По примеру Тициана. Серия из жизни художников 2

 Александр ТРАВНИКОВ

ПО ПРИМЕРУ ТИЦИАНА
ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКОВ 2

Лично у меня сложилось такое впечатление, что художники активно все ненавидят друг друга. И нет, чтобы за свое творчество беспокоиться. Так нет же. Всегда норовят товарища по цеху обойти и обскакать.
Когда рассказывали, не верил, пока сам не убедился. А дело было так.
Знаю я одного художника. Из тех, кто всегда удачлив и успешен. Хоть и репутация та еще, но зато продается. И учеников море.
И вот однажды, сидим мы у него в мастерской, чай пьем. Ученики копии пишут с его творений. Другие ученики, так те еду готовят, чай и кофе подают. А некоторым даже полы помыть доверяют.
И спрашивает меня Мэтр.
- Как там Стас? (Это к слову, не про того, который Серов, а про того, про которого рассказ был из серии «Из жизни художников 1. Про миллион»). Все так же пьет? Или как?
- Да, вроде, нормально. Давно не видел, - отвечаю.
- А ты картины его еще собираешь?
- Пока нет. Во-первых, он их не пишет. А во вторых, я уже 50 собрал. Пока хватит.
- А давай мои картины будешь собирать?!
- Давай, - говорю. - Но условия те же. Буду для коллекции отбирать по одной-две картины в месяц. Вернее вместе будем отбирать. Сумма одна и та же. Но не чаще, чем раз в месяц.
Договорились и даже в записной книжке условия обозначили.
- А зачем тебе это? – спрашиваю я Мэтра.
- Ну, как зачем? Будет у тебя цельная коллекция моих картин. Мне деньги,  тебе коллекция.
И вот прошло почти 10 месяцев. У меня уже штук 20 картин самого Мэтра, из-под его кисти, на его выбор и по его рекомендациям.
А помимо многочисленных учеников, в их среде Мэтром была сформирована гвардия близко и особо приближенных учеников из числа девчонок. Человек пять.
Как говорится, пять лучших, доверенных и любимых учеников. Которые, правда, раньше учились у других. А научившись, стали пробиваться по жизни художника с помощью и при поддержке самого Мэтра. И нужно отдать им должное. Мастерство у них действительно присутствовало. Умел Мэтр выбирать и подбирать талантливых и перспективных. Еще при советской власти научился, вероятно, этому.
И вот однажды, для одной из моих книг я заказал копию сложной картины одного французского академика, у которого даже сам Верещагин учился.
И Мэтр порекомендовал мне взять на этот заказ свою ученицу Лену. Расчеты говорит со мной. А она сделает. И действительно Лена написала отличную копию картины. А когда шла работа над картиной, стал вопрос, что хорошо бы увидеть, как выглядит настоящий турецкий ятаган в руках арнаута*.
Арнаута у меня не было. А старинный настоящий ятаган был. Пришлось идти и показывать.
Пошла художница Лена, которая заказ выполняла, а за компанию и другая художница из числа приближенных учеников Мэтра, назовем ее Юля, увязалась и напросилась. Хочу тоже живой ятаган посмотреть и в руках подержать.
Пришли ко мне. Снял я со стены ятаган, периода возрождения Египта и могущества Османской Империи. Показал. Подержали в руках. Уточнили детали. Подсняли тусклый блеск столетней стали. Уже собрались уходить, да тут Юлю и спрашивает меня.
- О! А Вы оказывается и мои работы собираете?
- И мои тоже? – говорит уже Лена.
- Почему Ваши работы? – спрашиваю я. - Вовсе не Ваши.
- Как не наши? – В один голос заявляют обе. - Наши, наши!
- Хотите, докажу? - интересуется Юля
- Докажи? – заинтересовался я.
- Юля снимает со стены картину, и показывает с обратной стороны, где все скрыто рамой скромную подпись мелкими буквами – Юля П. и дата.
- А это моя, - заявляет Лена. - Вот смотрите! В углу еле заметными буквами мои инициалы?
Пришлось и другим картинам из числа работы Мэтра инвентаризацию организовать. И почти все оказались подписаны учениками Мэтра.
Я потом его спрашиваю, Мэтра этого.
- Это что такое?
- А что? – отвечает Мэтр. - Тициан тоже так делал. Даст задание ученикам, они и стараются. Если удачно получается у них, то он тоже свою подпись на картину ставил. А я чем хуже? Я и есть местный Тициан. А они и так должны меня благодарить, что я им дорогу в жизнь даю. Заказы организовываю.
Вот так из-за амбиций одних и жадности других и не сложилось мне собрать коллекцию бессмертных картин Мэтра. Да и не интересно мне стало.
Пока не интересовался деталями и не знал истины. А когда поинтересовался, то еще многое есть что порассказать. Художники, они такие. Они много чего про других художников знают.
Чего один Король Русского натюрморта ПАША только не знает? А он молчать не будет. Тем более, что Мэтр у него теперь главный враг его творчества! Чем-то заслужил.
___________________________
*Арнаут – здесь, албанец, на службе турецкого султана.

16 июня 2015 года


Рецензии