К Дионисию в Ферапонтов монастырь

К ДИОНИСИЮ В ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ


     Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие.                А.С. Пушкин

Ура! Мы едем на Север, к Вологде, к Ферапонтову и Кирилло-Белозерскому монастырям! Давно мечтал побывать здесь, и вот профсоюзный комитет нашего предприятия (Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»- РСК «МиГ») организовал для своих сотрудников эту поездку. Нас ждет знакомство с этими заповедными местами…
                Ожидавший нас замечательный автобус «Икарус» отправился в путь в 8 часов 15 минут утра 9 мая 1991 года- в 46-ю годовщину Дня Победы. Для поездки в нашем распоряжении праздничный и выходные дни с 9 по 11 мая, а также рабочий день 12 мая, который руководство предприятия разрешило нам отработать в другой день. Водители- Павел Валентинович и Владимир- из Загорска (ныне- Сергиев Посад), экскурсовод- Людмила Захаровна. Как и всегда во время путешествий, вел путевой дневник в маленьком блокноте, делая беглые записи и зарисовки («вешки» для памяти).   
                Чудесный солнечный день. Экскурсовод рассказала о программе нашей поездки: сегодня- дорога к Вологде, отстоящей от Москвы на 450 километров; завтра- знакомство с Вологдой, ее достопримечательностями; послезавтра- поездка к Ферапонтову и Кирилло-Белозерскому монастырям, находящимся в Вологодской области, а 12 мая- возвращение в Москву. За время экскурсии мы многое увидели и о многом узнали. Ехали сначала по Ярославскому шоссе, расположенные вдоль него города (Мытищи, Пушкино, Загорск, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль) и поселки имеют богатую историю… Затем выехали на дорогу к Вологде, по пути: Данилов, Пречистое, Грязовец и, наконец, Вологда, ровесница Москвы (официальная дата ее рождения- 1147 год- первое упоминание о Вологде в летописи). Кратковременно останавливались в Переславле-Залесском, Ростове, Ярославле и в Пречистом.
                Познакомились с Вологдой - «воротами на Север», городом, созданным новгородцами на пути волока, соединявшего реки Сухону и Шексну. Город находится на реке Вологде (с финно-угорского языка- «тихая», «ясная», «светлая»)- правом притоке реки Сухоны, впадающей в Северную Двину. Борьба за этот город между Новгородом, Тверью и Москвой закончилась вхождением Вологды в 1397 году в состав Московского княжества. С XVII века Вологда стала форпостом на Севере России. В Смутное время здесь сформировалось северное ополчение, отправившееся на помощь Москве в борьбе против польско-литовских интервентов. При Петре I город стал не только торгово-ремесленным, здесь возникла крупная военная база и судостроительный центр. Вологда обрела в 1872 году железнодорожное сообщение с Ярославлем и Москвой, в 1898 году- с Архангельском, а в 1905 году- с Вяткой. Во время Великой Отечественной войны здесь организовали крупные эвакуационный и госпитальный центры.
                Вологда входит в число городов с особо ценным историческим наследием, в ней 224 памятника истории, архитектуры и культуры, из них 193 памятника федерального значения, находящихся под защитой государства. Мы успели познакомиться с городом, его кремлем, Вологодским музеем-заповедником, Музеем кружева, Домиком Петра I, памятником поэту К.Н. Батюшкову… 
                На следующий день отправились к Кирилло-Белозерскому монастырю (находится в 120 километрах к северо-западу от Вологды), затем к удаленному от него на 15 километров Ферапонтову монастырю.  В отличие от Кирилло-Белозерского монастыря, являвшегося мощной крепостью, Ферапонтов монастырь не имел до XIX века каменных стен.                            Полное название Ферапонтова монастыря: Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь. Это уникальный по сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Созданные здесь Дионисием с сыновьями фрески в Рождественском соборе хорошо сохранились. Они занимают площадь 600 квадратных метров, на которых изображены более трехсот сюжетов и отдельных персонажей! Росписи сохранились до наших дней без всяких поновлений- это редкий случай!      
                Дионисий переплавил в своей душе и подарил нам это песнопение в красках, посвященное прославлению Богородицы, не только в сюжетах «Акафиста Богородице», но и во всех других циклах («Вселенские соборы», «Страшный суд»…) и композициях.
                Говоря о проникновенности и глубине чувства Акафиста (прославляющего песнопения), вспоминается чудесный рассказ Антона Павловича Чехова «Святою ночью». 
                Кроме росписи стен собора Дионисий создал здесь и иконостас, иконы которого хранятся в настоящее время в музее города Белозерска, в Третьяковской галерее и в Русском музее.
                Ферапонтов монастырь- единственный на территории Вологодской области памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО (внесен в 2000 году в список как объект № 982).                Музей фресок Дионисия является филиалом ФГБУК «Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» (КБИАХМЗ), включенного на основании Указа Президента в 1997 году в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 

