя собою "последствие крупных перемен, проведенных в области поземельных отношений в интересах служилого класса". Выражением социальной стороны кризиса был упадок земельных хозяйств служилого люда в центре государства и усиленных выход тяглых и крепостных людей на окраины и "дикое поле". В землевладельческой среде "вырастало оппозиционное отношение к московскому общественному порядку и желание общественных перемен". Эти противоречия создали государственный кризис, выражением которого стало "смутное время".
С.Ф. Платонов занимает видное место в развитии русской отечественной исторической мысли конца XIX и начала XX в. В конце XIXвека широко развернулась преподавательская деятельность Платонова в Петербургском университете. В 1899 г. его  лекции по русской истории  были опубликованы, став заметным явлением в общественной жизни."Лекции" Платонова -это систематический обзор хода русской истории от древнейших времен до царствования Николая 1 включительно. Они разделены на три части : первая-от древних времен до царя Ивана4; вторая- от Грозного до Федора Алексеевича; третья- от смерти Федора (1682) до смерти Николая 1, В качестве введения к " Лекциям" Платонов дал сжатый очерк русской историографии. Он выступал против присвоения истории методов другой науки -социологии. Он считал,что социология ставит своей целью изучение общих законов развития общественной жизни вне приложения их к определенному времени и народу. Охарактеризовав географическую основу русской истории, Платонов в своих "Лекциях" приступает к изучению вопроса о внутренней организации славян . Он разделял теорию Леонтовича о задружно-общинном быте славян,основанном на территориально-соседских началах. Могучим фактором объединения Руси Платонов считал христианство.Он дал сжатый обзор развития русской социально-политической истории до середины 16 века.


Рецензии