В 2000 году, к 560-летию со дня рождения Дионисия, я подготовил и впервые опубликовал рассказ о нем: «ХУДОЖНИК МУДРЫЙ, ИЗЯЩНЫЙ, ИСКУСНЫЙ… ДИОНИСИЙ» .                Вот его текст, размещенный также на моем сайте (Проза.ру Юрий Жданов 2).

ХУДОЖНИК МУДРЫЙ, ИЗЯЩНЫЙ, ИСКУСНЫЙ... ДИОНИСИЙ

Юрий Жданов 2
                Великие имена

                Умер только тот, кто забыт
                К 560-летию Дионисия

ХУДОЖНИК МУДРЫЙ, ИЗЯЩНЫЙ. ИСКУСНЫЙ, СВЕТОНОСНЫЙ…


Вместо вступления

Замечательный древнерусский живописец Дионисий родился около 1440 года.
Основной период его творчества приходится на время правления Ивана III, при котором образовалось единое русское государство. Дионисий уже в молодости был  известен по всей Московской Руси. В 1460-1480 годах Дионисий творил главным образом в подмосковных монастырях, но его работы этого времени погибли. В летописи упоминается также о работе Дионисия в Москве над иконостасом для Кремлевской церкви святой Богородицы, как называли тогда Успенский собор. До нас дошли фрески «Митрополит Петр» и «Митрополит Алексей», которые представляют собой тип так называемых житийных икон, на которых изображены величественные старцы с русским типом лица, подвижники, всегда исполняющие свой долг.
Им также написаны фрески Рождественского собора мужского Ферапонтова монастыря (1502 год), расположенного между Бородавским и Пасским озерами. Монастырь был основан около 1398 года монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом.
Среди композиций, покрывающих стены этого храма, основное место занимает Акафист- двадцать пять гимнов, сложенных в честь Богоматери еще в VI веке византийским поэтом Романом Сладкопевцем. Перед глазами проходит несколько сцен: «Благовещение», где Мария взволнованно слушает весть, принесенную ей архангелом Гавриилом; «Покров Богородицы», когда, торжественно возвышаясь на фоне храма, Богоматерь в образе Царицы Небесной осеняет человечество своим покровом- символом защиты от бед.
Особая роль отводилась изображению церковных песнопений во славу Марии: «О тебе радуется», «Похвала Богородице». Дионисий впервые в истории развития русской живописи ввел в иконы белые фоны. Работы для Ферапонтова монастыря завершили творческий путь Дионисия. Предполагается, что умер великий живописец между 1502 и 1508 годами.

Листая страницы летописи…

«В лето 7008 (1500) месяца августа в 6 день… начата бысть, подписывати церковь кончена на 2 лето месяца сентября в 8 день, а писцы Дионисий иконник со своими чады…»

Эту надпись увидели мы над северной дверью храма Рождества Богородицы в древнем Ферапонтовом монастыре, находящемся в Вологодской области.
Испытываешь особый трепет, когда приближаешься к этому прославленному нашими чудо-мастерами архитектуры и живописи монастырю. Хочется живо представить себе, как появился здесь  в лето 1500 года очень известный к тому времени живописец Дионисий со своими помощниками- сыновьями Феодосием и Владимиром. Они тоже были уже известными художниками. Современники гордились Дионисием. Наивысшей похвалой ему было то, что его называли продолжателем живописных традиций Андрея Рублева.
Дионисия называли «мудрым», «изящным» и «хитрым» (то есть искусным) художником.
И это справедливо. Особое очарование его искусством испытываешь, когда оказываешься перед его росписями в Ферапонтовом монастыре. Здесь фрески находятся в своей естественной среде- внутри храма, а не как иконы, перенесенные в музей.
Древнерусское храмовое искусство по самой своей природе монументально. Оно рассчитано на согласное действие архитектуры, иконописи (иконостас), росписей и убранства храма, звучащего слова (проповеди) и действа (службы).

Раньше храмы расписывались не только внутри, но и снаружи. Внутренние росписи, сделанные Дионисием с сыновьями, поражают необычной праздничностью. Это достигнуто применением красок, несущих свет (белой, голубой), а также тончайшими переходами красок (колорит). Это сделано специально, чтобы красками, цветом и светом создать образ рая. Ведь росписи посвящены воспеванию образа Богоматери, а через нее- и Христа. В нашей древнейшей летописи «Повесть временных лет» (X век) церковь называется садом, который посадила правая рука Господа. Для создания ощущения этого сада и создал свои фрески Дионисий. Его фрески отличаются от рублевских. Росписи Рублева рассчитаны  на очень внимательное, медленное, последовательное созерцание, вдумчивое восприятие. Они требуют глубокой сосредоточенности зрителя, отрешенного от всего внешнего, отвлекающего от раздумий. А росписи Дионисия подобны величавому, мелодичному и проникновенному праздничному песнопению, это мелодии ликования в красках. Библейские сюжеты передаются языком живописи. Росписи органически слиты с архитектурными формами и рассчитаны на восприятие зрителем, обходящим внутреннее пространство храма. Изображенные фигуры живут в ритме архитектурных поверхностей. Они взлетают там, где взлетают арки, или изгибаются там, где изгибается поверхность свода. Фрески очень поэтичны. Это достигается утонченностью рисунка, и удлиненностью пропорций фигур, как бы парящих в воздухе. Этот эффект «парения» создается нежными голубыми красками («голубец»), которыми окрашены нижние края одежд на голубом фоне.
Храм Рождества Богородицы призван воспевать Матерь Божию. И Дионисий всей системой росписи создает красочное песнопение в честь Богородицы- акафист (в переводе с греческого- «неседальный», то есть исполняемый стоя гимн). А в живописи это хвалебное песнопение достигается изобразительными средствами.
Роспись этого храма была лебединой песнью Дионисия. А до этого он расписывал другие храмы, создал много замечательных икон, отличавшихся добротностью и красочностью. Особо ответственные росписи он сделал в только что построенном итальянцем Фиораванти в Московском Кремле Успенском соборе- главном храме Руси.
                Юрий Жданов    2000 г.

Рассказ Юрия Жданова «Художник мудрый, изящный, искусный…  Дионисий» опубликован:

1. Юрий Жданов. Художник мудрый, изящный, искусный, светоносный…» Газета «Радость» № 3, 2000. Стр. 17
2. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2005. 140 с. Стр. 26- 28 (Художник мудрый, изящный, искусный, светоносный…
3. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2009. 184с. Стр. 26- 28 (Художник мудрый, изящный, искусный, светоносный…)
4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012. 184 с. Стр. 26- 28 (Художник мудрый, изящный, искусный, светоносный…)
5. Юрий Алексеев (псевдоним Юрия Жданова). Художник мудрый, изящный, искусный, светоносный… Дионисий. «Детская Роман-газета» №  4, 2008. Стр. 13-16

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)

© Copyright: Юрий Жданов 2, 2014
Свидетельство о публикации № 214072301412

Проходят годы, десятилетия, столетия…, многое изменяется в окружающей жизни, а произведения замечательных живописцев продолжают передавать эстафету чувств и мыслей своих авторов новым поколениям...                В этой эстафете и замечательные творения Дионисия…
 
    Юрий Жданов    18.06.2015


Рецензии